Акушерка не хочет в тюрьму: Марина Александрова в драме «Дыши»
После смерти мужа ее жизнь стала терять смысл, несмотря на троих детей. А тут еще уголовное дело завели
Лере около 40, и она в в душевном раздрае (Марина Александрова). Во-первых, в этом возрасте такое в принципе случается, а во-вторых, недавно она похоронила мужа — сгорел от рака, и Лера одна тянет троих детей. На плаву Леру хоть как-то держит работа: она видная акушерка в престижной частной клинике. Беременные к ней в очередь становятся, поскольку она авторитетная приверженица естественных родов. Но случается беда: юная любовница (Даша Верещагина) быковатого бизнесмена Шахова (внезапный режиссер «Бумера» Петр Буслов) рожает неудачно — младенец из чрева матери сразу попадает в реанимацию. Прокуратура расследует дело, Лере грозит реальный уголовный срок. Виновата она или нет? Этот вопрос волнует и саму Леру.
«Дыши» — сериальный дебют режиссера Анны Кузнецовой, которая громко заявила о себе фестивальной драмой «Каникулы» (2024), где предметом ее исследования стала вялотекущая рефлексия женщин средних лет на тему самоидентификации во второй половине жизни. В сериале Кузнецова уже не по своему сценарию продолжает начатое.
Лера старается жить как положено: дети сыты, обуты-одеты, работе вроде как отдается полностью, выглядит опрятно. Но тоска понемногу одерживает верх: Лера опрокидывает бокалы с винишком один за другим, не вникает в жизнь дочерей и сына — а там намечается коллапс по всем фронтам.
Она живет словно в тумане, и даже после ЧП на работе никак не может очнуться. Случайные люди играют с ней как океан со щепкой — причем все это выливается в приключения интимного свойства. Женатый гаишник (Артем Федотов), которому она понравилась, зовет в ресторан, а потом в отель — она безропотно соглашается, механически замечая, что он у нее первый после мужа, наглый и ущербный приятель дочери откровенно ее домогается — Лера возражает вяло и как бы нехотя. Погруженная в себя, она отмахивается от сына-школьника, который сообщает, что ему надо срочно поговорить о чем-то серьезном. На этом фоне холодная следователь Степнова (Мариэтта Цигаль-Полищук) сообщает, что Лера может реально присесть.
К третьей серии «Дыши» окончательно начинает казаться феминистской драмой навроде фильма Шанталь Анкерман 1975 года «Жанна Дильман, набережная Коммерции, 23, Брюссель 1080», где добропорядочная мать-одиночка жила по расписанному по минутам распорядку, зарабатывала на жизнь проституцией на дому, а потом психанула и зарезала клиента. Лера тоже на пороге бунта — пьяная, она выбегает во двор и орет — чудом без ножа. Понимающая старшая дочь уводит мать, которая то ли в депрессии, то ли охренела. Как и Жанну Дильман, Леру сложно жалеть. Акушерка отдается тоске прежде всего потому, что может себе это позволить — дети вполне самостоятельные, а материальных проблем в семье нет и в помине — почивший муж, очевидно, неплохо зарабатывал. Наслаждающаяся болью Лера выключает материнский инстинкт как ненужный, и ведет себя, в общем-то, отталкивающе.
Масла в сценарный огонь щедро подливает Марина Александрова — образ у нее получается приторно-вычурный, однокрасочный, как это обычно бывает в телевизионных мелодрамах («Домашний», «Россия 1»). Третий эпизод кажется более удачным, чем первые два, только потому, что сцен с Александровой там заметно меньше. Лера откровенно бесит — в своем состоянии она умудряется быть самоуверенной и высокомерной особой. Лишь однажды она ненадолго очнулась от морока — и скопировала обменную карту пациентки до того, как ее уничтожат по приказу начальства.
Мужчины в сериале подонки как на подбор — директор клиники, бизнесмен Шахов, друг дочери героини. А женщины — их жертвы, жертвы, жертвы. Уже и в глазах следователя Степновой мелькает огонек понимания.
Нетрудно догадаться, что целевая аудитория «Дыши» — женская. И, видимо, нерожавшая — опытные зрительницы воют от размаха допущений, вроде того, что акушерка с дипломом медколледжа не может самостоятельно вести беременность. Хотя и и прочих допущений хватает: в эпоху расцвета электронных платежей Лере несут конверты с наличкой (почему вообще штатной акушерке платят напрямую?). Есть подозрение, что в итоге Лера победит, директора клиники посадят, младенец поправится — а, следовательно, метафорически победят все женщины на свете.
Как талантливого режиссера Кузнецову угораздило вляпаться в этот торт с масляными розочками, ведь в «Каникулах» был богатый подтекст, тонкая игра и художественный смысл, вопрос открытый. Возможно, снимать артхаус для фестивалей в сотрудничестве с понимающим продюсером — это одно, а пристойно выстроить коммерческий сериал, где продюсеров меньше двадцати не бывает — совсем другое.
А рожать, видимо, лучше в государственной клинике. Шансы нарваться на Леру там равны нулю.
«Дыши» Драма, 8 серий 18+
Режиссер: Анна Кузнецова.
Сценарий: Елена Кондратьева, Светлана Штеба, Илья Маланин.
В ролях: Марина Александрова, Даша Верещагина, Петр Буслов, Светлана Камынина, Мариэтта Цигаль-Полищук, Мария Лукьянова, Иван Агапов, Евгения Аюнц, Никита Григорьев, Артём Федотов, Артемий Мильграм, Иван Фоминов, Наталья Земцова.
Окко.
Главное фото: фрагмент постера