Главная (выберите раздел)

Прилучный — это Печорин, а «Мажор» — экзистенциальная драма: смотрим 4-й сезон

Время прочтения: 3 минуты
Дата публикации: 3 июля 2022

Демоны, одолевающие Игоря Соколовского и других героев, вновь вступают в схватку.

«Мажор» («Кинопоиск», со 2 июля) — продукт уникальный. Зная продукцию сериальной фабрики Sreda Александра Цекало (а там снято очень много отличного контента, достаточно среднего, есть и плохое), начинаешь сомневаться в том, что этот сериал — плод тщательно просчитанной продюсерской стратегии. При всей видимой простоте и даже наивности сюжета «Мажор» производит впечатление художественного произведения, повинующегося лишь прихоти творцов (то бишь сценаристов, режиссера, оператора, художника-постановщика, etc), но не продюсеров, чей прицел на рейтинг в русских сериалах так часто заметен и все портит. Разумеется, это ложное ощущение, а значит, перед нами — редкий и невозможный результат гармоничного союза хрупкого творчества и циничного бизнеса.

Фото: кадр из сериала

Когда-то давно «Мажор» начинался как средней руки ментовский детектив, который легко мог выродиться в нечто совсем постыдное, вроде «Тайн следствия», где Анна Ковальчук снимается теперь исключительно ради денег, даже не пытаясь стереть с лица гримасу отвращения. К тому же ничего выдающегося от сериала, где в главной роли занят Павел Прилучный, не сыгравший за свою карьеру ни одной заметной драматической роли — у него сплошь жанровые истории, ждать не приходилось.

Фото: кадр из сериала

Но вдруг оказалось, что это меланхолический сериал с привкусом нуара, с болезненно рефлексирующим героем, красиво летящими в замедлении пулями и обрамляющим все это китчем — выраженным настолько явно, что это становится искусством. Жанрово «Мажор» густо замешан — в этом коктейле одновременно можно обнаружить высокий пафос древнегреческих трагедий (скажем, Еврипида), низовую эстетику мелодрам канала «Россия 1» и декадентскую высокопарность из фильмов от Marvel (в те моменты, когда там перестает все взрываться и герои ведут философские разговоры за жизнь). И одно уравновешивает другое: не бесят, например, диалоги, состоящие из звенящего пафоса пополам с банальностями — в них чудятся глубина и смысл.

Фото: кадр из сериала

В официальных пресс-релизах жанровое своеобразие «Мажора» неловко определяют как «экшн» и наверняка есть люди, которые любят сериал только за это. Тогда как по факту, это, конечно, чистейшей воды экзистенциальная драма. Вот бы все усугубить — сделать условными декорации и снимать в павильоне, чтоб получилась наша «Тюрьма Оз», вот было бы культурное событие. Но массовый зритель не понял бы — все-таки изначально это снимали для Первого канала.
Апогея «Мажор» достиг к финалу 3-го сезона. Сцена в банке снята канонически-штампованно, особенно в части перестрелки и сразу после нее. Герои врываются в хранилище банка, с помощью искусственного землетрясения (!) вскрывают ячейки, Игорь находит диктофон и тут же слушает голос матери (торопиться же некуда). Чуть позже почти как в индийских фильмах выясняется, что Фишер — настоящий отец Кати (Любовь Аксенова) она произносит трескучий монолог и стреляет в Игоря (Павел Прилучный), но под пулю пошлейшим образом бросается сбежавшая из роддома Вика (Карина Разумовская). И эта выдающаяся китчуха непостижимо смотрится как драма высшей пробы.

Фото: кадр из сериала

А Павел Прилучный, осознает он это или нет, играет Печорина — неприкаянного и обреченного циника, которому дали еще один шанс (возможно, зря) в четвертом сезоне. Прошло девять лет, Игорь не стал наркоманом и не шагнул с крыши — что вообще-то было бы логично в его ситуации. Он спит со своим психоаналитиком (Любовь Толкалина) и опять кутит в кабаках. Но теперь у него есть дочь (Вика-то от него перед гибелью родила, оказывается) и пока он ведет в связи с этим как полный мудак. Катя в психушке, но, кажется, скоро оттуда выберется. Демоны, одолевающие героев, вновь вступят в схватку. Интересно, как они выкрутятся на этот раз.

«Мажор-4». 8 серий.

Режиссер: Нурбек Эген.
Сценарий: Олег Маловичко и Сергей Калужанов.

В ролях: Павел Прилучный, Александр Обласов, Любовь Толкалина, Игорь Жижикин, Дмитрий Шевченко, Анна Цуканова-Котт, Павел Чинарев, Дана Абызова, Владимир Селезнев, Карина Разумовская, Любовь Аксёнова, Андрей Титченко, Вита Корниенко и др.

Где смотреть: «Кинопоиск» с 2 июля по субботам.

Главное фото: кадр из сериала