
Русскому — Русь, а не вот это всё: Александр Устюгов собирает клюкву в «Константинополе»

Лирико-драматическая фантазия о белой эмиграции под грустную музыку в десяти сериях
Внимание! Текст содержит спойлеры.
Константинополь, конец 1920-го. Турецкая столица, контролируемая в то время военной администрацией Антанты, приняла под 200 тысяч русских беженцев. Среди них Сергей Нератов (Александр Устюгов) — полковник разгромленной армии Врангеля. Ему незачем жить — пьяная красная матросня расстреляла его жену и детей (мертвая супруга теперь является ему в видениях, тревожно вопрошая: «Сережа?!»).
А теперь на глазах Нератова нищает и опускается на социальное дно его народ, выброшенный на чужбину. Графиня Дикова (Оксана Акиньшина) торгует телом в душных переулках, талантливый врач Бородаевский (Кирилл Кяро) гнет спину простым санитаром и меняет судна больным, разнообразные князья растерянно разводят руками и голодают, быстро проев те немногие сбережения и драгоценности, которые удалось вывезти.

Но есть и те, кто наживается на горе соотечественников, попросту обирает их, как бессовестный, но все же в чем-то хороший коммерсант Петр Саблин (Сергей Марин). Вдобавок над русскими беженцами измываются военный комендант Константинополя — изувер-англичанин, и турецкая полиция. Офицерская кровь неизбежно закипает — Нератов возглавляет группировку эмигрантов из числа военных, пытаясь остановить произвол и защитить угасающий русский мир.

Стоит сразу принять, что историческим сериал «Константинополь» (Иви) можно назвать только в кавычках. Одна статья о мытарствах русской эмиграции из «Википедии» даст вам больше, чем все 10 серий — это не более чем вольная и весьма лирическая фантазия на тему.
Чтобы не обижать вот так сразу авторов термином «клюква развесистая» (вполне заслуженным), предлагаю считать «Константинополь» комикс-нуаром в духе графических романов DC и Marvel. Тогда все встает на свои места.

Мрачная, неприветливая турецкая столица — своего рода Готэм, населенный персонажами с одномерными, категоричными характеристиками. Здесь есть благородный герой-супермен — Нератов, есть его главный антагонист, русофоб каких свет не видывал — военный комендант, полковник Ноксвельд (Мартин Джон Кук). Есть негодяи калибром поменьше — подлый главврач больницы Тургут (Абдулгани Алиев), алчный миграционный инспектор Гюлер (Самими Фархадов), похотливый английский банкир Тирпиц (Дирк Мартенс).
Турки — мерзавцы, англичане — изуверы
Нератов носит при себе револьвер и регулярно пускает его в ход, ведь все вокруг спят и видят, как изничтожить русских. Положиться он может только на господ-офицеров, на весельчака-авантюриста Ремнева (Василий Чепурченко) и на боксера Кирпичева (Вольфганг Черни). На фронте Нератов застрелил брата-близнеца Кирпичева, когда тот отказался идти в атаку без патронов (полковник вспоминает об этом в мучительном флешбеке). Выживший брат поклялся отомстить, но на чужбине все так повернулось, что он встал с Нератовым плечом к плечу. Вместе они вершат дела и вскоре становятся головной болью для турецких властей и английской комендатуры.
Сердце полковника очерствело, но нет-нет и в нем пробежит ток любви: так, искра пробегает между ним и сестрой Саблина — Серафимой (Кристина Трейстер). Сближение происходит и с баронессой Диковой, несмотря на род ее нынешних занятий. «Я люблю вас», «Я не люблю вас» герои говорят довольно часто.

Атмосфера в сериале депрессивно-упадническая, как и положено в комиксах такого рода: никто не спасет русских, кроме самих русских. В действительности было несколько иначе — попытки мирового сообщества накормить-обогреть эмигрантов предпринимались с переменным успехом (пока не сошли на нет), но это не вписалось бы в идейное наполнение «Константинополя». Турки представлены исключительными мерзавцами, что по замыслу авторов, вероятно, должно оправдывать постоянно звучащее «обезьяны!» в их адрес из уст русских персонажей. Не оттого ли Стамбул снимали не в близкой и дружественной Турции с развитым кинопроизводством, а в Баку и с азербайджанскими актерами? Разве что нашлась одна медсестра Бельгин (Айдан Гасанзаде) с добрым сердцем.

