Был женат дважды, едва не умер в 35 лет: как живет Михаил Боярский
Актер познакомился с Ларисой Луппиан более 50 лет назад
У народного артиста Михаила Боярского миллионы поклонников. Звезда театра и кино появился в более чем 150 кинолентах, сыграл десятки спектаклей. В детстве он успешно окончил музыкальную школу, но в консерваторию не пошел, поступил в институт кинематографии. Там познакомился с женой Ларисой Луппиан, на которой женился дважды.
Михаил Боярский родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде в семье актеров Театра имени Комиссаржевской Сергея Александровича Боярского и Екатерины Михайловны Мелентьевой. «Мама любила меня фанатично, и я был к ней привязан. Я до сих пор считаю, что самой главной семьей в моей жизни были именно мама и папа. Даже когда уже был женат, при удобной возможности бежал к ним… Я даже зарплату долгое время по привычке не Ларисе отдавал, а маме… Мамы уже давно нет, но я до сих пор маменькин сынок», — откровенничал актер. Его дед по отцу был митрополитом. Бабушка по отцу преподавала английский и французский языки в Ленинградской духовной академии. «Мне в жизни всегда не хватало комфорта. Мы с родителями жили на Гончарной улице в коммуналке, в шестиметровой комнате впятером, с крысами, с холодной водой, в отсутствии стола, стульев», — вспоминал Боярский. Позже семья переехала в двухкомнатную квартиру. Вместо обычной школы будущий актер учился в музыкальной школе при Консерватории по классу фортепиано. По словам Михаила, учиться музыке ему не нравилось, поэтому он не поступал в консерваторию. Зато окончил в 1972 году Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. «Институт — огромный молодежный клубок, где все друг друга знали, любили, дружили. Ну, выпивали, естественно… Пиво на дни рождения приносили ведрами. Но на 200 человек ведро пива не так и много. Мы болтали, влюблялись, расставались, снова влюблялись… Это были самые счастливые четыре года моей жизни, хотя все были нищими. Ходили в одной и той же одежде. Я отучился в институте в зеленом в черные полоски свитере. Он очень теплый и выручал меня. Когда порвался на локтях, мама его заштопала…» — делился актер. Отслужил в армии один год барабанщиком в музыкальном взводе. «Мне в ту пору было уже 25 лет. Отправили в часть, расположенную в Ленинградской области. Хотя, должен признать, армейский опыт дорогого стоит. Так что не могу сказать, что это время потрачено впустую», — вспоминал актер.
Творчество
Дебютом Михаила Боярского в кино стали съемки в фильме «Мосты» в 1973 году. Его случайно заметили работники молдавской киностудии и пригласили в кинокартину, где он снялся вместе с Михаем Волонтиром. «С кино у меня история вышла как бы случайно. Конечно, я хотел сниматься. Даже в разных пробах участвовал. Как-то приехал в Москву к Кончаловскому, чтобы пробоваться на главную роль в «Романсе о влюбленных». Мне казалось, роль моя. А как иначе? Я волосатый, я битломан, я хиппи. Но Кончаловский выбрал Киндинова. Конечно, я был расстроен, когда услышал: «Миша, вы не утверждены». Так бы я и уехал в Ленинград, но меня заметили люди из молдавской группы и сказали: «Мы утверждаем вас на роль». Они нашли меня случайно, ведь тогда меня никто не знал. Так началась моя история с кино», — откровенничал Михаил Сергеевич.
Известность к нему пришла в 1975 году после роли в картине «Старший сын».
Заметной стала также роль Волка в советско-румынской музыкальной сказке «Мама» (1976).
Одной из лучших работ актера стал Теодоро в музыкальном телефильме «Собака на сене» (1977).
