
Киноляпы в серии фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»: Когда герой наблюдательнее реквизитора

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — цикл фильмов и мини-сериалов режиссера Игоря Масленникова. Эта серия до сих пор считается одной из самых лучших адаптаций романов Артура Конан Дойля. Первый фильм вышел в 1979 году. Главные роли сыграли Василий Ливанов, Виталий Соломин и Рина Зеленая. Разумеется, как в каждом фильме или сериале, в «Приключениях Шерлока Холмса» присутствует большое количество киноляпов. Из-за этого фильмы не стали хуже, а интерес к проекту ничуть не угас даже спустя более 40 лет.
1. «Знакомство», «Кровавая надпись»

Доктор Ватсон, вернувшийся из Афганистана, нашел жилье под одной крышей с подозрительным мистером Холмсом. Так вот, когда чудаковатая миссис Хадсон пустила постояльца в дом, был отчетливо виден небольшой тамбур и вторая дверь. Но уже на остальных кадрах и дверь другая, и тамбура нет.

А что произошло с кочергой, которую согнул доктор Ройлотт? После падения на пол она почему-то стала еще более скрученной. Получается, что силами мерились трое: Ройлотт, Холмс и пол.

Змея доктора Ройлотта, которая смертельно укусила Джулию Стоунер, была натравлена самим доктором. Напряженный момент ползущей по шнуру змеи снять невозможно: пресмыкающееся может ползать только по твердой поверхности. Поэтому «болотная индийская гадюка» сначала вылезла через вентиляцию, а в следующем кадре появляется Холмс, который дергает за шнур. Змей на съемках было две: обычный уж и песчаный удавчик (дублер, наверное).
2. «Король шантажа»

В первую очередь (и в очередной раз) в глаза бросается Бейкер-стрит. А точнее, тротуар улицы: не слишком ли часто там меняют дорожное покрытие? То асфальт, то бетонные плиты.

Вилла лондонского шантажиста окружена забором. Вот только непонятно: кирпичный он или из камня? Какой высоты? А еще можно обратить внимание, что с разных ракурсов меняется и количество растительности на стене. Деревья тоже меняются.

Ошиблись и художники по реквизиту. Например, перечень жертв Милвертона, состоящий из трех аккуратно оформленных столбцов, превратился в спешно составленный список. А статуи в кабинете шантажиста меняются местами и крутятся вокруг себя от кадра к кадру.
3. «Смертельная схватка»

Существенная экономия на всем: во-первых, массовка сыграла сразу в нескольких местах, а ассистенты не позаботились о том, чтобы примечательные костюмы хотя бы как-то видоизменились. Так, в сцене оранжерее и на вокзале сыграли одни и те же люди.

Холмс и Ватсон спрыгнули с поезда, уходя от преследователей, в густую траву. А вот сами преследователи на «самодвижущемся экипаже» катятся вдоль вполне ухоженного газона. Это объясняется тем, что сцена на железной дороге была снята в поселке Озерки в Ленинградской области, а единственный на тот момент подходящий автомобиль был задействован на съемках в Москве. Тогда съемочная группа отправилась в Москву и быстро «подсняла» момент в Ботаническом саду.

Фрагмент, где доктор Ватсон заходит в купе и здоровается с пассажиром: по сюжету, это переодетый Холмс, которого сначала добрый друг не узнает. Узнать его действительно было трудно: этот двухсекундный эпизод сыграл не Василий Ливанов, а другой человек. Режиссер, видимо, хотел, чтобы и зрители не узнали Шерлока. Далее все в том же костюме уже любимый и узнаваемый актер.
4. «Охота на тигра»

Фееричное «воскрешение» Шерлока Холмса произвело фурор и на Ватсона, и на миссис Хадсон. Как только гений маскировки отклеивает усы и бороду, доктор падает в обморок. Следом за ним рухнула женщина. Только вот в углу кадра сразу после падения Ватсона видна рука уже лежащей Рины Зеленой. В этом же эпизоде и еще один ляп: Холмс голыми руками приводит в чувства обоих шокированных, а уже после этого снимает перчатку, которой секундой раньше не было.

В знак траура доктор Ватсон носил черную ленту на лацкане пиджака. Но, кажется, художники по костюмам иногда забывали прицепить ее, поэтому с разницей в полминуты полоса то появляется, то исчезает.

