«Не было в СССР такой злобности»: зрители о сериале «Стенограмма судьбы»
Что говорят о ретродраме канала «Россия 1» с Кариной Андоленко и Александром Михайловым
На канале «Россия 1» продолжается показ сериала «Стенограмма судьбы». Это ретродрама о непростой судьбе Ани Савельевой (Карина Андоленко). Действие разворачивается в СССР, охватывая период с 1979-го по 2007-й. Героиня выросла в детском доме, ее мать находится в психиатрической больнице. Став совершеннолетней, она переезжает из маленького города в Москву и ищет своего высокопоставленного отца (Александр Михайлов). Выучившись на стенографистку, она устраивается к нему на работу, не раскрывая себя. Стенографируя его мемуары, она приобщается к тайнам большой страны и даже будет втянута в шпионский заговор. Параллельно развивается ее личная жизнь — она влюбляется, обжигается… Одним словом, пишет свою стенограмму судьбы. Это неторопливый сериал с понятными героями, не претендующий на лавры высокого искусства. Вместе с тем от него трудно оторваться вечером трудного дня.
Некоторых зрителей раздражают стилистические особенности ретродрамы:
«Зашкаливает число злоключений, которые с ней случаются. Подлые соседи в коммуналке. Бессовестные родители Вовы. Бессовестный и подлый зять генерала. Подлая дочка генерала — обвинила в воровстве. Даже в поезде ухитрились ее обмануть и в милицию сдать. В милиции идиот-милиционер ее в шпионаже обвиняет… Короче, 33 несчастья на голову бедной Анечке. Из-за всего этого история выглядит безнадежно надуманной и сказочной и вызывает законный скепсис. Со сказочными, картинными злодеями и подлецами».
«Как любят у нас снимать сериалы с одним и тем же сюжетом: детдом, мама умерла, поиски отца в Москве, обвинение в краже, уехать в далекие края, любовь… А уж как приехала в тайгу, как увидел ее любимый, и как долго они смотрели друг на друга…».
Другим бросается в глаза не слишком точное воссоздание советского антуража:
«Почему вышло, что так показывают дух того времени? Наверное, потому что ни сценаристы, ни режиссеры уже этого не видели сами. Соответственно, и передать не могут. А отражают преимущественно западную точку зрения на тот период в СССР».
«Меня удивила сцена свидания в тюрьме. Телефоны, разделительное стекло в СССР?! Ох, насмотрелись авторы голливудщины! »
«Щеголять в белой блузе, с рукавом три четверти, по тайге… В квартире геолога установлены вполне современные двери, уж можно было их как-то замаскировать, все же помнят 1980 год. Ну очень много показано не так, как было… ».
Но куда хуже, что, по мнению части зрителей, общая атмосфера совершенно не правдива:
«Начало 80-х годов и такая беспросветная черствость и злобность — вранье. И страх сказать лишнее слово в эти годы — тоже вранье Зрелые люди, кому в то время было по 40 лет, это не те, которые были запуганы 1937-м. Сценарист должен был немного почитать о том времени, посмотреть фильмы старые, фото. …Одно радует, что молодежь это не смотрит. А другие возрастные категории плюются».
«Бредятина очередная! И непременно обыски-облавы! Я с 1975 по 1980 училась на инязе в провинциальном городе. Слушали западный рок, пластинки покупались, продавались, перепродавались, переписывались на катушки — и все это слушалось в открытую. И фарца была — никого не ловили, не хватали, не сажали. Я в 20 лет читала «Мастер и Маргариту» в самиздате. Кто хотел, читал Солженицына. Смотреть невозможно! Жаль, что хорошие актеры снимаются в таком сериале».
Многих сериал провоцирует на ностальгические воспоминания:
«Эх: молодость, юность наша… Закончила институт в 1985-м. Стипендия была 40 рублей, зарплата 120 плюс премии, меньше 160 не выходило. В конце месяца магазины делали план и выкидывали импорт: сапоги австрийские — 120 рублей, туфли французские — 55 рублей, духи Climat — 70 рублей. Билет на самолет в Сочи стоил 40 рублей, на поезд — 20. На выходные в Сочи летали, в понедельник рано прилетел и на работу».
Поклонники Карины Андоленко признаются в любви к актрисе:
«Мне Карина Андоленко очень нравится во всех фильмах и сериалах, где я ее видела. Очень естественна и органична. И красива. Сериал начала смотреть только из-за того, что она там играет. И, кстати, действительно очень молодо выглядит: и здесь не только заслуга гримеров, обычно возраст выдают глаза, а здесь в кадре реально молодая девушка».
«Обожаю Андоленко! Смотрю с удовольствием! Она просто красавица и играет отлично! »
Приходят к почти философским выводам, рассуждая о ее актерской манере:
«Справедливости ради: да ведь по большому счету все одинаковы! Просто некоторых актеров мы любим, и их одинаковость нам не мешает — даже наоборот! А других — не любим, и их одинаковость раздражает…».
Впрочем, нашлись и те, кто жестко критикует исполнительницу главной роли — за несоответствие возрасту героини, шаблонную игру и слишком частое мелькание на экране:
«Нельзя играть наивную девочку в 35 лет с холеным лицом. Везде одинаковая. Да и сюжет скроен из разных сериалов».
« Даже неловко наблюдать за Андоленко, так она старается выглядеть наивной девочкой, но ведь абсолютна неестественна. И да, ее очень много, просто чересчур».
В целом же складывается ощущение, что «Стенограмму судьбы» смотрят с удовольствием:
«Это такое слегка наивное кино, некоторые ситуации надуманны и неправдоподобны, но в целом интересно. В каждой серии происходят какие-то события, меняются локации, актеры нормально играют, да и в общем впечатление от сериала приятное».