Главная (выберите раздел)

9 сериалов о любимых певцах: «Магомаев? А кто это?»

Время прочтения: 6 минут
Дата публикации: 10 июля 2023
9 сериалов о любимых певцах: «Магомаев? А кто это?»

Магомаев не похож! Мулявин был не таким! Высоцкий – это же просто смешно! Все было совсем не так. Выход сериала о всенародно любимом артисте всегда влечет за собой споры – и новую волну интереса к нему и его творчеству. Многосерийные фильмы Первого канала «Магомаев», «Вертинский», «Петр Лещенко», «Анна Герман», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Эти глаза напротив» и «За полчаса до весны» – тому подтверждение.

1. «Магомаев» (Первый канал)

Фото: кадр из фильма

Как часто актеру, берущемуся за роль знаменитого человека, мешает огромная известность и значимость своего героя! Ответственность просто парализует артиста! Но у Милоша Биковича, играющего Муслима Магомаева, данной проблемы не было: сербский актер плохо знал, кто это.

«Должен признаться, что до этого проекта я немногое знал о Магомаеве, так как не жил здесь и не рос на этих песнях, – вспоминает Милош Бикович. – Сначала я отказался участвовать, мне не понравился первый парик. А потом мне позвонили друзья-продюсеры с вопросом: «А ты вообще знаешь, КТО такой Муслим Магомаев? Просто почитай-послушай». Продюсерам очень нравилось, что мы внешне похожи. Я начал готовиться к роли, смотрел много его интервью, документальные кадры с ним – к счастью, таких материалов достаточно. Но нам пришлось придумывать, как бы он выглядел в ситуациях, когда за ним не следила камера – например, в моменты гнева. Надеюсь, у нас получилось».

Биковича выбрала из многих кандидатов на роль легендарного певца его жена Тамара Синявская. Она же выбирала и актрису на роль себя самой. Молодую Синявскую сыграла «королева красоты» Ирина Антоненко – победительница конкурса «Мисс Россия – 2010».
Главные роли в «Магомаеве» играют и песни, исполненные голосами Муслима Магомаева и Тамары Синявской. В нем звучат легендарные магомаевские «Королева красоты», «Синяя вечность», «Свадьба», композиции из мультфильма «По следам бременских музыкантов» и многие другие. А в исполнении Тамары Синявской – «Нежность» и партии из оперы «Кармен».

Сейчас идет повтор сериала!

2. «За полчаса до весны» (Первый канал)

Фото: кадр из фильма

Создателей сериала «За полчаса до весны» консультировала дочь основателя ВИА «Песняры» Владимира Мулявина Марина. Она рассказывала, каким был ее отец в семье, привозила личные вещи своей мамы Лидии Кармальской и общалась с актерами, исполнявшими роль ее отца – их было трое: Даниил Васильев, Глеб Калюжный и Артем Волобуев. Волобуев, играющий зрелого Мулявина, подозревает, что Марина Владимировна не сразу приняла его в этой роли. Но к концу съемок ее мнение совершенно изменилось!

«Мы все знаем Владимира Мулявина на сцене, – говорит Артем Волобуев. – Есть много исторической хроники: интервью, записи с концертов, видео с гастролей. С их помощью я изучал жесты и поведение музыканта – и как звезду Мулявина я, кажется, уловил. Но про его другую, обычную жизнь никто ничего не знал. И здесь мне очень помогла его дочь. Марина рассказала, что дома Владимир Мулявин был абсолютным ребенком, не таким серьезным лидером как в коллективе, а когда задумывался, крутил усы. Я взял это на вооружение. Когда в один из съемочных дней Марина приехала на площадку и увидела меня, она была поражена сходством с ее отцом. В тот момент она сказала: «Оставьте нас, я хочу побыть с папой».

А Глеб Калюжный, играющий молодого Мулявина, до слез тронул сооснователя «Песняров» Владислава Мисевича. «Как-то после съемок ко мне подошла режиссер Оксана Барковская, – вспоминает Калюжный, – и сказала, что из-за моего сходства с Мулявиным на плейбеке заплакал Мисевич! Для меня и всей съемочной группы это была важная похвала».

За саундтрек в фильме «За полчаса до весны» отвечал музыкальный продюсер Виталий Новиков, работавший с «Песнярами» в 1980-е годы.

