Главная (выберите раздел)

«Топи» Дмитрия Глуховского: страшно, аж ничего непонятно

Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 25 февраля 2021

Обещанная «мистическая утопия» оказалась скособоченным триллером со скомканным финалом, в котором углядели сатиру на суть жизни в России.

Дмитрий Глуховский — писатель одаренный и мастеровитый. Вдобавок он, если судить по интервью, и человек хороший — какой-то незлой в общегуманитарном смысле, что в наше диковатое время встречается реже и реже. На его давным-давно придуманную вселенную «Метро» подсело уже которое поколение подростков разных стран, и это не может не вызывать уважения, даже если помнить, что эти произведения Глуховского — типичная беллетристика без претензий на большую литературу. Правда, потом появился роман «Текст» (а следом и спорная, но все же нашумевшая, и не только из-за эротической сцены с Асмус и Янковским-мл., экранизация), а вместе с ним и творческая претензия автора на нечто большее, чем бестселлеры «для чистки мозга».

Фото: кадр из сериала

И вот вышел сериал «Топи» по его сценарию про группу молодых москвичей, смертельно уставших каждый от своей проблемы, которые вместе едут в монастырь в глуши в надежде на перезагрузку. Жанр 7-серийного проекта, идею которого Дмитрий, по его словам, вынашивал долгих десять лет, он определил как «мистическая утопия». Представляя «Топи» журналистам, Глуховский объяснил, что выбор жанра станет понятен после просмотра сериала целиком: мол, невозможно обойтись без спойлеров, если все рассказать прямо сейчас.

Фото: кадр из сериала

Последняя серия вышла на «КиноПоиске HD» 25 февраля и уже ничто не мешает понаделать выводов по горячим следам. Вкратце впечатления такие: это очередной мистический триллер — родной брат недавних «Территории» и «Игры на выживание», с типичными для жанра фишками (типа чем больше непонятного в кадре, тем страшнее) и клиффхэнгерами и со скомканным, неубедительным финалом.

Фото: кадр из сериала

В духовном родстве с другими триллерами нет ничего дурного: да, действие в «Топях» тоже разворачивается в лесной глуши (с ролью архангельских чащоб прекрасно справились белорусские просторы), но, по крайней мере, это красиво и отлично работает на настроение — мрачная полувымершая деревня, исключительно серое небо, тоска и печаль в воздухе.

Фото: кадр из сериала

В сериале полно отличных мизансцен, нагнетающих саспенс не хуже чем у Кубрика: что-то страшное может случиться — и оно случается, в любую минуту. Изначально Глуховский искусно пускает зрителя по ложному следу: в разрушенном монастыре все вешается и вешается настоятель, а затем он оказывается жив, Денис (Иван Янковский) натыкается на могилу старичка, а потом видит его воочию в качества мужа пенсионерки, взявшей москвичей на постой. Пропадает Катя (Катерина Шпица) и вдруг мы много раз видим безумную постаревшую женщину с таким же платочком; появляется живехонька похороненная было сестра Сони (Анастасия Крылова). Начинаешь думать, что в «Топях» неладно со временем и пространством, но, разумеется, все оказывается совсем не так.

Фото: кадр из сериала

Только вот в самых печальных традициях российских сериалов эти отдельные мизансцены очень условно связаны между собой, их плохо удерживает линия магистрального повествования. Мотивация героев то и дело оказывается, что называется, «рандомной»; они не помнят друг про друга, действуют хаотично и обособленно, быстро забывают про двух пропавших спутниц, немного попереживав в течение одной-двух серий. Тема «сыворотки правды», заявленная в начале, отваливается безвозвратно (Денис изобрел мессенджер TrueTalk, который дает понять, врет собеседник или нет).

Фото: кадр из сериала

Нелогичность развития характеров, отсутствие в них подтекстов — одна из главных претензий к «Топям». Вся идейная сложность на поверку декларируется только названиями серий («Введение», «Исчезновение», «Воскрешение», «Исступление», «Преображение», «Подношение», «Искупление»). Все эти прекрасные в статике герои, часто отлично отыгрываемые актерами, в развитии оказываются никуда не движущимися плоскими схемами на протяжении почти всего сериала. Отрезали Эле (Софья Володчинская) голову — ну и черт с ней, поехали больше. Режут головы тут, кстати, демонстративно и с удовольствием — ну чем не Netflix. Но даже пугают зрителя как-то бесцельно: в кадре обстоятельно показывают фарш, выползающий из мясорубки и ты уже напридумывал себе всего, но, к сожалению, это не тот случай, когда ружье на стене обязательно стреляет. Иногда фарш просто фарш, даже обидно.

