Главная (выберите раздел)

«Вавилон-Берлин» – От Калигари до Гитлера»

Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 3 марта 2020

«Вавилон Берлин», безусловно, самый обсуждаемый немецкий сериал последних лет. Одной из причин его ошеломительного успеха является жуткое сходство Германии 1920-х годов с сегодняшней Германией, и это сходство сериал подкидывает снова и снова довольно небрежно. Третий сезон сериала «Вавилон Берлин» подходит к своему финалу. Посмотреть его можно по-прежнему в онлайн-кинотеатре ViP Play и на телеканале ViP Premiere.

Мы встретили двух главных актеров Лив-Лизу Фрис и Фолькера Бруха в берлинском отеле. Разговор о новом сезоне быстро превратился в гораздо более политическую дискуссию.

Существует много успешных сериалов, которые показывают историю страны в течение нескольких лет. «Вавилон Берлин», безусловно, самый успешный. Как вы думаете, откуда этот интерес к прошлому? И почему сейчас?

Лив-Лиза Фрис: Это вопрос поколений. Я думаю, что речь идет об осознании и размышлениях о том, что пережили люди и что делает наше общество таким, какое оно есть. Всякий раз, когда вы имеете дело с чем-то, вы можете понять это лучше на расстоянии.

Фолькер Брух: Например, мой дедушка не всегда был таким стариком. Именно поэтому я интересуюсь тем, что есть история для меня, и было реальностью для людей тогда. Если вы думаете о том, почему молодые люди принимают решения, которые они принимают, вы можете увидеть, что всегда есть социальные обстоятельства, которые ведут к чему-то. Социальное обстоятельство, социальная потребность, которая ищет выход.

Во времена «Вавилона-Берлина» в Веймарской республике такие проблемы, как бедность, сильное чувство несправедливости в отношении санкций после Первой мировой войны, играют важную роль. Если вы долгое время жили в бедности, и ваши соседи, например, семья главной героини Шарлотты Риттер, то этот безумный гнев, это «Теперь моя очередь», можно объяснить. Проблема не будет решена, если мы оторвемся от бабушки и дедушки и скажем: как вы могли бы!

Лив-Лиза Фрис в третьем сезоне (справа)

Ваша героиня, Шарлотта Риттер, должна одержать победу над сильной оппозицией в патриархальном и сексистском полицейском аппарате 1920-х годов. Но ей всегда мешают просто потому, что она женщина. Вы сталкиваетесь с подобным?

Лив: (выдыхает) В некоторых интервью я говорю: да, часто. В некоторых я говорю: вообще никогда. Истина где-то посередине.

Но на руководящих должностях все еще мало женщин, и есть неравенство в оплате труда. Например, среди актеров. Эта тема уже несколько лет обсуждается в Голливуде. Вам обоим будут платить одинаково?

Лив: Я не знаю точную зарплату Фолькера, и он тоже не знает мою. Но я знаю, что разница крошечная. Это было все, что мне нужно было знать.

Женщинам-актриса в кино платят меньше?

Вы не всегда были звездами, которыми стали сегодня. Каков ваш предыдущий опыт с точки зрения сборов и равной оплаты?

Лив: Актерам часто недоплачивают, поэтому в конце дня, я знаю, у многих встает вопрос о возможности платить арендную плату за свое жилье. В сериале «Вавилон-Берлин» мы имеем привилегию, я могу хорошо тут зарабатывать. И с этим я принадлежу действительно очень маленькому проценту актеров. Но такой большой проект, как «Вавилон», может неожиданно сделать для меня возможным другой проект, который будут платить меньше. Это сложный вопрос.

Работа над сериалом повлияла на ваше видение истории, соответствует ли это тем знаниями и представлениям, которые вы получили, скажем, на уроках истории в школе?

Лив Лиза Фрис: – Не знаю, как в других странах, но в Германии в школах больше времени уделяется событиям более позднего периода, где-то начиная с 1943 года, а что касается более раннего времени – то мне даже сложно вспомнить, что именно нам рассказывали про начало двадцатого века в Германии. Без сомнения, было очень интересно наблюдать за событиями и развитием, особенно начиная со второго сезона. Это интересно. В наши дни прямо сейчас в Германии проходили демонстрации, и я смотрю сериал – там тоже самое происходит. И ты смотришь и говоришь себе: «Что? Почему столько людей на улице? Что происходит?» А еще очень интересно наблюдать за своим персонажем из сезона в сезон. Возможно тебе нравится в каком направлении он развивается, и хочется узнать, что же с ним станет дальше.

Когда мы слушаем, например, рассказы про нацистов, то это всегда что-то далекое, что было не с нами, но если, например, ваш дядя или другой родственник был нацистом, это вас касается куда ближе. Как относится к этому в таком случае? Это сложно.

Съемки третьего сезона «Вавилон-Берлин».

Фолькер Брух: Есть события, которые просто уже были, и их надо принять как данность. Это не книга. Когда ты читаешь какую-либо книгу по истории, то даётся понятный и подробный анализ, но в то время никто не мог предугадать, что будет дальше, и никто не хотел, чтобы так произошло. Я думаю, и там были люди, которые мечтали спасти страну. И об этом не пишут. Никто не знал ничего заранее.

— Когда я смотрел ваш сериал, я заметил, что та эпоха и окружающая обстановка описаны с большой любовью и очень привлекают. Я поймал себя на мысли, что хотел бы оказаться и пожить в то время. Как вам удалось добиться этого и соблюсти такой баланс?

— Во первых в то время в стране было не так много людей, как сейчас, страна понесла огромные потери после Первой мировой войны, и та свобода, которую вы заметили, была результатом долгой борьбы и многих лет угнетения. Случился взрыв свободы. Закончилась революция, был свержен император, впервые была установлена демократическая система управления, и, конечно же, было много давления со всех сторон, и перемены происходили очень быстро.

— У меня возникает ассоциация с книгой Кракауэра «от Калигари до Гитлера» и что мне особенно понравилось в вашем сериале, это то, что было показан этот коллективный дух и то, насколько сложным и комплексным был весь процесс. Необходимо понять, что всё случилось не спонтанно, что кто-то в Германии вдруг встал и предложил идти убивать евреев, нет.

— Если говорить про сам фильм «От Калигари до Гитлера» то он достаточно мрачный, наполненный страданиями… Но если хотите сделать броский заголовок для вашей статьи, то можете назвать ее «Вавилон-Берлин – От Калигари до Гитлера».

Непременно воспользуюсь.

Отзывы