Главная (выберите раздел)

Данила Козловский, Кристина Асмус и случайное соитие: сериал «Люся»

Время прочтения: 3 минуты
Дата публикации: 14 июля 2022

Неуверенный мужчина в кризисе покорился искусственному разуму

Презираемый отцом стареющий кидалт Сеня (Данила Козловский) — умелый программист. Он трудится над интерактивной колонкой Люсей. Да, таких сейчас много, но только Сене впервые удалось снабдить свою искусственным интеллектом. Люся умнеет на глазах, и до поры до времени это Сеню не беспокоит, а только радует. Жена Сени (Дарья Савельева) — риэлтор (профессия циничных реалистов), у них две дочки, одна из которых при полном попустительстве родителей ходит в школу с игрушечным окровавленным топором, ввергая в панику педагогический состав (тема насилия в том или ином ракурсе — лейтмотив всего сериала).

Данила Козловский в сериале «Люся». Фото: кадр из фильма

Отношения супругов предсказуемо дали трещину — столько лет вместе, обоим это несколько наскучило. Жена Сени хотела бы от мужа большей мужественности, тогда как он — интеллигентный тюфяк, который вечно носит даже не шорты, а обрезанные джинсы, совершенно идиотские, и даже наглому хулиганью в кафе не может дать отпор.

Дарья Савельева и Данила Козловский в сериале «Люся». Фото: кадр из фильма

Судьба сводит рыхлого, тонущего в рефлексии Сеню со жлобярой-чинушей (Максим Виторган), который сходу дает понять, кто тут сила, а кто чмо. Сеня страдает от собственной никчемности, но случайно становится виновником гибели чиновника и все как-то налаживается. Умница Люся по собственной инициативе уничтожает улики убийства, поэтому Сеню даже не посадят в тюрьму, а сам он не без удивления обнаруживает в себе мужское начало. А ту еще плод его разума понимает его как никто никогда раньше.

«Люся» насыщена густой иронией и всякими мимолетными смешными штуками-дрюками. Фото: кадр из фильма

Главный парадокс «Люси» в том, что все это великолепие снял Иван И. Твердовский — доселе режиссер фестивального и интеллектуального кино («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы», «Конференция»). Впрочем, это не первый продюсерский эксперимент такого рода (вспомним, например, Наташу Меркулову и Алексея Чупова, перед первым ковидным заходом выпустивших «Колл-центр», а ведь эти же люди сделали «Человека, который удивил всех»). Идея совместить условно несовместимых художника и коммерческое начало соблазнительна — вдруг бомбанет как следует. 

Кристина Асмус в сериале «Люся». Фото: кадр из фильма

Однако тема кризиса среднего возраста у мужчин («где мои яйца, которые нравились мне?»)— из категории вечных, равно как выхода искусственного разума из-под человеческого контроля (Пигмалиона с Галатеей не будем и вспоминать). Чего только на эти темы мы не видели. На первый взгляд, создатели все эти подводные камни успешно обошли. Понятный и близкий каждому взрослому человеку конфликт сценаристы не без выдумки приземлили в современность — интерактивные колонки теперь в каждой втором доме, многие владельцы и впрямь посматривают на них с подозрением. К тому же «Люся» насыщена густой иронией и всякими мимолетными смешными штуками-дрюками. «Хороший был, ни единому человеку плохого не сделал», — шепчет старуха на похоронах персонажа Виторгана. «Это он просто до вас по пьяни не доехал», — огрызается жена покойного (Кристина Асмус).

Григорий Верник в сериале «Люся». Фото: кадр из фильма

Вы будете смеяться, но всю эту бодрую затею на корню убивает вопиющая предсказуемость. С какого-то момента буквально каждую минуту ты понимаешь, что случится в следующей сцене. Сейчас герой переспит с женой, а она его начнет подозревать в измене — есть. А Люся подделает улики — сделано. Сеню вот-вот опустят в тюремной камере, но это ему снится — точно. «Люся» старомодно линейна — сначала знакомимся с депутатом, а только потом его убиваем, никаких тебе будоражащих воображение флешфорвардов.

Всю эту бодрую затею на корню убивает вопиющая предсказуемость. Фото: кадр из фильма

Возможно, режиссер-интеллектуал сознательно ведет зрителя по ложному пути, отвлекая его набором клише, чтобы затем огорошить неожиданным поворотом. Но ведь всего шесть коротких серий осталось — хорошо бы уже завязывать с неспешностью. 

Данила Козловский и Кристина Асмус в сериале «Люся». Фото: кадр из фильма

Позабавить зрителя призвана, в частности, комичная сцена кладбищенского совокупления, разыгранная Козловским и Асмус, но конца второй серии еще дотерпеть надо. И еще эта дурацкая мода демонстрировать голую мужскую задницу, а ведь мы, зрители, уже травмированы ягодицами Нагиева («Чикатило») и Бурковского («Amore More»). Раньше в подобных ситуациях девичью грудь показывали — ну, хорошо же было. Чертов феминизм.

Козловский играет так, будто наказание отбывает — максимально хрестоматийно, не растворяясь. Фото: кадр из фильма

Сочувствовать главным героям непросто. Козловский играет так, будто наказание отбывает — максимально хрестоматийно, не растворяясь. В этом же амплуа он появился на показе сериала для прессы — не проронил ни слова, выйдя со съемочной группой на сцену. Кристина Асмус при всех ее стараниях и проблесках попадания в образ чаще выглядит неубедительно — впрочем, на фоне напарника все же вызывая симпатию. 

Кристина Асмус при всех ее стараниях и проблесках попадания в образ чаще выглядит неубедительно. Фото: кадр из фильма

«Люсе» не хватает какой-то малости — возможно, большей эксцентрики, чтобы сюжет раскрылся и в него можно было бы поверить — скажем как это было в прошлогодних «Секретах семейной жизни».

«Люся». Драмеди, 8 серий.

Сценаристы: Петр Внуков, Сергей Панасенков.

Режиссер: Иван Твердовский.

В ролях: Данила Козловский, Кристина Асмус, Таисия Битюкова, Александра Бабаскина, Иван Макаревич, Анна Слю, Евгений Гомоной, Григорий Верник, Ян Цапник, Максим Виторган, Наталья Павленкова, Сергей Степин, Варвара Шмыкова и другие.

Голос Люси: Дарья Блохина.

Где смотреть: онлайн-кинотеатр Premier, c 14 июля.