Превращение в насекомое, защита от солнца и россыпь риса: какие легенды о вампирах перешли из фольклора в кино
Накануне на Кинопоиске вышел второй сезон главной российской вампирской саги последних лет — сериала «Пищеблок» о пионерах, которые после поездки в лагерь вынуждены жить с жаждой крови, распутывать мистические происшествия и противостоять более могущественным темным силам. Посмотрели первые серии и решили разобраться, какие древние легенды и мифы нашли отражение в кино (только без Дракулы), а какие — выдумки сценаристов, не привязанные к истории.
Защита от солнца
В мифологии практически всех народов вампиры и им подобные существа боятся света и предпочитают ночь. Исключение — «Сумерки», где вампиры на солнце не прям чтобы сгорали, а очень ярко светились. В мифологии способы обхода светобоязни упоминаются достаточно редко, но в фольклоре некоторых народов вампиры часто были тесно связаны с колдунами — считалось, что люди с магическими способностями могли обращаться вампирами или превращаться в них после смерти.
В массовой культуре тему с колдовством, которое помогает вампирам обходить древние проклятья, значительно усилили, чтобы дать героям чуть больше свободы, а съемочной группе — возможность работать не только в ночное время. Так, в кино появились магические вещи, помогающие вампирам находится под солнцем. В «Дневниках вампира» таким предметом могло быть что угодно — кольца, амулеты, браслеты, главное, чтобы маги их заговорили. А в сериале Кинопоиска «Пищеблок» от дневного света вампиров защищает…советская атрибутика — комсомольские значки и звезды.
Полуоборотни — полувампиры
В славянской мифологии не было вампиров, зато были упыри и вурдалаки. Первые — похожи на современных зомби. Неупокоенные души, которые ночью вставали из могил, пили кровь у животных (иногда у людей тоже) и портили крестьянам жизнь. Вурдалаки же — существа чуть более необычные, потому что, по преданиям, могли менять человеческое обличие на животное и обратно: своего рода полу-оборотни, полу-вампиры. В кинематографе вампиров и оборотней часто разделяют и делают заклятыми врагами — самые популярные примеры, это сериал «Дневники вампира» и сага «Сумерки». Но иногда на экраны все-таки прорываются близкие к вурдалакам сущности. К примеру, в упомянутых «Дневниках вампира» в какой-то момент появляются гибриды — созданные при помощи колдовства вампиры, способные превращаться в волков. Укус этих существ был смертелен для других вампиров, а убить их можно было только обезглавливанием, деревянным колом (куда без него) и вырыванием сердца из груди.
Албанские вампиры
В албанской мифологии не было как таковых классических вампиров образца «Сумерек». Скорее наоборот — албанцы верили в существование потустороннего существа, называемого штрига. Его представляли как женщину с изуродованным лицом, которая ночами похищала «жизненную силу» у своих жертв (чаще всего — детей), иногда превращаясь для этого в насекомое. Жертвы после такого мистического ужина вскоре заболевали и умирали.
В кинематографе один из самых ярких примеров использования образа штриг — это восемнадцатая серия первого сезона «Сверхестественного», там Сэм и Дин Винчестеры отправляются в городок Фитчбург в Висконсине, где дети столкнулись со странной мистической эпидемией, причины которой не могут установить никакие врачи. Оказывается, что в городе завелась штрига, которую героям удается убить, поймав «на живца».
Зерна счет любят
В верованиях многих народов (цыгане, китайцы, индусы и некоторые европейские этносы) вампирам приписывается одно любопытное качество — если они встречают зерна (в зависимости от страны происхождение зерен обычно меняется, например, в Китае речь идет о рисе) — то должны пересчитать все до одного и только потом двинуться дальше. Эту особенность якобы использовали, чтобы задержать вампира и скрыться из виду, пока тот занят подсчетом.
В массовой культуре эта легенда используется достаточно редко — вампиров любят показывать практически неуязвимыми, жуткими и уж точно не проявляющими интереса к зерну. Но в американо-румынском фильме «Дракула 2: Вознесение» (2002) создатели добавили эпизод, где перед вампиром рассыпают мешок риса, чтобы сбежать, пока тот вынужден их пересчитывать.
Заражение вампиризмом
В кино чаще всего заражение вампиризмом происходит через укус или попадание в организм крови вампира — фильмов с такими сценами сотни, если не больше. Правда, в фольклоре и мифологии такой способ передачи вампиризма встречается крайне редко. А если быть точным, похожие поверия были распространены только в Румынии. У большинства других народов вампирами становились люди, погибшие жестокой насильственной смертью, похороненные с нарушением обрядов, отрекшиеся от бога или рожденные с физическими изъянами: заячьей губой или хвостом.
Способность вампиров обращать других людей — изобретение сравнительно недавнее. Но некоторые авторы пошли еще дальше, представив, что вампиризм может быть сродни вирусу и передаваться чуть ли не воздушно-капельным путем. В разных мистических сериала мотив подобной эпидемии раскрывался многократно, но чаще всего касался зомби-апокалипсиса. А вот именно вампирские эпидемии — скорее исключение в мире фантастического кино. Так, этому посвящен фильм «Воины света» (2009) с Итаном Хоуком в главной роли и сериал «Штамм» (2014-2017) Гильермо дель Торо.