Главная (выберите раздел)

Убили Гришу, так сам виноват: сериал Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие-2»

Время прочтения: 4 минуты
Дата публикации: 2 апреля 2024

Глафира Тарханова, Диана Арбенина и Максим Ползиков в детективной драме про последствия абьюзивных отношений.

Теперь это антология: во втором сезоне новые герои и другая история. Супруги Венишевы празднуют в ресторане фарфоровую свадьбу — 20 лет совместной жизни. Глава семейства, владелец клиники нетрадиционной медицины Григорий приятно ажжитирован и с удовольствием внимает тостам лучших людей города, включая самого мэра.

Фото: кадр из фильма

Его жена, врач-кардиолог Марина, напротив, выглядит подавленной и и с трудом вымучивает подобие улыбки. После торжества они едут домой в машине, полной подарков. «Хороший же вечер был? Я тебя очень люблю. Еще три раза по 20?», — говорит Григорий, но Марина не в силах ответить соответственно настроению мужа, и тот срывается, орет на нее: «Ты так и будешь целый день с тупой рожей вот этой?!».

Фото: кадр из фильма

Через пару минут Марина рыдает на теле Григория, из живота которого торчит кухонный нож. Дело поручают следователю Анне Клинских — короткостриженной сухопарой женщине средних лет со скорбным лицом. Обнаруживается, что точно таких же ножей полно на кухне Венишевых, а на этом, из живота Григория, еще и отпечатки Марины. Ее задерживают, потом отпускают, но она остается главной подозреваемой.

Фото: кадр из фильма

Проблемы растут как снежный ком: город небольшой — все в курсе, среднего ребенка Марины травят в школе, а он в ответ избивает обидчиков; алчные партнеры вовсю делят бизнес свежепохороненного Григория; а тут еще свекровь Марины — вредная старушка с прямой спиной, заявляет о своих правах. И всем жутко интересно: Марина убила или нет?

Фото: кадр из фильма

В день премьеры Ксения Собчак выкатила интервью с Валерией Гай Германикой. Режиссер долго рассказывала про свой ювелирный бутик (видимо, это было ключевым условием согласия на интервью), рассуждала о своей приверженности интеллектуальному фестивальному кино и сознательном отказе от поточного производства сериалов, жаловалась на бездарных сценаристов, плохо владеющих словом (а сама при этом путает «надеть-одеть»). Про второй сезон «Обоюдного согласия» поговорили вскользь, причем Германика обронила, что для нее это коммерческий проект, где она, как было и в случае с первым сезоном, лишь приглашенный режиссер. Валерия также поведала, что неустанно повышает свой профессиональный уровень, для чего, будучи документалистом по образованию и способу интеллектуального существования, не перестает снимать документальное кино.

Фото: кадр из фильма

Выросла ли она как профессионал по сравнению с первым сезоном, сказать сложно — пусть с этим разбираются киноведы, но ее творческий метод остался прежним. Германика вновь использует документальную оптику. Во-первых, она приглашает непрофессиональных актеров: в первом сезоне следователя играл Андрей Козлов из «Что? Где? Когда?» (получалось чудовищно, но в этом и был весь смысл), а теперь дело расследует Диана Арбенина. С годами все более стильная рокерша не побоялась стать для роли некрасивой: ее Анна Клинских — сутулая, немногословная, угловатая женщина с несколько неряшливой стрижкой. Десятилетиями поющая драму под гитару Диана на этот раз просто поместила ее внутрь своей героини и транслирует прописанную в сценарии боль (Анна презирает родную мать) чрезвычайно достоверно. Хоть и напоминает при этом Джуди Фостер из последнего True Detective.

Фото: кадр из фильма

Не актер, а вовсе даже знаменитый московский ресторатор — исполнитель роли убиенного Григория Максим Ползиков (пусть и с продюсерским дипломом Школы-студии МХАТ). После скоропостижной кончины его герой вполне себе живой является во множественных флешбеках. Амбассадор культуры потребления рыбы среди москвичей Ползиков — мужчина с чрезвычайно добрым бородатым лицом. Меньше всего он похож на жестокого абьюзера (и на владельца оздоровительной клиники в силу габаритов — тоже), но, как мы помним, в том-то и задумка Германики, обожающей контрапункты. Журналист и телеведущая Елена Ханга, например, и вовсе играет толкового адвоката Марины по имени Ида Кузнецова (а как еще могут звать чернокожего российского юриста?)

