Ленин вертится бесом, Николай II грустит у окна, а вся надежда — на Юру: смотрим «Хроники русской революции»
Юра Борисов, Юлия Высоцкая, Никита Ефремов, Александр Мизёв в грандиозном сериале-эпосе Андрея Кончаловского
1905. В Гельсингфорсе боевики грабят банк на нужды революции — в эксцессе важную роль играет роковая дама весьма авантюрного свойства Ариадна Славина (Юлия Высоцкая), которая затем везет в Санкт-Петербург взрывчатку, вшив ее в корсаж. Сам воздух в империи, истощенной русско-японской войной, дышит бунтом. Народные массы ропщут, лидеры политических движений всех мастей облизываются на них как коты на масло.
Владимир Ленин (Евгений Ткачук) прозябает в заграницах, в лидерах ушлый коммерсант, философ и социал-демократ Александр Парвус (Алексей Колубков), успешно манипулирующий модным драматургом Максимом Горьким (Евгений Смирнов-Иваницкий) и его баснословными гонорарами, а также влиятельным оратором, лишенным сана нарциссическим священником Гапоном (Илья Крутояров). Определенную популярность, особенно в среде эмигрантов, снискал Троцкий (Николай Куглянт), которому страшно завидует Ленин. В среде ультрарадикалов особенно хорош эсер-боевик Лютер (Александр Мизёв) — хладнокровный, лишенный эмоций, без всяких соплей готовый на все, ловко убивающий путем вонзания карандаша в мозг через ухо.
Николай II (Никита Ефремов) в смятении и признается, что не знает свой народ. Он страшно переживает, что не может даже прогуляться вокруг Зимнего дворца из-за опасений стать жертвой бомбистов. Премьер-министр, граф Сергей Витте (Константин Милованов) склоняет его к послабению гаек и дарованию некоторых свобод, но становится только хуже — в народных массах это принимают за слабость.
Охранное отделение явно не справляется с обязанностями и внутри него создают особый отдел по наведению порядка. Его главой назначают честолюлюбивого и патриотичного ротмистра Михаила Прохорова (Юра Борисов), немедленного произведенного в подполковники. Офицер из казаков, он уверен, что все еще можно остановить. Ради царя, ради Отечества.
Есть у революции начало… А конец — через 16 серий
Сериальная индустрия к теме русской революции обращается периодически, но обычно делает акценты на частном («Троцкий», «Демон революции» про Парвуса). «Хроники…» же — масштабный эпос, охватывающий период с 1905-го по 1924-й, когда умер Ленин и власть перешла к Сталину. 16 почти часовых серий разделены на четыре части, название каждой из которых звучит хлестко и пафосно — все на «Р»: «Рассвет», «Разгон», «Распад», «Расплата». Уже из этих названий можно понять идейное наполнение «Хроник…» — царский режим не осознал в полной мере суть, масштаб и причины народного бунта, в итоге предпочел запоздалые жесткие меры, что привело к распаду империи и вызвало последствия, которые мы расхлебываем до сих пор.
Снимали сериал почти год — страшно долго по нынешним меркам, даже с учетом хронометража. Сотни человек массовки. 157 реально существовавших персонажей. Обилие впечатляющих общих (и весьма дорогих) планов. На момент премьеры режиссеру Андрею Кончаловскому исполнилось 88 лет. «Хроники русской революции» грозят стать его opus magnum — главным фильмом в карьере. Сценарий он написал сам, вместе со своим постоянным соавтором Еленой Киселевой.
Очевидно, что «Хроники…» еще долго будут разбирать разнообразные критики и историки. А прав ли господин режиссер в видении того или иного события. А правдиво ли изображено то и это. Пока же в этом поверхностном обзоре хочется сосредоточиться на, в общем-то, самом важном: насколько это получилось зрелищно.
«Хроники…» смотреть нескучно. В нем нет трескучей занудности, «индустриальности» — когда методично демонстрируют процессы, а людей едва успевают обрисовать схематично-фанерно, как обычно бывает в эфирных сериалах о том же периоде. Кончаловский же не тратит время на визуализацию многих ключевых событий — они происходят за кадром, предпочитая показывать, что происходит до и после.
Так, мы не видим, как уходит Витте. Не видим, как в Столыпина стреляют в Киевском театре или как Гапон ведет толпу к Зимнему дворцу. Фокус сюжета постоянно меняется от общего к частному — от событий, знакомым нам по учебникам, к рефлексии отдельных персонажей. Вселенная сериала довольно убедительна и чаще всего удается увидеть героя, а не актера, его играющего, как часто случается в исторических драмах.
Бесявый карлик свое возьмет
Вместе с тем нельзя не заметить, что вымышленные персонажи Кончаловскому удались лучше, чем исторические. Прекрасен инфернальный Лютер в исполнении Мизёва (озвучивал, правда, почему-то Виктор Добронравов), который по версии «Хроник…» лишил жизни Гапона. Прекрасен и собственно Гапон — куда более сложная и противоречивая личность, чем нам объясняли в школе. Помимо прочего, он был дьявольски красив — южной, итальяно-цыганской красотой, и актер Крутояров выглядит почти идентично фотопортретам своего героя. Кстати, кадр уже мертвого священника-оратора до мелочей воспроизводит документальный посмертный рисунок его тела.
