Бойся китайцев, избегай спецназ: что нас ждет в сериале «Эпидемия-2»
И без того успешный проект стал еще интереснее — с 21 апреля на Premier
Это, конечно, старая песня, но давайте все-таки ее споем еще: первый сезон сериала «Эпидемия» — далеко не шедевр, несмотря успех планетарного масштаба, просто ему очень-очень повезло совпасть с пандемией коронавируса. Он нескучный, с мастерски поддерживаемым напряжением, некоторые моменты в нем совершенно блестящи. Не говоря уж о шумно срезонировавших в обществе сценах, где отношения человека и государства рассматриваются с обличительных позиций. Да, «Эпидемию» похвалил Стивен Кинг, но вообще-то он тоже не говорил, что это немыслимой силы шедевр.
При всей визуальной красоте (вот это точно Кинг отметил) и крепкой фабуле «Эпидемия-1» была совершенно беспомощна в смысле сюжета. Люди ехали-ехали и никуда не приехали — сезон просто закончился, представляя собой одно большое интро. Еще эта жанровая расхлябанность: развернувшись потом в психологический триллер с социальным подтекстом, «Эпидемия-1» начинается, позвольте напомнить, как дешевый зомби-хоррор со всеми этими бредущими в никуда мертвыми людьми, залитыми белой обеззараживающей жидкостью.
Чтобы наверняка попасть в зрительское сердечко, создатели не смогли удержаться от совсем уже низкопробного трюка: в начале сериала бедная маленькая девочка безуспешно прячется от вооруженного военного, а потом истошно кричит, и отец ее кричит, когда малышку увозят — очевидно, на утилизацию. Такие лобовые сцены — дешевый способ заставить зрителя вздрогнуть; это вульгарно, как рифмовать «любовь — морковь».
Есть ощущение, что все так вышло по двум причинам. Во-первых, очень мешал первоисточник — беллетристический роман Яны Вагнер «Вонгозеро», который сложно отнести к большой литературе. А во-вторых, вечный страх наших продюсеров сделать слишком хорошо и тем самым отпугнуть массового зрителя. Поэтому хотя бы одну девочку как ни крути надо было убить.
Во втором сезоне с тем же умыслом с ходу пристрелили мальчика (ах, как кричала безутешная мать), но в остальном новая «Эпидемия», представьте себе, лишена былых родовых проблем (если судить по первому эпизоду). Вероятно, потому что у ведущего сценариста проекта Романа Кантора были развязаны руки — ведь на этот раз он придумывал продолжение успешной истории, которое ждут по всему миру и точно будут смотреть, а значит, можно дать простор воображению и не спекулировать убитыми детьми.
Новые герои и детали сюжета
На зрителя сходу обрушивается грузовик неожиданностей. Старые герои — персонажи Кирилла Кяро, Александра Робака, Марьяны Спивак, Эльдара Калимулина, Юрия Кузнецова и Савелия Кудряшова в начале первой серии нового сезона едва мелькают и уступают место новым, появляясь вновь лишь в финале эпизода. В ладном бревенчатом доме посреди заснеженного леса кукуют беглецы из Питера — фотограф, художник, тату-мастер и социолог (Никита Еленев, Виктория Клинкова, Аскар Ильясов, Юлия Ендроссек), причем один их них — ориентального вида молодой человек, а еще одна — немка (явно введенные для большей «международности» проекта). Люди они нервические, к жизни вне урбана не приспособленные, потому пребывают на грани истерики, переполняясь претензий друг к другу. Продукты кончаются, что делать, непонятно.
К ним из леса вдруг выходит полуживой спецназовец Женя, оставивший расположение своего подразделения после того, как предотвратил расстрел потенциально зараженных гражданских, не дав сослуживцам исполнить приказ командира. Женя в целом хороший, но его руки в крови — так вышло. На роль спецназовца позвали целого Юру Борисова, одного из самых интересных молодых российских актеров в срезе большого кино. Его появление — большая удача, артист с «мощным присутствием в кадре» еще больше меняет тональность сериала, внося в жанровую историю драматическую мощь. Отогретый Женя колет дрова, предотвращает в стане беспомощных креаклов одну бурю за другой и налаживает радиоприемник — так герои узнают, что совсем рядом хозяйничают китайские интервенты.
Выход один — надо бежать дальше. Уже от двух угроз — ушлых китайцев и ошметков армии, которыми руководит не пойми кто. Впереди, как мы знаем из трейлера, соединение с героями первого сезона и совместный путь, опасный и захватывающий (мертвый поезд и кровожадные язычники в ассортименте).
Интереснее прежнего
Еще более энергичная, чем в первом сезоне, фабула (новые герои обещают новые интересные конфликты) облекает собой наконец-то крепкий сюжет, в котором можно рассмотреть много любопытного, как то кризис христианского гуманизма в условиях катастрофы, государство с его культом целесообразности и тенденцией к расчеловечиванию, человека и природы и проч. У сериала новые режиссер (Дмитрий Тюрин вместо Павла Костомарова) и оператор (Роберт Саруханян вместо Давида Хайзникова), но прежний, выразительный визуальный язык. Кажется, будет интереснее прежнего.
И надо же такому случиться: «Эпидемии» опять повезло с текущим моментом. Коронавирус отступил, но плотность тревоги в нашей атмосфере по известным причинам выше прежнего. Сериал умело конвертирует коллективный страх в устойчивый интерес к продукту. В тот раз Роману Кантору уже вменяли зловещее визионерство, но тогда приходилось помнить и про Яну Вагнер. А теперь-то ясно: нет, он и сам по себе умеет пугать нас нашим возможным будущим. Жаль, что последняя, 8-я серия выйдет аж 2 июня.
И давайте на всякий случай все вместе помолимся, чтобы идеи господина сценариста все-таки остались чистой воды выдумкой.
«Эпидемия-2». Триллер, фильм-катастрофа. 8 серий.
Где смотреть: с 21 апреля на Premier.