Сериал «Магомаев»: Милош Бикович старается быть деликатным и точным, но обколотые губы актрис сбивают с ритма

Первый телепроект, посвященный легенде советской эстрады, выходит в эфир 9 марта

Константин ГЛЫБА

Секс-символ Советского Союза, машину (!) которого носили на руках поклонники. Самый молодой народный артист страны (31 год). В 19 лет выступал в Кремле, в 24 — в Париже! Бакинский Шон Коннери, как его называли. Как такое возможно? Теперь сложно себе представить даже самого популярного артиста, достигшего чего-то приближенно подобного. Исполнителя песен «Королева красоты» и «Синяя вечность» Муслима Магомаева боготворили не только в советское время, но и до сих пор. Один из самых «востребованных» среди артистов шоу «Голос» и «Голос.Дети» артистов — он; даже малыши идут в телепроект с песнями Магомаева (на стихи Николая Добронравова, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Юрия Энтина и др.). Разумеется, сериал «Магомаев» рано или поздно должен был случиться. Первым оказался Первый канал.

«ИНТЕРЕСНО, КАКИМ ОН БЫЛ В ГНЕВЕ»

Это не байопик в полном понимании слова. В «Магомаеве» показан расцвет и взросление артиста — без скользких и спорных моментов биографии, без детства, без увлечений пагубными привычками и очевидных слабостей, без скоротечной первой свадьбы, от которой остался единственный ребенок. Все-таки рушить памятники ни у кого нет права. И режиссеры Дмитрий Тюрин («Триггер») с Романом Прыгуновым («Духless») отнеслись к фигуре великого азербайджанца с должным пиететом. Как и Милош Бикович, поначалу отказавшийся играть Муслима Магомаева не из высокомерия. Серб просто не знал, кто это.

В кадре видно, что Милош очень деликатно подошел к образу

— Сначала я отказался участвовать, мне даже не понравился первый парик, признается Бикович. — А потом мне позвонили друзья-продюсеры с вопросом: «А ты вообще знаешь, КТО такой Муслим Магомаев? Просто почитай-послушай». Продюсерам очень нравилось, что мы внешне похожи. Я начал готовиться к роли, смотрел много его интервью, документальные кадры с ним — к счастью, таких материалов достаточно. Но нам пришлось придумывать, как бы он выглядел в ситуациях, когда за ним не следила камера — например, в моменты гнева. Надеюсь, у нас получилось.

В кадре видно, что Милош очень деликатно подошел к образу — все же это не русский холоп и не сербский мажор, которых до этого он играл, — Бикович виртуозно «снимает» мимику и плавность жестов Магомаева, его почти аристократическую манеру поведения, внутреннее благородство, и даже робкую улыбку (ямочки на щеках не рисовали — у серба они от рождения), отворот головы в сторону. В моменты ярости — например, когда певцу выдали не согласованный с ним репертуар для выступления в Париже в театре «Олимпия» — мы только можем догадываться, что творится на душе у певца. Магомаев органически не мог себе позволить кричать или рушить мебель (как Алексей Панин) в люксовом пятикомнатном номере гостиницы «Россия», в котором жил. Поэтому сербский актер всеми силами пытается передать внутренние переживания или даже мучения артиста, связанные с работой, личными отношениями (треугольник Муслим Магомаев — Тамара Синявская — Людмила Карева), карьерой (выезд за рубеж как испытание любви к родине), окружением. И вроде бы все получается и ладно складывается, герою очень хочется верить, а атмосфера 60-х обволакивает, как в сериале «Оттепель», как появляется ряд факторов, постоянно выбивающих из-под ног бережно возделываемую режиссером и актерами почву.

В «Магомаеве» показаны расцвет и взросление артиста

Дубляж. Очень многих актеров дублируют, и это довольно четко заметно. Если в фильме «Брат» вы никогда в жизни не подумаете, что Виктора Сухорукова озвучивал Алексей Полуян, то в «Магомаеве» дубляж создает эффект искусственности и двойственной структуры происходящего. Работает в минус.

Пластика. Светлана Устинова, воплотившая на экране прообраз Людмилы Каревой, гражданской жены Магомаева, — мягко говоря, уже не та молодая девочка из «Бумера-2». 37-летняя актриса, скорее всего, не гнушалась пластических операций и подколотые губы (верхняя уж точно) смотрятся на фоне неиспорченных лиц наивных и светлых советских девушек примерно как тату Фейса под глазами. Фейстюнингом баловались и другие актрисы (подозрение падает на Софью Синицыну, сыгравшую певицу Нору Кароль), что тоже сильно заметно в интерьере девственной красоты советского шарма. Возможно, это задумка режиссера — через пластику связать хрущевские времена с путинскими.