Хороша декадентствующая Славина Юлии Высоцкой, буднично заламывающая руки и ломающая судьбы мужчин, которые ее любили (Лютер, юноша-пианист из хорошей семьи Алеша (Никита Каратаев), подполковник Прохоров) — уж не метафора ли она самой революции? Достоверен в своем истовом патриотизме Юра Борисов, узнающий все больше о масштабах коррупции в империи вообще и в его охранном ведомстве в частности (глава охранки переводит государственные миллионы на свои парижские счета).
С реальными персонажами все намного хуже. Пожалуй, только Распутин, наконец, удался — несмотря на два больших сериала о нем и еще сотне-другой, где есть эпизоды с ним. Максиму Колесниченко (озвучивал Олег Зима) каким-то образом удалось передать гипнотический ужас, который внушал мерзкий старец современникам.
С Лениным вышло иначе. Худенький, юркий Евгений Ткачук играет бесявого карлика, уходит в карикатуру, в комический скетч (самое смешное, что актер уверяет, что стремился уйти от клише). Ильич лично чуть ли не с ножиком в руках пытается экспроприировать деньги у Парвуса — скачет, суетится. Никто из нас Ленина не видел — возможно, все так и было, но момента, когда в смешном уродце вскроются черные бездны, за четыре серии так и не случилось. Это тем более странно, если вспомнить, что еще в 2017-м вышла уникальная биография Владимира Ильича в исполнении Льва Данилкина «Пантократор солнечных пылинок», где сложнейшая сущность вождя была явлена во всей красе.
За Парвуса с Троцким режиссеру и вовсе впору шить антисемитизм: оба вульгарно интонируют, как в еврейских анекдотах, когда их рассказывают в КВН. Но если в КВН пошлость — фундамент жанра, в сериале выдающегося режиссера видеть такое странно.
Больше всего обидно за Горького. Аудиозаписи выступлений пролетарского соловья, нежно влюбленного не в Нижегородчину, а в итальянский остров Капри, прекрасно сохранились. Из них понятно, что в начале века представлял собой нижегородский говор (так называемое «неполное оканье» и периодическая замена «о» на «а»: «пагаворили»). Есть масса статей ученых-филологов на эту тему. Скопировать его манеру речи — раз плюнуть, но от того, как окает Горький в сериале, вянут уши.
Николай II вспоминает дедушку
И все-таки «Хроники…» смотрятся без труда. В промовидео Андрей Кончаловский говорит, что ему было важно показать, как из вроде бы малозначимых пустяков и частностей складывается нечто очень важное. И этих малозначимостей в сериале много. Боевик Богров (Фрол Фролов), стрелявший в Столыпина, на допросе признается, что, простите, обоссался, когда его били — от мазохистического удовольствия. Непоследняя фигура в истории русской революции, он, сотрудничавший и с теми, и с этими, и еще стучавший в охранку примерно на всех, предстает суицидальным, лишенным всякой морали социопатом. Смерть Столыпина стала точкой невозврата в гибели империи — а застрелил его, выходит, человек случайный, стрелявший по приколу, ему и на революцию было наплевать.
Вставным зубом в «Хрониках…» выглядят периодический закадровый голос, объясняющий, что к чему. Предельно официально, загробным тембром, как в плохих документальных фильмах, он произносит что-то трескучее типа: «…к этому моменту пролетариат осознал свою ведущую роль в революционном процессе…» Голос выбрасывает из сериальной вселенной, выключает магию Кончаловского. К счастью, это происходит нечасто.
Чаще всего исторические сериалы для ТВ снимают для того, чтобы зрительницы за ужином насладилились старинными одеяниями (см. вагон одинаковых проектов про императриц и их любовников). «Хроники…», разумеется, не из этого ряда. Если вы догадывались, что государственные перевороты происходят, когда правящий класс некомпентентен и увлечен не заботой о стране, а красой собственных ногтей — ну и балеринами с бородатыми босоногими жуликами, у вас появился прекрасный шанс в этом убедиться.
«Мой дед плакал от невозможности помиловать декабристов…», — вспоминает Николая I томный, почти женственный Николай II, глядя в окно Зимнего и оправдывая антиреволюционный террор.
Тогда в Зимнем и Таврическом все было настолько плохо, что революцию смогли совершить даже эти люди, констатирует Кончаловский. Возможно, этим тезисом оправдана карикатурность Ленина, Парвуса и Троцкого. Мелкие бесы, а ишь наворотили.
А ведь вот-вот на авасцену «Хроник…» выйдет талантливый налетчик, уроженец Гори.
«Хроники русской революции»
Историческая драма, 16 серий. 18+
Режиссер: Андрей Кончаловский.
Сценарий: Андрей Кончаловский, Елена Киселева.
В ролях: Юлия Высоцкая, Юра Борисов, Никита Каратаев, Александр Мизёв, Евгений Ткачук, Тимофей Окроев, Никита Ефремов, Дмитрий Костяев, Сергей Пинегин, Владислав Боковин, Евгений Смирнов-Иваницкий, Мария Шумакова, Алексей Колубков, Илья Крутояров, Константин Милованов, Александр Фисенко, Максим Колесниченко, Фрол Фролов, Иван Мартынов .
Start (4 серии — 10 октября, далее по 2 серии — по пятницам).
Главное фото: фрагмент постера