Главная (выберите раздел)

От «Права на свободу» до «Экспресса»: пять любопытных режиссерских дебютов 2022 года

Время прочтения: 3 минуты
Дата публикации: 23 ноября 2022
От «Права на свободу» до «Экспресса»: пять любопытных режиссерских дебютов 2022 года

Как ни странно, 2022 год в российской киноиндустрии оказался довольно богатым на режиссерские дебюты – как полнометражные, причем в сложных прокатных условиях, так и сериальные. В этой подборке мы собрали самые на наш взгляд яркие дебюты, которые оправдали продюсерские риски и понравились зрителям.

1. «Право на свободу» Артема Дубра

Фото: кадр из фильма

За камеру драматического сериала о том, как волонтеры спасают людей из разных видов современного рабства, встал 27-летний Артем Дубра – ученик театрального режиссера и педагога Виктора Рыжакова, актер с опытом театральных постановок. Сам Артем в интервью признается, что он вынашивал идею снять свой короткометражный фильм и даже написал его сценарий, но обстоятельства сложились так, что первую ступень в кинорежиссуре Дубра пропустил и сразу снял сериал. Несмотря на определенную дидактичность сериала – он рассказывает о том, как важно не проходить мимо людских несчастий и быть неравнодушным человеком для того, чтобы менять мир вокруг – «Право на свободу» получился очень живым проектом. Немаловажную роль в этом играет умение режиссера ставить задачи актерам (а роли в сериале сыграли Кирилл Кяро, Илья Малаков, Варвара Феофанова, Игорь Скляр, Алексей Розин и др.), добиваться правдоподобия в драматических диалогах и обращать внимания на мелкие жизненные детали. Посмотреть сериал можно на платформе Wink.

2. «Неличная жизнь» Максима Пешкова

Фото: кадр из фильма

Максим Пешков набил руку на сценариях популярных ситкомов «Интерны» и «Универ», придумал свой ситком «Жуки» вместе с соавтором Сергеем Нотариусом, и затем органичным образом пришел к режиссуре, написав и сняв тоже ситком «Неличная жизнь» с Еленой Лядовой и Максимом Лагашкиным. «Неличную жизнь» можно назвать сбалансированным миксом из свежей, необычной идеи и классических приемов ситкома, которые испытаны десятилетиями и работают на большую аудиторию. Этим дебют и ценен – он не копирует все уже существующие ситкомы, но и не удивляет настолько, чтобы оттолкнуть зрителя. Сюжет сериала забрасывает зрителей в маленький малоэтажный городок, в одном из домов которого с виду обычная, даже типичная семья занимается съемкой домашнего порно на фоне ковра на стене. Довели семью до такой жизни странные обстоятельства: все ее члены проштрафились перед местным криминальным авторитетом и оказались должны ему кучу денег.

3. «Продукты 24» Михаила Бородина

Фото: кадр из фильма

Выпускник Московской школы нового кино Михаил Бородин со своей первой короткометражкой «Я нормальный» попал сразу в Канны – в программу «Неделя критики», а спустя 4 года представил уже полнометражный дебют «Продукты 24» на Берлинале, получив приз в программе «Панорама». Его фильм смело можно назвать одним из самых тонких высказываний на тему ксенофобии в современной России. За основу «Продуктов 24» взята реальная история о рабстве в круглосуточном магазине в Гольяново, которое годами покрывала полиция, а на первый план Бородин вывел историю узбекской мигрантки Мухаббат, которая прожила целую жизнь со свадьбой и рождением ребенка в жутких и скрытых от глаз посетителей лабиринтах «кругляка». Чувствуется в фильме и личное отношение автора к проблема: Михаил Бородин родился и вырос в Узбекистане и после переезда в Москву сам не раз сталкивался с мигрантским вопросом. Несмотря на реальную основу и личные мотивы, фильм напрочь лишен широких мазков и той же дидактичности – из сложной, неэстетичной темы Бородин сумел вырастить арт-кино.

4. «Экспресс» Руслана Братова

Фото: кадр из фильма

В 2017 году актер и режиссер Руслан Братов объездил со своей фантасмагоричной короткометражкой «Лалай-Балалай» множество фестивалей, получил главный приз «Кинотавра» и фестиваля «Короче», и уже тогда готовился снимать фильм «Экспресс» про парня, который сделал экспресс-ставку на спорт и ждал выигрыша. Полнометражный дебют Руслана стал поистине долгожданным: фильм добрался до проката пять лет спустя, но при этом заслужил больше комплиментов от критики, чем какой-либо другой российский артхаус этого года. «Экспресс» — это и трагикомедия о российской провинциальной жизни, и притча о госпоже удаче, в которой каждый герой выглядит как сказочный архетип и при этом узнаваемый персонаж с лестничной клетки.

5. «Казнь» Ладо Кватании

Фото: кадр из фильма

Клипмейкер Ладо Кватания прославился своими работами для Манижи, Хаски, Дельфина, Оксимирона, «Ленинграда» — самых разножанровых российских артистов. При этом по образованию Ладо – актер и сценарист. И хотя главным в «Казни» кажется именно визуальный стиль и декоративность, идея фильма, по словам Ладо, пошла не от образов и картинок, а от сценария и желания рассказать историю советского следователя и дела о серийных убийствах. Кватания зашел в кино с чистого жанра, и его замысел показался интересным компании Hype Film, спродюсировавшей несколько фильмов Кирилла Серебренникова. «Атмосферный», «эстетский», «визуально безупречный» — этими эпитетами чаще всего описывают дебют Ладо, в котором снялись Нико Тавадзе, Виктория Толстоганова и Юлия Снигирь.

Главное ФОТО: кадры из фильмов