Звездный час Боярского настал в 1978 году с выходом культового телефильма «Д Артаньян и три мушкетера», в котором он исполнил главную роль. Вначале режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич планировал снять его в роли Рошфора. Затем предложил на выбор сыграть Атоса или Арамиса, а уже потом, по ходатайству композитора Максима Дунаевского, доверил роль храброго гасконца. Благодаря этой роли и популярным песням из фильма слава актера достигла невероятных высот. Впоследствии он сыграл эту роль в продолжениях фильма. «Кино подарило мне друзей. Фильм «Д Артаньян и три мушкетера» — самых близких. Сначала на съемках мы играли в дружбу, а потом игра стала реальностью. Наши взаимоотношения продолжались не только в кадре, но и за кадром. Можно сказать, мы всю жизнь прожили вместе: Владимир Балон, Валя Смирнитский, Игорь Старыгин, Венька Смехов… Кто-то страдает из-за того, что не сыграл что-то серьезное, например Гамлета. А я рад, что на роль д Артаньяна выбрали меня. На нее многие претендовали», — рассказывал актер.
Бешеной популярностью пользовались работы артиста в серии фильмов о гардемаринах «Гардемарины, вперед!» (1987) и «Виват, гардемарины!» (1991).
В 1987 году Боярский пробовался на роль графа Монте-Кристо в фильме Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». В одном из интервью артист рассказывал: «Мой друг Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Марк Захаров писали сценарий специально под меня. Но, прочитав его, я решил, что там ничего интересного нет, и отказался от главной роли, о чем не жалею и сейчас. Однако Юнгвальд-Хилькевич все же упросил меня сыграть роль подлеца Фернана».
Из всех сыгранных им ролей в кино самой своей любимой работой Боярский называет Тартюфа в телевизионном музыкальном фильме «Тартюф», снятом режиссером Яном Фридом в 1992 году.
На съемках артист часто получал серьезные травмы, потому что все рискованные трюки старался исполнять сам. Так, когда снимали сцену Мерлезонского балета в Одесском оперном театре, во время тройного поединка на шпагах Боярский, Борис Клюев и Владимир Балон должны были скрестить шпаги на лестнице. Работали в большинстве сцен самым настоящим боевым оружием, особенно когда нужно было взять крупный план поединка. Когда репетировали, все шло замечательно, но на съемках ускорили темп фехтования. И Боярский, сильно замахнувшись клинком, направил шпагу Клюева прямиком себе в лицо. Она выбила ему зуб и оцарапала горло. «Кто-то потом писал, что остался всего сантиметр до мозга. Но никто это не мерил. Я прополоскал рот водкой, сел в машину и поехал в стоматологическую поликлинику. Там решили вопрос с зубом, что-то нарастили, что-то вставили. Главное, что это было незаметно и можно было сниматься», — делился Боярский.
В 1979 году Боярский попал в аварию. Съемочная группа фильма «Сватовство гусара» ехала по Киевскому шоссе. Только-только пошел дождь, водитель не справился с управлением и выехал на встречную полосу. Спавший на заднем сиденье Боярский головой выбил лобовое стекло, а затем спиной упал на разделительный барьер. Очнулся только в больнице. Артист сломал крестец и остистые отростки позвоночника. Он три месяца был прикован к постели.
Боярский обладает специфическим узнаваемым тембром голоса. Впервые с телевизионного экрана запел в 1975 году в картине «Новогодние приключения Маши и Вити» в образе дикого кота Матвея, где исполнил несколько композиций Геннадия Гладкова. По признанию Боярского именно Гладков его «слепил и сделал» как исполнителя песен. За время своей творческой деятельности Боярский записал более 350 песен. «Зеленоглазое такси», «Спасибо, родная!», «Городские цветы», «Все пройдет», «Дрессировщик». Боярский был одним из кумиров Виктора Цоя. «Зеленоглазое такси» просто лютой ненавистью ненавижу! Песня очень медленная и длится почти шесть минут. Попробуйте потянуть «о-о-о» на пять минут. Будто волк какой-то воет и все жилы вытягивает! Я песню записал и забыл. Откуда она потом вылезла, сам не пойму. Но любят у нас подвыть, что делать», — делился актер.
С 1993 года неизменной частью имиджа Боярского стала широкополая черная шляпа, в которой он всегда появляется на публике. Шляпа закрепилась в образе Боярского, когда тот начал лысеть.