Фото: кадр из сериала

Какое-то время обнадеживала линия журналиста Макс (Тихон Жизневский) — единственный из персонажей, совершивший заметный эволюционный скачок. Глуповатый, но добрый и полный витальности, томимый профессиональными амбициями, он мечется между жаждой славы и хтоническим позывом всех спасти на манер русского богатыря. Но в момент кульминации безо всякой внутренней борьбы… оставляет и то и другое, едва ему сулят много денег и пользованный «гелендваген».

Фото: кадр из сериала

Неубедительная поспешность в финале раздражает: все это время нам рассказывали страшную сказку, но, оказывается, по факту забыли как следует ее придумать. Глазам больно смотреть, как Жизневский изо всех сил оправдывает существование своего Макса в финальных сценах, стараясь понатуральнее изобразить мгновенное переобувание своего героя. Не лучше и доля Ивана Янковского: весь фильм пребывая в амплуа обкуренного дегенерата, периодически порываясь прибегнуть к суициду, в финале его страдающий раком Денис вдруг слышит зов совести (он увещевает его голосом матери, что не надо стремиться к выздоровлению любой ценой), мгновенно прозревает и ловко в сговоре с Соней убивает главного злодея.

Фото: кадр из сериала

Кстати, о злодее. Если «Топи» и можно хвалить безудержно, громко и долго, так это за блестящего Максима Суханова в роли Хозяина, и за его гримеров: это определенно новый образ во всемирной галерее киночудовищ.

И на что же надевается вся эта причудливая конструкция, причем тут утопия? Тут без спойлеров точно не обойтись. В конце выясняется, что все странности происходят в Топях из-за отравленной воды в местных водоемах. Поблизости расположен химкомбинат по производству ракетного топлива — отходы попадают в реку, из-за чего вода обладает галлюциногенным действием. Любой, кто приехал в Топи и пьет эту воду, видит наяву то, чего ему больше всего хочется или чего он больше всего боится (почему галлюцинации коллективные, сюжет не объясняет).

Фото: кадр из сериала

То есть никто не оживлял погибшую сестру и старичка, и Катя никуда не пропадала, просто все ее видят старушкой и себе она кажется такой, и т.п. Глуховский описывает по-своему прекрасный мир — то бишь ту самую утопию, где все как ты хочешь без всяких усилий (если только ты не Эля и не Катя и в целом умеешь не напрягаться). Жаль, писатель как-то забыл, что в арсенале человечества давно имеются алкоголизм, наркомания и старое доброе сумасшествие, например.

Фото: кадр из сериала

Вера в торжество гуманизма, ради чего вообще-то сочиняют все истории на свете — даже те, что с печальным концом, тонет вместе с убитым злодеем; не желающий рефлексировать Макс вприпрыжку возвращается в Топи, а единственная спасшаяся Соня бежит и едет в поезде — думает, что в Москву, а на самом деле по кругу. Остается непонятным, какого черта некие злые силы заманили москвичей в зловещую деревню (они же по объявлению приехали). Неужто государство в лице руководства комбината? А зачем?

Фото: кадр из сериала

Впрочем, в самом начале герои вроде бы погибли по дороге к монастырю — разбились в машине. А значит, все, то что с ними происходит, это уже после смерти. Но эта линия как-то потерялась в нагромождении последующих элементов, не всегда подходящих друг к другу.

«Топи — это аллегория на суть жизни в России. Убежав от проблем в Москве, герои фильма попадают в собирательный образ «глубинной Руси». Менты скользкие, люди — зомби, живущие во мраке, зеки и все это под дурманом религиозного фанатизма. И эти топи засасывают героев ментально», — размышляет зритель на кинофоруме Кино-театр.ру, силясь придумать хоть какое-то оправдание увиденному. «Господа, это психоделика. В психоделических фильмах нет идеи, нет особого глубокого смысла», — авторитетно комментирует другой.

Ну, знаете. Осторожнее надо с галлюциногенами.

Отзывы (35)

