Анна Ковальчук — о 20-м сезоне «Тайн следствия»: «Романтики будет немного, основной упор — расследования»

14 декабря в 21.20 на телеканале «Россия» стартует юбилейный, 20-й сезон детективного сериала «Тайны следствия». Мария Швецова и ее коллеги продолжают раскрывать запутанные преступления в Санкт-Петербурге. В роли Марии Швецовой – народная артистка России Анна Ковальчук. Нам удалось поговорить с актрисой перед началом новых эпизодов.

— Анна, что юбилейного будет в юбилейном сезоне? Вроде новая прическа у Марии Сергеевны, цвет экрю в одежде… Что-то еще?

— По сути, ничего, кроме того, что написали сценаристы – всех тайн раскрыть заранее не могу. Будет Злата, для меня это приятное событие. Она возвращается домой из Лондона, занимается журналистским расследованием, тренерской работой, учится на юридическом факультете – поэтому будут кадры, где Златочка и даже Марья Сергеевна верхом на лошади.

Насчет прически – каждый раз мы пытаемся придумать что-то новое, прическа у меня в сериале никогда не повторяется. Мой художник Леночка (Елена Иванова – ред.) очень профессионально относится к этой работе, и в перерывах между сезонами проходит какие-то курсы – все время что-то новое узнает и придумывает, она просто подарок для меня. В этом сезоне прическа очень чудесная и стильная, зрители скоро увидят на экранах – Марье Сергеевне идет. Были эксперименты с волосами – удачные и неудачные, но я снова вернулась к своему каштановому цвету. Главное в этой жизни – не останавливаться и ничего не бояться, быть блондинкой, в том числе – Мария Сергеевна у нас смелая.

— В новом сезоне будет больше романтики?

— Романтики будет немного, таков сценарий. Может, это и неплохо, что Марья Сергеевна ведет такой отшельнический образ жизни, ни с кем не проживает после развода… Она у нас женщина серьезная, основной упор в фильме – на расследованиях.

— Актеры много рассказывают в интервью, как импровизируют, все время что-то додумывают – или это в рамках обычной работы в кино, как и в любом другом фильме?

Кадр из сериала.

— Дорабатываем иногда. Очень много вкладывает в сценарии наша студия, режиссер Егор Баринов и продюсер Егор Абросимов. А уже на съемочной площадке мы тоже что-то предлагаем, и так как я тоже являюсь консультантом проекта, естественно, я тоже вправе переписать какие-то диаложные ситуации. Понятно, что канву и какую-то основную линию я не трогаю – каждый должен знать свое место, и я его знаю. Но когда Мария Сергеевна разговаривает с тем или иным персонажем, мы добавляем очень много юмора, потому что его тоже не прописывают. И все остальное, забавное и вкусненькое – все это делают актеры прямо на площадке.  

— Можно ли сказать, что у вас уже такая актерская семья? Как эта семья принимает новые лица: актеров, режиссеров? 

— Да, можно и так сказать, что у нас уже сложившийся актерский состав, и мы всегда рады новым лицам, новой кровушке (смеется). Мы всегда очень рады новым персонажам, и если видим ответственный и деликатный подход – все складывается. Но бывает так, что исчезают персонажи, которые нам очень дороги – например, Ольга Павловец, великолепная артистка, она была и следователем, и подругой Маши. Она почему-то по воле сценаристов исчезла бесследно, и это очень грустно. Так же, как и Алла Довлатова и Зоя, секретарь – я не понимаю, почему вкусные персонажи теряются, для меня это загадка, я ничего сделать не могу. Зрители часто задают мне вопросы: «а почему исчез Луганский, а почему нет вот этого персонажа, верните, как вам не стыдно!».

— С кем из режиссеров лучше всего работалось? Многие говорят, что сериал в значительной степени это актерский проект – значит ли это, в том числе, что актеры подчиняют режиссера?

Кадр из сериала.

— Проект для режиссера может показаться несложным, потому что можно просто свет поставить и камеру, а актеры уже знают, что делать в кадре. Но нам хочется, чтобы режиссер поработал, чтобы режиссер вложил себя. Нет, актеры режиссера не подчиняют, но «Тайны следствия» – это такой сильный проект, который вытесняет людей, непрофессионально к нему относящихся. Тут нет людей, которые случайно пришли, не зная текста, без интереса. Именно за счет интереса, профессионализма и полной отдачи проект и существует 20 лет. Любой проект, который не подпитывается энергетикой, интересом, вниманием, ростом – и человеческим, и профессиональным – просто погибает. И все эти годы наша актерская семья не дает проекту погибнуть. Мы все силы бросали на то, чтобы сериал оставался на том высоком уровне, который мы задали и который не можем потерять. Потому что это как любимое дитя – ты не дашь своему ребенку быть недолюбленным, недоодетым, недокормленным. Мы кормим этот сериал своей энергетикой, своим временем, своим желанием работать

— Ваш образ – как он сложился? Прическа, одежда – так было в сценарии с самого начала или просто такой была мода на тот момент?

