
Хронология сводит с ума, без Рокотова неплохо, но есть ощущение халтуры: отзывы на 8 сезон сериала «По законам военного времени. Сталинград»

Действия восьмого сезона детективно-исторического сериала «По законам военного времени» разворачиваются в августе 1942 года в Сталинграде. Светлана Елагина и Егор Шилов отправляются на помощь военной прокуратуре, чтобы вычислить и обезвредить бандитские группировки и диверсантов. Сослуживцы перестают доверять друг другу, ведь предатель может притаиться и среди своих. В какой-то момент и сама Елагина попала под подозрение в измене Родине.

Восьмой сезон продолжает цепочку мидквелов — сезонов, действие которых разворачивается «внутри» ранее показанных. Хронология сериала неоднократно нарушалась, что, кстати, и стало одной из претензий зрителей. Если расставить сезоны в хронологичном порядке, они выглядят так:
1 сезон – июль 1941, Киев;
2 сезон – осень 1941, Харьков (в конце сезона герой Евгения Воловенко Иван Рокотов пропадает во время отступления советских войск);
6 сезон – «Битва за Ростов» ноябрь 1941, Ростов-на-Дону;
8 сезон – август 1942, Сталинград;
3 сезон – лето-осень 1944, Одесса (Иван Рокотов и Светлана Елагина снова встречаются)
7 сезон «Враг за спиной» – осень 1944, Литва;
4 сезон «Победа!» – 9 мая 1945, Истербург в Восточной Пруссии;
5 сезон «Мятеж» – сентябрь 1945, Кенигсберг (в этом сезоне Рокотов погиб).

«Можно сделать вывод, что нас ждет еще четыре сезона минимум. Мало ли в Советском Союзе городов было? Тем более еще свободен весь 1943 год — можно где угодно снимать. Но чем больше снимают таких мидквелов, т. е. где действие происходит между вторым и третьим сезоном, тем больше сериал не нравится людям», — негодует зритель. Хронология, которая с каждым годом выглядит все более запутанной, откровенно не понятна тем, кто начинал смотреть историю с самого начала.
Актер Евгений Воловенко, сыгравший роль Ивана Рокотова, покинул проект после пятого сезона. Многие зрители уверены, что именно из-за этого сценаристы вынуждены «вклиниваться» во временные отрезки, где Рокотова нет. Но далеко не все заметили «потерю бойца»: «По мне сериал без Рокотова ничего не потерял. Мне нравился Рокотов, но его отсутствие тоже нисколько не печалит. А нытье по поводу его отсутствия только раздражает».

И пока часть поклонников скучает по любовной линии Елагиной и Рокотова, другие зрители считают, что пора идти на радикальные меры: «Создатели сериала, да и сами актеры понимают, что без Рокотова туго идет. Перешли чисто на какой-то детектив, без драматической линии. Зачем? Людям интересно, тут я не поспорю, но вы сломали такую историю! После 5 сезона слышала, что хотят заменить актера на роль Ивана. Сначала была против, потому что мы полюбили именно их пару. Сейчас же в голову идет только одна мысль — замените актера на роль Вани на похожего, сделайте нормальный финал и закрывайте проект».
По поводу игры актеров тоже возникли вопросы. Правда, и тут единого мнения нет. Часть зрителей считает, что ничего не изменилось, а Екатерина Климова и Александр Панкратов-Черный до сих пор на высоте, но другие критики считают, что актеры или переигрывают, или работают «машинально», без души. Авторам тоже досталось: «С удовольствием смотрел прежние сезоны. Не могу сказать, что видел все, не причисляю себя к поклонникам этого проекта, но неплохие сценарии и приличные актеры делали прежние сезоны похожими на рассказы, которые смотрелись без отторжения. 8 сезон показал, что авторы устали, исписались и через силу снимают кино, которое им, в первую очередь, уже не очень интересно». Аудитория обратила внимание, что режиссер Алексей Карелин пришел в проект только в восьмом, обсуждаемом сегодня, сезоне, а автор Михаил Журавкин написал сценарий к седьмому и восьмому сезонам.