С
Серж 01:42:29, 16 марта 2021
Какой смысл так спойлерить? Рецензия это не пересказ сюжета.
Ответить
А
Анна 16:07:37, 10 марта 2021
Каждый для себя пытается осознать смысл увиденного. Я лично не пыталась провести аллегорию с современной Россию с ее извечными проблемами (Навального еще приплели, ужас). Да и сами создатели дают возможность каждому решить, о чем собственно это кино. Для меня - это история о человеческих пороках, ошибках, заблуждениях. О выборе, который каждый делает для себя. И , конечно же, об искуплении. К сериалу есть вопросы: иногда повествование было чересчур затянутым, что вызывало порой желание промотать картинку. Но отличная актерская игра, хорошая операторская работа, нетривиальный , несмотря на все возражения, сюжет - несомненно сильные стороны сериала.
Ответить
В
Вазари 22:00:04, 7 марта 2021
Всё бы даже могло получиться, если бы не чернуха и мат. И зачем столько?
Ответить
Б
Брахмапутра 23:17:26, 1 марта 2021
Территория круче
Ответить
С
Сергий 22:30:04, 1 марта 2021
Посмотрел, сложилось впечатление, что изначально в истории все было (что после просмотра объяснить нельзя). Мне кажется режиссёр не дотянул историю
Ответить
а
анна 15:45:16, 1 марта 2021
Чепуха. Принципиально досмотрела до конца, не понравился
Ответить
Е
Елена 09:37:41, 1 марта 2021
Плагиат в каждом эпизоде. Н одой собственной мысли. Россия - Кущёвка. И эти топи. Дешёвка этот Глуховский. Сериал явно работали под события с Навальным. Но провал по всем направлениям
Ответить
В
Владимир 00:37:35, 2 марта 2021
Насчет Навального Вы погорячились, но Глуховский действительно уже лет 10 в, извините за каламбур, глухой оппозиции. Ну не любит он Россию. Хотя уезжать не торопится. Тут то его знают, а там он никто. Хотя пишет довольно таки талантливо, этого у него не отнять.
Ответить
Н
Наталия 18:02:02, 26 марта 2021
Владимир, хочу уточнить: Глуховский не любит не Россию, а власть. Это принципиальная разница
Ответить
С
Сергей 09:05:44, 1 марта 2021
Почему Все(!) молодые режиссеры ставят одну хрень на свои сценарии , любовь к боблу, осталось только сняться самому во всех ролях, я думаю скоро это произойдет, научно-технический прогресс, однако. Фильмы (сериалы) современных режиссеров лучше не смотреть , лучше читать книги, голова будет чище от всякой ереси!
Ответить
М
Михаил 22:37:19, 28 февраля 2021
Пытаться найти в галлюцинациях разных героев (с разной оптикой, через которую мы наблюдаем за развитием событий) причинно-следственную связь не что иное, как самоудовлетворяться семантикой, которой нет. Все в сериале роскошно и по местам, если не экстраполировать свои ожидания с накопленным итогом на картину, которая работает совершенно иначе. Все в ней в порядке, жирный плюс за постановку и сценарий.
Ответить
С
Саша 17:38:41, 2 марта 2021
Сериал классный.
Ответить
С
Сергей Николаев 22:29:38, 28 февраля 2021
Это.Суханов.......актерище.....!!!
Ответить
г
геннадий свистунов 17:28:47, 28 февраля 2021
Это гениальный сериал! Это древнерусская хтонь. современная сказка, со всеми причиндалами. 6 часов кайфа
Ответить
М
Москва 22:43:07, 27 февраля 2021
Максим Суханов гениален! Остальное - полунепонятная муть! Размазывание дерьма по столу! Смотреть надо 1-2 серию и 6-7
Ответить
С
Сеня Туз 17:16:37, 26 февраля 2021
У нас не могут что-то средне-крепкое снять. Или муть-мелодрама, или муть-мистика, или муть-заумь. Почему не снять "Настоящую кровь" по-русски? Вот сейчас выйдут "Вампиры полосы", и там стопудов лажа будет очередная...
Ответить
Ш
Шубадуба 12:35:02, 26 февраля 2021
Я пытался смотреть. Скукота
Ответить
Т
Татьяна 00:38:24, 27 февраля 2021
Полностью согласна
Ответить
С
Светлана Д 10:44:32, 26 февраля 2021
Для меня очевидно, что это история о смерти и "отработке грехов". Все герои умерли и попали в "посмертие". Если верить Даниилу Андрееву, существует целый мир восходящих и нисходящих миров, по которым душа передвигается в зависимости от тяжести содеянного. У каждого из героев свой грех. И для того, чтобы двигаться дальше (в следующий мир), герой должен умереть. Но сначала нужно осознать и отработать свои грехи. Катя больше всего боится быть старой и одинокой. До того боится, что покончила с собой, наглотавшись таблеток. Вот и стареет и постоянно ищет "своего" мужчину". И будет долго находиться в Топях, пока не осознает ценность своей жизни и души. Эля бежит от своей семьи и национальных традиций. Потому и встречает ненавистника своего народа, на себе ощущает отношение к своей нации (такое, какое сама демонстрировала), возвращается к своему жениху и получает избавление - смерть. А вот Сонин грех (помимо того, что она