Личная жизнь
Михаилу Боярскому главная роль Трубадура в мюзикле «Трубадур и его друзья» подарила встречу с Ларисой Луппиан, ставшей его женой. «На самом деле мы встретились еще в институте. Но она мне как-то даже не запомнилась тогда, да и учились мы на разных курсах. А потом она пришла к нам в театр. И я обратил на нее внимание, но не как на объект романтических ухаживаний, а как на актрису. Как раз начали ставить мюзикл «Трубадур и его друзья»… Я играл непосредственно Трубадура, и меня спросили, кого бы я хотел видеть в образе Принцессы. Я подумал и предложил Ларису. Она красива, прекрасно поет. И мой выбор был сделан чисто из профессиональных соображений. А уж потом, работая над спектаклем, мы стали больше общаться. Появились чувства», — говорил артист.
Они отправились в ЗАГС в 1977 году. «Я очень дорожил своей свободой и сковывать себя узами брака не желал. Да и честно говоря, я не понимал, зачем нужен этот штамп в паспорте, вроде бы и без него все в порядке. А вот Лариса, наоборот, хотела, чтобы мы поженились. Лариса раз сто делала мне предложение. Но я не поддавался. Правда, на четвертый год наших отношений я оказался перед непростым выбором: либо мы расписываемся, либо расстаемся. Терять Ларису я не хотел, пришлось отправиться в ЗАГС. У нас взяли паспорта и, радостно воскликнув: «О, так это же артисты!» — моментально расписали. От неожиданности я даже не понял, что же такое произошло. И это все?.. Как такового свадебного торжества у нас не было. Выйдя из дома холостыми, до работы добрались уже женатыми. Но если говорить серьезно, я никогда об этом не жалел. Мне кажется, что, если бы Лариса не настояла на браке, мы все равно были бы вместе. Браки творятся на небесах. Я в этом абсолютно уверен. Лариса всегда была моей единственной женой, а я ее мужем. Обо мне ходит много сплетен, но никаких серьезных запретов я не нарушал», — считает Боярский.
Жили супруги бурно. «Сначала я спорил, орал, дрались неоднократно. Я пытался подмять ее под себя во всех отношениях, стремился строить семью по-своему. Но и у нее были свои принципы, свое мнение. Потому позже я стал умнее. Отвечаю молчанием на ее выпады…» — говорил он.
В браке родились сын Сергей (1980) и дочь Елизавета (1985). «Еще в самом начале наших с Ларисой отношений я подсознательно чувствовал: это идеальная мать для моих детей. И не ошибся. Лариса пожертвовала карьерой ради них. В воспитании детей мы всегда железно следовали правилу: на первом месте — любовь и внимание к маленькому человеку. С ним ты словно за рулем. Свернешь не туда, скорость превысишь — разобьешься. И бросить машину на проезжей части нельзя, чтобы уйти по своим делам… Думаю, жена Лариса не откажет мне в праве считать себя хорошим отцом. Возложенные природой на мужчину функции добытчика, охранника, нравственного воспитателя я всегда выполнял. Все делал не ради удовлетворения собственного тщеславия, а на благо семьи. Наша родительская задача выполнена, пользы от меня уже мало, единственное, в чем мы востребованы сегодня: можем посидеть с внуками. Возиться с ними нравится и мне, и супруге. Мы научили детей быть самостоятельными, они умеют справляться с проблемами. Деньги не берут у меня уже давно. Отдыхать едут куда хотят. На работе, в театре действуют без моей указки», — делился он.
В 1985 году Боярский развелся с женой, чтобы «решить жилищный вопрос». Вновь поженились в 2009 году. «В нашем браке был долгий перерыв. В 1985 году нам пришлось развестись, чтобы решить жилищный вопрос. Но, естественно, от наличия свидетельства о разводе у нас в отношениях ничего не изменилось. А вновь мы расписались в 2009 году», — делился Боярский.
О совместной жизни он говорит: «Каждый понимает любовь по-своему. Самая искренняя любовь к маме, потом к дочке, внучкам, а супруга — это уже как часть тебя. Это уже более возвышенные чувства, чем любовь в обычном понимании этого слова. Я ведь не мчусь со спектакля скорее повидаться с женой, нет. Просто если я не еду к ней, то, значит, мне уже некуда ехать вообще. Это единственный человек, с которым я могу жить вместе, с которым я чувствую себя полноценным. А без нее уже никак. Это даже не родственные чувства и не любовь, а что-то такое, для чего не подберешь слова…Это как среда твоего обитания. То есть я непосредственно обитаю в своей супруге».
