Главная (выберите раздел)

Обзор сериала «Государь»: Рок-звезда в роли Петра I, или Как прорубали окно в Европу без гугл-карт

Вышел сериал «Государь» с Константином Плотниковым и Евгением Ткачуком в главных ролях - стоит ли смотреть
Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 3 июля 2025

Наконец-то российские киноделы добрались до главного царя-императора отечественной истории — Петра I. После бесконечных сериалов про Екатерину Великую, которая, кажется, уже успела в экранном воплощении пережить всех своих фаворитов вместе взятых, настал черед монарха, который не просто правил, а буквально пересобрал страну по чертежам, нацарапанным на салфетке в голландской таверне.

Фото: кадр из фильма

Выбор актера на роль Петра в сериале «Государь» оказался неожиданным — Константин Плотников, известный по роли панк-идола в сериале «Король и Шут». С одной стороны, логично: Петр и сам был этаким рокером XVIII века — рубил бороды, ломал традиции и вообще вел себя так, будто на дворе не 1700-е, а самый разгар культурной революции. С другой — зрителям предстоит решить, насколько убедительно бывший Горшок превратится в человека, заставившего Европу уважать Россию.

Фото: кадр из фильма

Первые серии щедро демонстрируют нам юного Петра во всей его противоречивой красе: вот он играет в «потешные полки» (что-то вроде детского милитари-квеста с реальными пушками), вот влюбляется в Анну Монс (первая в истории России официальная «европейская пассия» царя), а вот дружит с Меншиковым — человеком, который, если судить по сериалу, умел вскакивать в седло раньше, чем научился ходить. Умелый наездник Евгений Ткачук в роли будущего светлейшего князя — пожалуй, один из самых удачных кастингов: его Меншиков выглядит так, будто вот-вот предложит Петру «сгонять на стрелку» со шведами или хотя бы с местными бородатыми боярами, недовольными тем, что царь слишком часто моет ноги.

Фото: кадр из фильма

Сериал охватывает три десятилетия — от смерти Федора Алексеевича (последнего из Рюриковичей) до триумфа в Северной войне. В промежутке — стрелецкие бунты, Азовские походы (первая попытка Петра доказать, что Россия — морская держава, несмотря на отсутствие нормального флота) и Великое посольство (дипломатический вояж, во время которого Петр успел поработать плотником, выпить с голландскими моряками и, вероятно, задуматься, почему в Европе все так удобно устроено).

Фото: кадр из фильма

Режиссер Сергей Гинзбург обещает показать Петра не только как реформатора, но и как живого человека — с его ошибками, сомнениями, предательствами близких и вечным одиночеством на вершине власти. Впрочем, пока что самый обсуждаемый момент — это подведенные глаза Плотникова в финале первой серии, отсылающие к его панк-рокерскому прошлому. Возможно, это намек на то, что Петр I был первым российским бунтарем, который не просто крушил устои, а строил на их месте нечто совершенно новое.

Фото: кадр из фильма

Что касается исторической достоверности — если вы ждете документальной точности, то вам явно не в художественный сериал. Хотя Петровская эпоха — не античность, где можно позволить себе вольности в духе «Гладиатора». Но если создателям удастся передать дух времени, энергию и безумную харизму Петра — уже неплохо. В конце концов, главное — не то, насколько точно актер повторяет портреты кисти Кнеллера, а то, веришь ли ты, что этот человек мог заставить целую страну измениться.

Осталось дождаться финала — и решить, станет ли Плотников новым эталонным Петром или так и останется панк-рокером в камзоле.

Фото: кадр из фильма

Когда в 1981 году на экраны вышел сериал «Россия молодая», зрители увидели Петра I в исполнении Дмитрия Золотухина — могучего, властного, с густым басом и неукротимой энергией. Это был монументальный образ, высеченный из гранита советского исторического кино: царь-богатырь, царь-кузнец, переплавляющий отсталую Русь в мощную империю.

Фото: кадр из фильма «Россия молодая»

Спустя четыре десятилетия Константин Плотников в «Государе» предлагает совсем другую трактовку — нервную, импульсивную. Его Петр не столько триумфатор, сколько человек, который еще только ищет свой путь, ошибается, злится и время от времени выглядит так, будто сам не до конца понимает, куда заведет Россию его реформаторский пыл.

Фото: кадр из фильма

В конце концов, Петр I был слишком многогранен, чтобы его можно было загнать в один единственный образ. Пусть будет и «Россия молодая», и «Государь» — а там, глядишь, через пару десятилетий появится еще один Петр, еще более неожиданный. Ведь тракотовка истории, как и кино, не стоит на месте.

Где смотреть: Okko, Кино1ТВ

Режиссер: Сергей Гинзбург

Авторы сценария: Олег Кириллов, Дмитрий Новоселов

В ролях: Константин Плотников, Евгений Ткачук, Наталья Суркова, Александр Обласов, Сергей Годин, Сергей Барковский, Светлана Колпакова, Сергей Угрюмов, Александр Бухаров, Сергей Гинзбург, Василиса Семашкова, Тина Стойилкович, Анастасия Дворянская, Никита Серков, Василий Бочкарев, Дмитрий Поднозов, Юрий Орлов, Евгений Шварц, Мария Лисовая, Александр Яцко, Юрий Беляев, Илья Дель, Ольга Тумайкина, Мария Скуратова, Павел Ворожцов и др.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сериал «Собор» — сумбурная сказка в исторических декорациях с Петром Первым Авериным Светлана Иванова, Александр Балуев, Сергей Марин и их приключения в псевдопетровской Росиии Далее

Такими мы их еще не видели: Федор Лавров и Анна Банщикова в сериале «Александр I» Стало известно, стоит ли смотреть сериал «Александр I» Далее

Екатерина и ее самозванцы: Почему Марину Александрову утвердили на роль тучной императрицы Стоит ли смотреть третий сезон исторической драмы канала «Россия-1» Далее

Главное фото: кадр из фильма