переспала с женихом своей сестры) - это неприятие смерти, её игнорирование. Она не признает, что умерла сестра (её же можно вернуть!), так же как и не признает свою смерть (тут остаются вопросы к повествованию). Вот и ездит по кругу - назад вернуться нельзя, а умереть невозможно. Денис тоже боится и не верит в смерть (забавно, что даже после смерти). Он заключает сделку с совестью и ФСБ, будучи смертельно больным, а значит искренне верит, что найдется способ выздороветь и жить долго и счастливо. Но осознает и отрабатывает свои грехи, убив себя и хозяина. Ну а Макс - просто безвольный, и бесхарактерный прожигатель жизни, мечтающий о славе и деньгах и легко всех сдающий и всё продающий. Вот и застрял в Топях навечно с большими деньгами и крутой тачкой, которые в глухой деревне никакой ценности не имеют. Ну а хозяин - это просто персонаж, помогающий осознать свои прегрешения и дающий избавление. Потому он спокойный и ироничный. А может, и сам застрял в Топях и "дослужился" до хозяина. Это всё только моё мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. Всем добра!
Ответить
И
Ив 12:11:02, 26 февраля 2021
+1
Ответить
Р
Роман 16:36:22, 26 февраля 2021
+1 Светлане.
Ответить
Н
Наталья 21:46:36, 26 февраля 2021
+ Светлана Д. Все точно. И главное понятно.
Ответить
И
Ил 19:36:01, 26 февраля 2021
Это Глуховский написал в оправдание своей 7-часовой мути?
Ответить
Т
Татьяна 00:17:57, 27 февраля 2021
Самое нормальное объяснение! Спасибо
Ответить
Н
Настик 01:22:44, 27 февраля 2021
Я все никак не могла собрать воедино свои мысли по поводу сюжета и героев. И вот Светлана сделала это с блеском. Да, в сериале для кого-то есть недочёты. Но в целом он реально о страхах, о вязнущих в них людях. Есть сериалы, которые можно просто фоном слушать и все понятно. А этот нужно смотреть - все подсказки и намёки авторов есть. Нужно просто чуть больше внимания. Отдельную атмосферу создаёт саундтрек. Постоянно в голове "Тебе кажется" и "Чья я". 👍🏻
Ответить
С
Светлана Д 20:19:47, 27 февраля 2021
Я - Глуховский? Как приятно! Нужно начинать карьеру писателя...
Ответить
К
Кэт 14:15:32, 28 февраля 2021
Спасибо, лучше всех пояснили
Ответить
Г
Галина 20:42:26, 28 февраля 2021
Полностью с вами согласна.
Ответить
М
Михаил 22:39:19, 28 февраля 2021
По полочкам, спасибо. Хозяин это Сталкер по Тарковскому, все так.
Ответить
В
Вячеслав 11:07:24, 1 марта 2021
Вам можно любые психологические шарады разгадывать.
Ответить
Д
Дмитрий 17:05:19, 1 марта 2021
Комментарий лучше, чем напыщенная и безоговорочная статья сия)
Ответить
Ю
Юрий 08:42:50, 2 марта 2021
У вас и личная жизнь, наверное , такая же Заумная. Вы это после антироссийских митингов пишите, сочувствуете берлинскому пациенту-зэку!
Ответить
Т
Топь 20:35:24, 2 марта 2021
+1. И я именно так поняла сценарий, еще линия священика, который все не может умереть, .т.к. давал отпущение грехов за деньги - очень показательный момент. Макс поверхностно понимающий ситуацию, вернее вовсе ее не понимающий объясняет все происходящее с помощью химических примесей, но это его взгляд! А сцена с сыном хозяина, Хозяин знал, что умрет, поэтому привел сына .Т.е. для остальных с гибелью Хозяина ничего не меняется.
Ответить
А
Александр 18:28:45, 4 марта 2021
это коммент с яндексдзен кто у кого списывал?)) Федя Дмитриев 6 дней а по-мне, так смысл в том, что они все умерли и попали в следующий мир (если верить концепции Даниила Андреева) в череде нисходящих и восходящих миров. Каждый переживает и отрабатывает свой грех, свои ошибки и заблуждения. Вот Катя - она боится быть старой и ненужной мужчинам, и не может осознать ценности своей жизни и души, а ещё она покончила с собой, наглотавшись таблеток. Вот и застряла в этом мире. А Эля, наоборот, осознает свою национальную принадлежность и отношение к своим национальным традициям через убийцу и ненавистника её народа, в конце она идет к своему жениху и получает избавление. Как перейти в следующий мир? правильно - умереть! Вот все персонажи и движутся к финалу в зависимости от своего выбора! Пережил - прочувствовал - осознал - покинул Топи. А если усугубляешь свой грех и оправдываешь - застреваешь надолго в предложенных обстоятельствах. Вот Соня - она не принимает того, что есть смерть (можно же помолиться и сестру вернуть!), вот и ездить по кругу - ни вперед, ни назад. Так что интересно разбирать линию каждого персонажа - за что здесь, как отрабатывает свои грехи, какой делает выбор. Остаются нюансы - кто и в какой момент умер. Но это уже не существенно... Ответить 737
Ответить
А
АГ 23:35:33, 25 февраля 2021
Спасибо! Подпишусь под каждым словом.
Ответить