«В кино мы делали аранжировки, максимально приближенные к оригиналу, – рассказывает Виталий Новиков. – Все композиции были перепеты и переиграны в классической стилистике «Песняров». За Владимира Мулявина и его брата Валерия Мулявина пел Олег Аверин, выступавший в ВИА «Песняры» с 1993 года. За Леонида Борткевича — Андрей Усанов, который был главным солистом «Песняров» с 2008-го. За Анатолия Кашепарова — Вячеслав Исаченко, пришедший в легендарный ВИА в 2013 году. За героиню Алю Елисееву поет Наталья Орлова. В записи также принимали участие заслуженные артисты Беларуси, солисты «Песняров» — Владислав Мисевич и Валерий Дайнеко. Мы использовали только три оригинальные записи — «На што бабе агарод», «Добры вечар, дзяучыначка» и «Вологда». Их деликатно почистили, где-то немного доиграли поверх записи для более качественного звучания – ведь все записывалось много лет назад и далеко не на лучшем оборудовании. Очень гордимся тем, что практически полностью смогли отреставрировать арии из рок-оперы «Песня о доле». А вот с художественным свистом было не просто, сейчас этим почти никто не занимается, и исполнителя мы искали очень долго. В результате свистел за Лидию Кармальскую Эдуард Мачкалян — врач-стоматолог, доцент, завкафедрой Витебского медуниверситета».

3. «Высоцкий. Спасибо, что живой» (4 серии, Первый канал)

Фото: кадр из фильма

Обычно родные лишь консультируют создателей биографических фильмов, но «Высоцкий» стоит особняком. Сценарий 4-серийной картины написал сын Владимира Семеновича Никита Высоцкий. Он основан на реальных событиях: в июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане сердце Владимира Высоцкого остановилось…

«Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер, – вспоминает Никита Высоцкий. – И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет – киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И однажды Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу, и к тому времени эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком».

Хотя картина основана на реальных событиях, в нее вошли некоторые сцены и события, взятые из других эпизодов жизни Высоцкого, – в другом месте, в другое время – и соединившие некоторых людей, которые, возможно, и не сталкивались друг с другом именно в тот момент, о котором рассказывает фильм.

«Я считаю, фильм правдивый – продолжает Никита Высоцкий. – Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, – своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 1980-м году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, то, откуда мои чернила брались – это период моего становления, пора такой общей искренности… Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне. И мне, может быть, больше, чем кому-то другому: во-первых, я хотел этого, а, во-вторых, я был сыном их друга, и им хотелось со мной об этом говорить».

Грим Сергея Безрукова для роли Высоцкого ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на разгримирование. Уникальная технология силиконово-пластикового грима создавалась 6 месяцев. Решение образа Высоцкого было для своего времени революционным. Сниматься в этом гриме Безрукову пришлось в сложнейших условиях: павильонные съемки в Москве летом 2010-го совпали с пиком жары. Тогда были побиты все температурные рекорды, в Подмосковье горели леса, был ужасный смог. Московские съемочные группы приостановили работу – за исключением группы «Высоцкого». В павильонах от жары перегорели кондиционеры. «Но всех, – вспоминает режиссер Петр Буслов, – объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что делаем фильм про Владимира Семеновича. Отношение к нему невероятное! И эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала».

4. «Шаляпин» («Россия 1»)

Фото: кадр из фильма

Шаляпин, как и Вертинский, занимает особое место в истории русской культуры. «Человек, появившийся из ниоткуда и превратившийся во всемирно известного оперного певца, равных которому не было», — коротко и четко характеризует его продюсер сериала Екатерина Жукова. Кстати, «Шаляпин» — первая экранизация невероятных изгибов судьбы великого баса большой сцены.
Режиссер проекта Егор Анашкин переслушал все оперы, которые исполнял певец, как и пересмотрел все сохранившиеся видео театральных постановок с его участием. И точно не зря, стильно введя в действо не придуманные, а словно бы реальные выступления Шаляпина. Вокальные партии исполнил один из самых знаменитых голосов современной оперной сцены – Ильдар Абдразаков.

Актерские пробы в сериал длились полгода, самым последним был утвержден… исполнитель главной роли. «Через шесть месяцев «проб и ошибок», пересмотрев всех, кого возможно, мы все-таки остановились на Александре Горбатове, — призналась продюсер Мария Ушакова. — Честно говоря, я изначально не видела в этой роли никого, кроме Саши: он и по экспрессивности своей, и по фактуре, и по голосу очень подходит на эту роль».