Певцу выдали не согласованный с ним репертуар для выступления в Париже в театре «Олимпия»

Музыка. Казалось бы, очевидный козырь — оригинальные треки Магомаева и Синявской, которые звучат в сериале, попросту теряются. На них не сделано акцента, они появляются на 15-20 секунд и вовсе не рождают ощущение причастности к великому. Ну, репетирует Магомаев блестящую песню «Королева красоты», ну записали ее для радио. Пошли дальше. В «Богемской рапсодии», как мы помним, именно вокруг песен Queen сформирована вселенная картины, фабула и даже развитие героев. Кроме того, и во время диалогов, и во время проходных сцен фоном звучит некий инструментальный «саундтрек 60-х», что еще больше размывает масштаб величия песен Магомаева. Выходит так, что музыка звучит почти в каждом кадре, то есть вроде бы не звучит никогда. Не создается ощущения РОЖДЕНИЯ шлягера, прикосновения к вечности, остается только фоновый звуковой ряд, словно неуместный закадровый смех.

ТАМАРА СИНЯВСКАЯ ЛИЧНО УТВЕРЖДАЛА АКТЕРОВ

Магомаев был всесоюзной звездой, выступавшей и в Европе, и в Иране, и в Америке. Поэтому сделать собирательный образ, изменив имя (как было с Эдитой Пьехой в сериале «Рожденная звездой»), у авторов проекта никак не получилось бы. Так в ленте появилась железная рука Тамары Синявской, авторитетной и авторитарной жены Муслима Магомаева, с которой он прожил почти 35 лет. Судя по всему, без визы оперной певицы в сериале не могло прозвучать оригинальных треков Магомаева.

Актеров, которые исполнили роли Тамары Синявской и Муслима Магомаева, выбирала сама Тамара Синявская

— Актеров, которые исполнили роли Тамары Синявской и Муслима Магомаева, выбирала сама Тамара Синявская (вдова Магомаева, бывшая солистка Большого театра), — объясняет продюсер проекта Данила Шарапов. Многим казалось странным, что серб по происхождению играет Муслима Магомаева, но такой выбор Синявская сделала сама в результате очень долгого отбора.

В работе Биковича вдову Магомаева привлекла несуетность и деликатность. Нельзя было показывать Муслима Магометовича рок-звездой или человеком-зажигалкой. Да, он снимал пятикомнатный люкс, в котором тусовалась вся столичная богема. Да, он спускал гонорары на друзей. Но при этом оставался глубоко интеллигентным человеком с высоким вкусом (и в отношении музыки, и в отношении стиля одежды) и эталонными манерами.

В 19 лет выступал в Кремле, в 24 — в Париже!

Съемки проекта проходили не только в Москве, но и на родине Магомаева, в столице Азербайджана, городе Баку. В одном из павильонов Мосфильма была выстроена декорация Международного фестиваля песни в Сопоте (Польша) — с него и начинается сериал. По архивным телематериалам была создана точная копия концертного зала. Номер в гостинице «Россия», в котором артист долгое время жил, тоже создавали по эскизам и фото того времени.

Тот самый парик, что не понравился Биковичу сначала, был только частью сложнейшего визуального образа. Несмотря на безусловное внешнее сходство серба с советским артистом, грим Милоша занимал не меньше полутора часов, а прическу Магомаева воссоздали благодаря полупарику черного цвета, удлинявшему височно-затылочную часть по моде того времени. В итоге получилось, с одной стороны, очень похоже и безо всяких силиконовых масок, с другой — аутентично и своеобразно, Бикович угадывается сквозь образ Магомаева.

Съемки проекта проходили не только в Москве, но и на родине Магомаева, в столице Азербайджана, городе Баку

О ЧЕМ СЕРИАЛ

После триумфальной победы на международном конкурсе в польском Сопоте Муслим Магомаев получает предложение дать несколько концертов в знаменитом парижском концертном зале «Олимпия». О переговорах с французами становится известно в Москве: министр культуры СССР Екатерина Фурцева (Алена Ивченко) готова отпустить Муслима в Париж под личную ответственность — при условии, что он будет соблюдать правила пребывания советских артистов в капстранах и не отойдет от репертуара, утвержденного Минкультом. Магомаеву такие условия кажутся чрезмерно жесткими, он уже готов отказаться от Парижа, но случай меняет все. В гримерке Телецентра Муслим знакомится с оперной певицей Большого театра Тамарой Синявской (Ирина Антоненко). Узнав, что Большой также собирается с гастролями в Париж, Магомаев дает согласие на поездку. Впереди — концерт в Калуге.

Исполнителя песен «Королева красоты» и «Синяя вечность» Муслима Магомаева боготворили не только в советское время, но и до сих пор.

ЦИТАТА

— Я посмотрела несколько вариантов мизансцен с актерами (Милошем Биковичем и Ириной Антоненко), — рассказала Тамара Синявская, вдова Муслима Магомаева. — И по тому, как взаимодействовали два актера между собой, я поняла, что при определенной работе режиссера, сценариста, операторов, вполне возможно, что-то получится. Я была приглашена как консультант, подкорректировала определенные моменты, события, даты, моменты появления друг друга в наших жизнях. Даже какие -то обороты речи.

«Магомаев», Первый, с 9 марта, 21.30

Exit mobile version