Хуже турок только англичане: банкир Тирпиц — извращенец, повелевший убить русскую любовницу, когда та его отвергла. А нервический, тараканообразный комендант Ноксвельд заваливается в русский ресторан «Паризьен» с солдатами и приказывает расстрелять мирно танцующую публику — просто потому, что русские ему надоели. Раненых закалывают штыками. Потом велит оформить погибших как отравившихся газом.
Здравствуй, грусть

Томной грусти и надрывного натурализма в сериале не просто много — он из них и состоит. Если в кого-то стреляют или кто-то стреляется сам, это занимает добрых полминуты: сначала показывают распахнутые глаза, затем пуля в рапиде медленно разрывает ткань костюма (это если прямо в сердце), затем долго-долго падает тело. Растекающаяся лужица алой крови и потухающие зрачки строго обязательны. Если Серафима грустит, она делает это чувственно и продолжительно — в конце одной серии и в начале другой. Когда этого мало, она рассказывает сказку про Гензеля и Гретель, погружая нас в свое сиротское детство — брат был ей и за папу, и за маму.
Но если помнить, что смотришь комикс, все вышеописанное не вызывает раздражения. Особенно хорош момент, когда Саблин осознает, что натворил столько, что жить ему уже не стоит — тем самым он спасет сестру. Но пустить себе пулю он не в силах, глаза его влажны (Сергей Марин, браво!). И тогда он просит помочь Нератова. И тот помогает. Не сцена — жемчужина. Хотя есть еще одна: в ней русский врач Бородаевский черпает ковшиком живописные фекальные массы покойника — даже в грязном бараке он не прекращает изысканий по разработке вакцины от тифа.
Русскому — Русь
В конце концов Нератов и компания постреляли столько гадов, что проблему русских на берегу Босфора взялись решить окончательно. Попросту всех убить, включая женщин и детей — силами солдат-англичан, конечно. Но русские чудом успевают погрузиться на пароход и отбыть в Сербию. Нератов, чтобы отвлечь внимание полиции, сдается. Вскоре его отпускают: ведь он признался, что убивал, а значит, честный офицер и достоин свободы.

В финальной сцене он бродит по берегу моря в компании Диковой, которую он, оказывается, все-таки любит, и ее сына. Негодяи наказаны чуть более чем все (последнюю гадину из своих, мерзавку Люську, преследует Кирпичев). Мертвой женой Нератов больше не галлюцинирует. Мы слышим внутренний монолог полковника — он говорит о том, что русский может жить только на своей родине, а в любом другом месте он всегда изгой («Изгои» — рабочее название «Константинополя»). Сцена заставляет вспомнить финал другого сериала — «Шаляпин», где великий бас отказывается эмигрировать и остается в России: на самом деле все было ровно наоборот, но так и правда красивее.

А потом в последний раз звучит заглавная песня сериала в исполнении Аглаи Шиловской на музыку самой исполнительницы и стихи ее супруга Александра Устюгова, что добросовестно отражено в титрах. Мелодия почему-то на 100% совпадает с романсом Давида Тухманова на стихи Ларисы Рубальской «Напрасные слова» — но даже этот беззастенчивый плагиат с новым корявым текстом кажется теперь уместным.
«Константинополь»
Драма. 10 серий 50 минут. 16+
Режиссер: Сергей Чекалов
Сценарий: Алексей Мизгирев, Владлен Максимов, Анастасия Максимова.
В ролях: Александр Устюгов, Оксана Акиньшина, Сергей Марин, Ксения Трейстер, Вольфганг Черни, Кирилл Кяро, Вячеслав Чепурченко, Дирк Мартенс, Айдан Гасанзаде, Юлия Витрук, Мартин Джон Кук.
Иви, НТВ.
Главное фото: кадры из сериала.