— За 20 лет все, конечно, поменялось, но изначально этот образ и вообще все образы, весь тон сериалу задала Ада Семеновна Ставиская и студия, которая начинала этот проект. И много лет Ада Семеновна вкладывала в сериал все, что могла – здоровье, деньги, время, свою любовь. Она все придумала: и кастинг режиссеров, и актеров. Она вместе с Инной Лазаревной Шлионской создала крепкий фундамент для этого проекта, на котором можно этаж за этажом наращивать и наращивать – вот уже 20 этажей, 20 сезонов.

Кадр из сериала.

— Вы стали матерью в первом же сезоне, ваша дочь и собака в фильме… Вы не сталкивались с тем, что вас воспринимают как актрису одной роли? Роль повлияла на вас или больше вы на нее за эти 20 лет?

— У нас обоюдная любовь с этой ролью. Да, я стала матерью в первом сезоне, и так сложилось, что моя дочка с первого сезона работает как актриса в этом сериале. И это, безусловно, бриллиант нашего сериала, потому что мы видим, как растет Марья Сергеевна как мать, как растет ее ребенок в кадре – мне кажется, что этой мой бесценный личный вклад в эту историю. Я не думаю, что меня кто-то ассоциирует только с этой ролью, потому что у меня было такое количество работ в блистательных фильмах, в которых мне повезло принимать участие. Какие-то люди благодарят только за «Мастера и Маргариту», какие-то ходят в театр – а уж в театре люди меня видят с другой стороны. Режиссеры тоже не видят меня только в одном образе. Я и в детском кино очень люблю работать, у меня там тоже есть прекрасные роли – «Ура, каникулы», например, великолепный фильм. У меня, конечно, образ в целом позитивный, женственный, но были и отрицательные роли, исторические персонажи, смешные образы – поэтому я не могу пожаловаться на то, что я актриса одной роли. Но даже если бы у меня была только одна эта роль, я была бы бесконечно благодарна Богу, жизни, судьбе за все, что эта роль мне дала: спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, любовь людей к этому сериалу и ко мне. Это очень приятно, это дар Божий.

Кадр из сериала.

— Насколько плотно вы сжились со своей героиней, сложно ли столько лет ее играть, помогает или мешает этот образ?

— У нас в Театре им. Ленсовета есть спектакль, который идет уже 51 год, «Малыш и Карлсон на крыше», где актеры каждый спектакль на протяжении 10, 20 лет говорят один и тот же текст – вот это сложно. Хотя и там есть возможность интерпретировать и каждый спектакль сделать непохожим на предыдущий. Что тут говорить про образ Марьи Сергеевны, которая меняется от сезона к сезону до неузнаваемости. Другое дело, что характер ее стабилен, отношение ее к добру, злу и к жизни стабильно. У любого актера много сыгранных образов, и в моем актерском сундучке есть и Марья Сергеевна, и детские персонажи, которых я играю, когда читаю сказки на канале «Спас», и образ Анны Карениной. Порой, когда я вижу хамство, когда я сама теряюсь перед ним, перед злобой, невежественностью, я достаю из этого сундучка образ Марьи Сергеевны. Но чаще всего меня защищают и люди, и Бог, и мой ангел-хранитель. В принципе, мне всегда на пути встречаются прекрасные люди – которые меня любят, которые открыты и не желают мне зла. Понятно, что всякое бывает, все люди разные – ну, и я подстраиваюсь под людей и принимаю их.

— В одном из интервью вы признавались, что хотели бросить проект, но вот начинается новый сезон. Побороли свое желание?

Кадр из сериала.

— Я каждый сезон хочу бросить, потому что мне кажется, что я устала, что достаточно, что зрителю надо передохнуть… Иногда мне хочется вообще все поменять и даже уйти из актерской профессии. Хотя, как бы я ни трепыхалась, как бабочка, у меня, слава Богу, все стабильно, я больше 20 лет в одном театре, в этом сериале, я живу в Петербурге с 4 лет, проживаю в одном районе на протяжении 30 лет, и я очень счастлива всему этому.

— Когда сняли первый сезон, было ли предположение, что все так надолго затянется?

— Конечно, нет. Да и кто знал? Просто я знала, что у меня все будет хорошо. И каждый год, когда мы включаем телевизор в декабре и идет премьера, а я вечером, дома, с чашечкой чая в кругу своих родных людей. Мы включаем сериал, наслаждаемся, мне звонят близкие люди, поздравляют – им, наверное, уже надоело за 20 лет, но мне очень приятно, когда мне пишут, когда поздравляют. Я практически никогда не слышала негативных отзывов. Новая премьера для меня – как маленький Новый год: все счастливы, много поздравлений, люди благодарят, и я понимаю, что не зря мы когда-то мерзли и голодали.

«Тайны следствия-20», с 14 декабря, 21.20, «Россия 1»

Exit mobile version