Шеф-повар — социопат, чудовище, дикобраз: Даниил Воробьев в сериале «Жар»
Он тоже гений кухни, но и его выгнали на улицу. И правильно сделали!
«Жар». Кулинарно-криминальная драма. 18+
Режиссер Артем Аксененко («Медиатор», «Жить жизнь»), сценарий Андрея Стемпковского («Содержанки»).
Сериал представлен на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи.
Скоро на Иви.
Московский шеф-повар сербского происхождения Марк Левинский – гений. В ресторан, где он работает, очередь на полулицы. Для него приготовление блюда – священный ритуал, смесь искусства и религии.
Но есть у Марка (или, как его называет на национальный манер старший товарищ-серб, Марко) одна особенность. Его бесят все вокруг. Он мысленно представляет, как перерезает горло повару за малейшую провинность и с трудом сдерживается в реальности. Но все же кроет персонал по матери как дышит. Те терпят и молчат. До поры.
Левинский – эгоцентрик и социопат, Караваджо на кухне. Он потный, патлатый балканский мачо, сексуально озабоченный, извергающий изо рта проклятья и рвоту – последнее случается, когда он переберет виски, то есть каждый день. Лишь одно способно его усмирить – встреча с тайной любовницей (Аня Чиповская), женой уважаемого человека. Тут тоже все непросто: ему важно ублажить ее орально (вот откуда фамилия – от легендарной Моники), одновременно утешая себя мануально.
Наконец, у владельца заведения кончается терпение и он гонит Марко вон. Никто не уходит вместе с ним. Даже су-шеф, которого неожиданно играет Александр Олешко, неожиданно не плюшевый милаха, как всегда, а жесткий смельчак – он бьет уже бывшего босса кулаком в лицо.
Все рады и давно этого ждали. Шеф уверен, что теперь его с руками оторвут где угодно, но это не так – он в черном списке всех столичных рестораторов. И у Новикова, и у Пинского (имена реальных владельцев престижных ресторанов звучат постоянно). Деваться некуда: нужно попробовать открыть свой ресторан, благо рядом вертится восторженный поклонник Аарон из небедной семьи, который мечтает стать поваром и у него даже есть помещение (Марк Эйдельштейн). Левинский занимает под это дело деньги у сербской мафии (вот и нашлась этнически безупречная роль для сербско-российского актера Петара Зекавицы), и кулинарная драма становится еще и криминальной.
Замечательный актер Даниил Воробьев («Лада Голд», «Урок») в жизни -лысоватый молодой человек отнюдь не балканской внешности. В «Жаре» он играет на пределе сил в пластическом гриме, который очень-очень заметен. Толстая переносица, как у бывалого бойца UFC, вкупе с патлатым париком делает его похожим на комичного нави – аборигена Пандоры из «Аватара», и одновременно на Александра Ревву, каким бы он мог привидеться в алкогольном делирии.
Вероятно, задачей Даниила было показать омерзительного, отвергающего от себя гения, чтобы затем приступить к его чудесному преображению – переплавить отрицательную харизму в положительную, и тем самым внести свежую струю в избитый сюжет про выброшенного на улицу повара, который начинает все с нуля ( «Шеф Адам Джонс», «Повар на колесах», «Медведь», наш «Шеф» и даже их «Рататуй»).
Но даже омерзения Марко не вызывает. Он пластмассовый, неживой из-за грима. Вдобавок натужно хрипит – и искусственность его голоса так же заметна, как ненастоящая переносица, автозагар и подрисованные брови. Гротеск, эксцентрика, клоунада в исполнении чудища Франкенштейна.
Но капля живого в нем все есть. Угощая еще до увольнения VIP-гостью (Алла Сигалова), шеф вслух вспоминает картинку из детства: как он лежал на земле, смотрел на синее небо, а над ним кружила полярная сова – и смотрела на него. Этот монолог – не из сценария, Воробьев в этой сцене рассказал о своем персональном опыте (спасибо критику Егору Москвитину, первым обратившим на это внимание). Но одна сова клоунаду не победила.
Еще Марко рассказывает юному подопечному, который один его не бросил, как в детстве его покусала собака – он испугался и охрип навсегда. Он вспоминает, какими унижениями был полон его путь в шефы. Но и это человеческое не избавляет от недоумения по поводу визуального решения героя. Тимофей Трибунцев не пытается играть культуристов. Арнольд Шварценеггер не мечтает о роли в тонкой драме по Чехову. Талант талантом, но фактура имеет значение. Даниил Воробьев отчего-то решил, что ему по силам примерно все. Хуже всего, что ему удалось убедить в этом продюсеров.
Социопатия – это психическое заболевание (дисоциальное расстройство личности, если официально), когда человек отрицает социальные нормы и какие-либо права окружающих. Лечение долгое и бесперспективное: приятие особей своего вида – основная настройка поведения высших животных, на базе чего человек в процессе эволюции придумал мораль, нравственность и религию. Взрослому дядьке с перверсиями ее просто не включишь.
Если бы «Жар» был хорором (повар-гений в исступлении крошит ножиком персонал – Жан-Батист Гринуй на кухне) или комедией абсурда в духе «Мылодрамы», резиновая кукла Левинский был бы на своем месте. Но нет: по утверждению самого Даниила Воробьева, после того, как герой показывает себя «мразью, чудовищем, дикобразом», «…начинается путь Марка к Богу, любви, семье и профессии». А стоило бы начаться пути в психиатрическую клиническую больницу имени Ганнушкина.
«Это самый значительный, глубокий и амбициозный выход из себя в моей актерской карьере, – признается Воробьев. — В этой работе много притчи, триллера и драмы. Эстетически он созвучен работам Рёфна (датский режиссер. — Ред.), а по повествованию — Финчеру». На премьере на «Новом сезоне» режиссер в шутку назвал актера Даниилом Немировичем-Данченко – намекая на то, что тот не ограничивался сугубо актерской деятельностью и активно вмешивался в процесс.
После премьеры на Иви невозмутимые продюсеры рассчитывают показать «Жар» на НТВ. Вероятно, сразу после свежего боевика с Никитой Панфиловым.
Главное фото: кадр из сериала