Финальная схватка Холмса и Мориарти тоже оставляет вопросы. Ведь когда Шерлок рассказывает историю своего воскрешения Ватсону, за их спинами отчетливо видно русло реки, до которой буквально пара метров. А доктор Мориарти летит с огромной высоты в пропасть. Косвенно высоту можно измерить с помощью продолжительности крика.
5. «Собака Баскервилей»

В серии очень много мелких недочетов: один и тот же высокий камень в разных локациях, разные запонки на рукавах доктора Ватсона в одной и той же сцене, ночь сменяет день в зависимости от плана и ракурса, башмаки меняют цвет… В общем, в этой части за реквизитом надзор был крайне слабый. Это мелкие неточности, которые, разумеется, никак не сказались на интересе зрителей.

На обстановке декораторы тоже сэкономили. У миссис Хадсон точно такая же кровать, как и у семейства Баскервилей. Необычайная роскошь из красного дерева!

Многим зрителям не дает покоя сцена с разменом пяти фунтов в конторе Батлера. Холмс просит конторщика разменять пять фунтов — у него в руках должно оказаться 100 монет по шиллингу (ведь именно шиллинги он дает мальчугану Картрайту). В руке у парнишки после диалога оказывается 56 шиллингов, но ни звон монет, ни скромная стопка в руках героев не похожи на такое солидное количество.
6. «Сокровища Агры»

Когда миссис Морстен ушла, пообщавшись с Шерлоком Холмсом и Ватсоном, влюбленный доктор прижался к стеклу лицом, чтобы лучше разглядеть женщину. Кадром ранее зритель видит, что оконные прямоугольные секции явно больше, чем голова Ватсона. Но когда он прижимается, сразу понятно, что это не оконное стекло. Из подобных предметов рядом — дверца камина. Интересно, что он там пытался разглядеть?

Когда Ватсон передавал Холмсу керосиновую лампу, она предательски зацепилась проводом за балку. Ливанов легким движением руки поправил его, как будто так и было задумано. Да и светила эта керосинка куда мощнее, чем должна. Но как иначе бы Шерлок нашел след от ботинка, который оставил преступник?

Во время беседы с королем Шерлок сидел спиной к камину и согревал ноги под пледом. Правда, это было только на крупном плане. А вот на общем — он уже сидел без пледа. Хладнокровный и рассудительный Холмс, очевидно, никак не мог согреться: его куртка то расстегнута (когда плед был на нем), то застегнута — когда пледа не было.
7. «Двадцатый век начинается»

После визита леди Хильды Трелони Хоуп Холмс и Ватсон обсуждают некоторые детали. Во время диалога доктор уже почти присел в кресло, накрытое защитным чехлом, но после заметной склейки кадра, чехла уже нет, а кресла стоят совсем в другом положении.

И в этой части тоже решили немного сэкономить на реквизите. Иначе как объяснить появление в доме мистера Хоупа картины, которая некоторыми сериями ранее висела в доме миссис Хадсон? Эту приметную вещицу Ватсон чуть не снес во время встречи с лже-вдовой.

В последней части «Приключений» дом Холмса планировали превратить в музей. Но случилось совсем иначе: в 221В на Бейкер-стрит открыли ресторан, в который приходит Ватсон по приглашению дорогого друга. При входе его взгляд словно говорит: «Что здесь вообще происходит?» А далее все также обыденно, как в старые добрые времена, они обсуждают новое интересное дело.
8. Сквозные ляпы
В каждой серии повторяется массовка. Словно по одним и тем же улицам ходят одни и те же люди, в одних и тех же направлениях и одежде. Это не имеет никакой смысловой ошибки, но обращает на себя внимание въедливого зрителя.
Убрать современные столбы освещения и советские канализационные люки не получилось. Общей картины, конечно, это не портит, но такие мелкие неточности цепляют глаз.
Дорожное покрытие возле дома Холмса постоянно меняется: в одной и той же серии можно встретить и бетонные плиты, и асфальт, и брусчатку. В последней серии зрителя решили запутать с адресами еще сильнее: традиционный номер 221В превратился в 22В. Но номер дома крупно не показали, поэтому это стало лишь ще одной зарядкой для глаз внимательной аудитории.
Регулярно при кадрах, снятых в помещениях, в отражениях стекол и зеркал мелькают люди из съемочной группы. Их нежно называют «призраками 221В».