Фото: кадр из фильма

Все эти милые штучки хороши сами по себе, так как привлекают внимание зрителя самым попсовым образом — это что-то вроде кликбейта, если сравнивать с желтыми заголовками. Но суть тут в другом: непрофессионалам легче проникнуться режиссерским методом Германики — она в общих чертах передает актерам суть сцены, бросает их в нее как в прорубь, а дальше наблюдает, как они существуют в предложенных обстоятельствах, дожидаясь нужной ей эмоциональной картины — то есть действует почти как режиссер документального кино.

Фото: кадр из фильма

Именно поэтому самую главную роль играет Глафира Тарханова, снискавшая славу многочисленными ролями в мелодрамах для домохозяек. Вдруг оказывается, что Тарханова — совершенно не та актриса, к которой мы привыкли. Качественно другого уровня, не жанровая, но драматическая — и где только глаза были у всех остальных режиссеров. Точно такую же метаморфозу мы наблюдали в первом сезоне со Светланой Ивановой.

Фото: кадр из фильма

Наблюдать за игрой актеров, ведомых Германикой, это отдельное, ни с чем несравнимое удовольствие. Особенно хорошо, когда все это происходит внутри крутой истории, которая открывает тебе новые, неведомые краски человеческой души — как это бывает каждый раз в полных метрах от Германики. Когда история, которую она рассказывает, становится для тебя откровением.

Фото: кадр из фильма

Вот с последним в «Обоюдном согласии-2» пока не очень (на момент написания этого текста вышло две серии). Говорить про абьюзивные отношения не переговорить — особенно в России, где декриминализировано домашнее насилие. Но еще свежи в памяти впечатления от фильма Жюстин Трие «Анатомия падения» (Золотая пальмовая ветвь в Каннах и «Оскар» за сценарий) с похожим сюжетом — жена то ли столкнула с лестницы мужа, то ли сам убился — где между любовью и насилием не четкая грань, а обширный градиент, в котором не так-то просто разобраться.

Фото: кадр из фильма

У Германики в сериале, который придумали для нее другие, все куда конкретнее: две серии дают четко понять, что Григорий бил и Марину, и старших детей, в любви был нежен, но властен — если требует, надо дать, а то выйдет из себя. С подчиненными то же самое — «мы одна семья», но только до тех пор, пока служишь хозяину — на манер секты; его жестокость заразна — вот и сын-школьник уже замахивается на мать.

Фото: кадр из фильма

Зрителю сразу дают понять, что основания зарезать мужа у Марины были. Но точно так же понятно, что это, скорее всего, сделал кто-то еще — уж за 20 лет даже абьюзивного брака нельзя не научиться лицемерию и не набраться выдержки: жена бы убила рациональнее и безопаснее для себя. А кто убил — так себе интрига: понятно же, что покойный делал все, чтобы с ним это произошло. И какая тогда разница?
И получается, что за германиковской магией в «Обоюдном согласии» нет ничего, кроме довольно среднего сюжета. Замени актеров на типовой мелодраматический набор — и хоть на «Домашнем» в прайм показывай.

Фото: кадр из фильма

Прямолинейная мораль про необходимость обоюдного согласия рвется из каждой склейки и даже из песни Арбениной, вошедшей в OST («Никогда не поздно по любви», — напоминает Диана). Кстати, саундтрек из настроенческих песен инди-музыкантов (Samrattama, Nemiga, Александр Труфман и др.) и впрямь хорош.

«Обоюдное согласие-2» 18+
Детективная драма. 6 серий.

Режиссер: Валерия Гай Германика.
Сценарий: Александр Талал, Татьяна Салахиева-Талал.

В ролях: Глафира Тарханова, Диана Арбенина, Елена Ханга, Глеб Пускепалис, Максим Ползиков, Мария Михалкова-Кончаловская (II), Илана Юрьева, Владимир Славский, Артём Анашкин, Валентина Нейморовец, Сергей Борисов, Анна Шепелева.

Где смотреть: онлайн-кинотеатр KION.

Главное фото: кадр из постера фильма