
Мужчины в мундирах с брошками, много графики, а трагизма нет: Свежие отзывы на сериал «Союз Спасения. Время гнева»

На Первом канале — повтор исторической саги «Союз Спасения. Время гнева»
После победы над Наполеоном Российская империя стояла на пороге внутренней бури. Молодые офицеры-аристократы, видевшие свободную Европу, более не могли мириться с крепостничеством и самодержавием. Их заговор и трагическое восстание 14 декабря 1825 года легли в основу масштабного сериала «Союз Спасения. Время гнева». Проект, заявленный как эпичное полотно о судьбоносном моменте истории, вызвал среди зрителей полемику, расколов аудиторию на восторженных поклонников и строгих критиков.

С одной стороны, многих покорил размах и визуальная составляющая. «Хороший сериал с эпизодами из художественного фильма. Смотрится с удовольствием», – отмечают одни. Другие хвалят «прекрасных актеров. И старую и новую школу» и «великолепную форму», а также «достаточно точную передачу быта начала 19 века, красивые съемки». Для части аудитории именно актерский ансамбль стал главной удачей: «По моему мнению – идеально подобраны актеры. Состав, конечно, потрясающий, столько прекрасных актеров одновременно я, наверное, не видела нигде».

Однако именно глубина актерских работ и трактовка исторических персонажей оказались в эпицентре критики. Самый частый упрек – неспособность передать внутренний мир и трагизм героев, переживших войну. «Герои, победившие Наполеона, не могут быть со взглядом пионеров. Они же видели много смерти и крови», – сокрушается один из рецензентов. Другой развивает эту мысль: «Почти все актеры не смогли перевоплотиться в героев. Получились мужчины в мундирах с брошками». Конкретные претензии звучат к образам лидеров заговора: «Пестель у Павла Прилучного остался загримированным мажором», а про Леонида Бичевина замечают: «Какой из него аристократ? Он постоянно лыбится. Скорее парень из народа».

Серьезные нарекания вызывает и драматургия. Зрители отмечают сбивчивый, перегруженный второстепенными линиями сюжет: «Куча лишних сюжетных линий из ниоткуда в никуда». Многим не хватает мотивации и интеллектуальной глубины в изображении декабристов: «В первых сериях сложно понять, чем недовольны декабристы… Понятно только, что хотели свергнуть монархию». Критик пишет: «На экране перманентно скопище непонятных немногочисленных мажоров, пожирающих шампанское, без особой программы, цели, интересов, образования… Тут нет романтизации, но нет и очернения. Просто кучные неудачники».

Отдельным пунктом разочарования для некоторых стала художественная условность и спорные исторические детали. Кто-то упрекает создателей в излишней компьютерной графике: «Вся окружающая действительность нарисована», а кто-то – в вольной трактовке фактов, вплоть до причины смерти императора Александра I.

В итоге сериал «Союз Спасения. Время гнева» предстает перед зрителем проектом-парадоксом. Он демонстрирует впечатляющую техническую и костюмированную мощь, собрав на одной площадке звездный состав, но для многих так и не сумел разгадать главную загадку – душу эпохи и ее мятежных героев. Он стал не столько временем гнева, сколько временем споров: о том, как сегодня говорить об истории, где грань между масштабом и глубиной и что важнее – безупречный мундир или потрясенный взгляд человека, пережившего ад войны и жаждущего перемен.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Союз спасения. Время гнева» — сериал про восстание декабристов в 1825 году. Офицеры возвращаются после победоносной войны с Наполеоном, полные патриотизма, амбиций и сил, чтобы изменить Россию и, как им кажется, сделать ее лучше. Сериал представлен как полная версия полнометражного фильма, из которого изначально вырезали несколько часов съемок, которые хотелось передать зрителю… (Далее)
Главное фото: кадр из фильма