Из-за «ломанного» хронометража появляются претензии к возрасту актеров. Они стареют с каждым годом, даже несмотря на то, что машина сериала бросает их из 1945-го обратно в 1942-й. Но если на возрастных изменениях зрители не так сильно акцентируют внимание, то внешности Климовой досталось сполна: «Первые сезоны смотрела, и было интересно. Этот сезон смотреть невозможно и стыдно! Ботокс Климовой так бросается в глаза. Какое-то издевательство над женщинами того времени, действительно женщинами с большой буквы. Ощущение самодеятельности, бутафорности, халтуры. Особенно от игры актеров». Подправленную современными методиками внешность, идеальную укладку волос и макияж, отглаженную форму и отполированные автомобили зрители заметили сразу: очень контрастно смотрится на фоне ужасов войны.
Кстати, о фоне. Тут у аудитории тоже возникли вопросы: «Нет ощущения, что это происходит в Сталинграде августа 1942 года. Я даже не думаю, что это происходит в осажденном Сталинграде (еще раз подчеркиваю — август 1942 года, как указано в аннотации 8-го сезона). В каком-то прифронтовом городе, который подвергался бомбежкам, но не в Сталинграде». Догорающие развалины домов, обломки военной техники, тишина, окопы посреди города — таким был город-герой в 1942 году, когда на протяжении нескольких месяцев шли ожесточенные бои за каждый дом.

Но при этом сам посыл, само внимание к героизму защитников Сталинграда зрители оценили: «Исторические события, показанные в восьмом сезоне данного сериала, однозначно заслуживают самых положительных похвал и самых высочайших оценок: оборона Сталинграда является не только одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, но и отправным моментом Победы всего Советского Народа!» — гордо восклицает восторженный зритель.
Теперь перейдем к киноляпам, которых зрители нашли немало.
Начали с первой серии, где в глаза аудитории бросился плакат с надписью «Очистим советскую землю от фашистской нечЕсти». Грамматическая ошибка вызвала шквал комментариев от внимательных зрителей. Как ответственные за реквизит и режиссер не обратили на это внимание — остается неизвестным.

Еще одна ошибка, которая, к слову, часто встречается в российских сериалах, — звук. Зрители многих проектов обращают внимание на то, что часто музыка чаще оказывается громче диалогов актеров: «Сериал в принципе достаточно интересный. Снят даже без грубых ошибок, на которые обыватель даже внимание не обратит. Но вот музыка в сериале ужасна, да еще и очень громкая. Увольте звукорежиссера, у него со слухом проблемка. Как можно втыкать музыку, которая подойдет только для комедий».
Также многие обратили внимание на поворот офицеров. «А чего это офицеры в фильме постоянно делают разворот кругом через правое плечо? Почему не через левое, как положено в строевом уставе?» — возмущенно замечает требовательная публика. И пусть для сюжета это значение не имеет, но и демонстрирует недостаточное погружение авторов в эпоху и в теорию вообще: команда «Кругом» выполнялась через левое плечо еще во времена Императорской армии.
«Сюжет не захватывает, притягивают ради количества серий. Дважды упоминается Пермь, которая на описываемый момент город Молотов (с 1940 по 1957, — прим. ред.)», — обратил внимание зритель.

Поклонники сериала «По законам военного времени» не заметили ляпов, не обратили внимание на внешность актеров и не увидели недочетов в сюжете: «Понравилось то, что в основе фильма остался костяк прежних актеров, к ним уже привык, и не хотелось их менять на новых. Фильм в достаточной степени динамичный, все в нем развивается достаточно быстро и стремительно, и каких-то длинных заунывных сцен ни о чем я не заметил. Единственное, что мне не очень понравилось, так это легкость, с которой расследовались события, слишком уж все просто получалось. Наверняка в реальной жизни все происходило немного по-другому».
На данный момент вердикт зрителей неоднозначный: вроде, все в лучших традициях сериала: детективные истории на фоне военных действий, отважные Елагина и Шилов, друзья и предатели. Но если копнуть глубже, то оказывается, что и детектив слабый, и военные действия блеклые, и актеры состарились и сильно изменились. То ли авторы устали от истории за восемь сезонов, то ли актеры «перегорели» со своими персонажами, то ли зрителям больше эта история неинтересна.
Главное фото: кадр со съемочной площадки.