Михаил Сергеевич читает, что жена не сможет без него жить. Он называет супругу Ларчиком, она его — Мишенькой и Солнышком. «Самое главное, что мы можем находиться вдвоем где, когда и сколько угодно. При этом не надоедаем друг другу. Еще мы умеем плодотворно молчать… Если я сдохну, она сдохнет тут же! Ни секунды не проживет! Вот если наоборот, — не дай бог — ничего бы не изменилось, ну тосковал бы…» — считает Боярский. При этом называет себя подкаблучником: «Мне важно угодить супруге, быть полезным. Я отношусь к этому совершенно спокойно. Люблю ходить в магазины и в аптеку со списком, игрушки детям купить, книги, доставать билеты. Делаю то, что необходимо. Да, я подкаблучник. И рад, что у меня есть каблук, который может опереться на меня».
Проблемы со здоровьем
В молодости Михаил Боярский курил по четыре пачки сигарет в день и сильно пил. В 35 лет после шашлыков с водкой и пивом у него случился острый панкреатит. Актер чуть не умер. Приступы панкреатита повторялись, в результате появился панкреонекроз, что привело в 1994 году к сахарному диабету. От него у звезды экрана ухудшилось зрение. Актер вынужден делать себе ежедневно несколько уколов инсулина, а также вовремя принимать пищу.
В 2023 году Боярский объявил о готовности завершить карьеру. У артиста появились одышка, проблемы с дыханием. Он стал с трудом ходить.
Михаил Сергеевич в ноябре 2023 года перенес инфаркт.
В апреле 2025 года во время репетиции спектакля упал с трехметровой высоты. Врачи диагностировали у артиста перелом ребра, травму позвоночника и ушиб легкого. Театр Ленсовета отменил все спектакли с участием Михаила Сергеевича до конца сезона из-за его плохого самочувствия. Боярскому предстоит операция на позвоночнике.
Михаил Боярский сейчас
Последние несколько лет Михаил Боярский мало снимается в кино, так как считает предлагаемые ему роли неинтересными. «Кино, в каком-то смысле, рискованное предприятие. Кино — счастье. И те, с кем ты делаешь одно дело, становятся родными и близкими. Со многими, с кем я работал, мы встречались потом как старые друзья… Не думаю, что кинематографу еще может быть от меня польза. В театре пока чувствую себя в своей тарелке, там есть роли, написанные для возрастных актеров. От добра добра не ищут. Я работал с великими людьми… Всех не перечислить. Имел дело с великими авторами. А сейчас не вижу для себя применения. Опасно быть смешным. Один мудрый человек сказал: после 60 актеры и режиссеры впадают в маразм. Неоднократно убеждался в правильности этого суждения на собственном примере. Так что надо быть аккуратным», — говорил он о профессии.
Проживает в Санкт-Петербурге в восьмикомнатной квартиры на Мойке, является членом гильдии каскадеров. «Мой дом — это моя точка покоя. Считаю, что квартира на Мойке — это наше родовое гнездо. В нашей семье такое родовое гнездо было, но революция и войны стерли его с лица земли, и я решил его построить заново… На Мойку меня всегда будто бы вело… Где бы я ни был, всегда стремлюсь домой, нигде лишней секунды не задержусь», — откровенничал Михаил Сергеевич.
В феврале 2022 года поддержал СВО. Внесен в санкционные списки Украины и Канады. Актеру запрещен въезд в Латвию на неопределенный срок. «По поводу своей жизни я уже давно не питаю никаких иллюзий. Она катится к закату. Часто думаю о смерти, но это меня не пугает. Скорее я воспринимаю ее как благо. Уверен, нет несчастней человека, чем тот, который живет вечно», — философствует знаменитость.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Забрал сына у первой жены-алкоголички, со скандалом развелся с Татьяной Васильевой: радости и горести Георгия Мартиросяна. Далее
Ненависть к русским, похороны мужа и сына: как сейчас живет актриса Ада Роговцева. Далее
Четвертая жена Михаила Ефремова разрушила себя до основания: актриса Ксения Качалина похоронила дочь, спилась и прозябает в нищете. Далее
Главное фото: Кудрявов Борис