По фактуре, конечно, спорно. Все же Александр Горбатов худее своего прототипа, но художники по костюмам попросту уплотняли борта пиджаков актера, и в кадре он смотрелся по-шаляпински объемным. Кроме этого, Горбатову сделали стрижку знаменитого баса, попутно осветлив волосы, но и это еще цветочки: для белоснежной улыбки и круглолицести актеру вставляли виниры и подкладывали к деснам специальные гелевые наполнители.

«В Шаляпине было то, что мы по-русски называем самобытностью, — охарактеризовал своего героя Горбатов. — Всю жизнь его душа — широкая, необъятная — рвалась наружу в его голосе, который был слышен на весь мир. В то же время мы в фильме старались показать не только историю самого Шаляпина, но и судьбу русского театра того времени, и события, которые повлияли на людей — и на артистов в том числе». А еще в сериале показали отношение певца к женщинам, к творчеству, к деньгам, да и к себе самому в разные жизненные моменты. Именно неоднозначность поведения и поступков Шаляпина, показанная в проекте, вызвала живой зрительский отклик.

5. «Петр Лещенко. Все, что было…» (Первый канал)

Фото: кадр из фильма

Шаляпин называл Лещенко «патефонным певцом» и «хорошим исполнителем глупых песенок», но очень его любил и плакал на концертах. У самого Шаляпина было гораздо меньше пластинок, потому что патефоны не могли воспроизвести всю мощь его баса. А Лещенко как раз прекрасно звучал в записи.

О сходстве Хабенского с Петром Лещенко говорила вдова певца Вера Лещенко: она не успела увидеть фильм: он вышел в 2013 году, а Веры Георгиевны не стало в 2009-м.

Консультантом картины стала ее подруга Ольга Петухова. Она рассказывала: «В Лещенко уживались деликатность, сдержанность, скромность и сила характера. Так что, когда мне сказали, что Константин будет играть главную роль, я очень обрадовалась. Лет 15 назад, когда Вера впервые увидела Хабенского, она сказала, что он ей очень напоминает Петра Константиновича. Не только внешне, но и своим поведением, потому что в Лещенко удивительно уживались деликатность, сдержанность, скромность и сила характера. Поначалу меня немного смущало, что в фильме будет звучать не оригинал, а кавер-версии песен Лещенко. Но вскоре стало очевидно: Константин Юрьевич очень недурно поет и своей харизмой он сможет влюбить в Петра Лещенко тех, кто до сегодняшнего дня был незнаком не знаком с творчеством певца».

Юного Лещенко играет Иван Стебунов, которому о его сходстве с Хабенским говорили с первого курса театрального, причем те же самые педагоги, которые учили и Константина: оба актера окончили Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Над увеличением сходства Хабенский и Стебунов упорно работали. Чтобы придерживаться одной манеры исполнения роли, Константин посещал съемочные дни Ивана, а тот, в свою очередь, приезжал посмотреть на игру Константина.

«Мы даже специально копировали друг друга – движения, жесты, манеры, мимику, улыбку, взгляд», – вспоминает Иван Стебунов. – Сходство должно было быть максимальным! Наконец-то наша похожесть пригодилась для общего дела».

6. «Вертинский» (Первый канал, KION)

Фото: кадр из фильма

В том же 2013 году, когда на Первом вышел сериал о Петре Лещенко, возникла идея снять кино о еще одной, причем куда более крупной звезде эстрады того времени – Александре Вертинском.

«Однажды ночью мне позвонила моя хорошая знакомая Анастасия Александровна Вертинская и спросила: «Костя, не хотите ли вы сделать фильм о моем папе? У него была довольно интересная жизнь». Я подумал, что грех отказываться», – вспоминает генеральный директор Первого канала и продюсер проекта Константин Эрнст. К работе должны были приступить в 2014-м, однако по экономическим причинам проект был заморожен и съемки начались лишь через несколько лет.

Хотя история Вертинского в сериале охватывает 37 лет, его играет только один актер – Алексей Филимонов, которому до этого случая доставались, как он сам говорил, лишь роли «иркутских гопников». Алексей утверждает, что у него с Вертинским решительно ничего общего: «С Вертинским я схож лишь принадлежностью к актерской профессии. Но в остальном – мы совершенно разные: он был очень нежным и чувствительным человеком, я – не такой. И играл я свое ощущение от Вертинского. В глубине души во время съемок чувствовал, что он меня «поддерживает». Я всегда ему говорил про себя «спасибо»». Но Филимонов играет знаменитого шансонье так ярко, тонко и убедительно, что в отсутствие сходства сложно поверить.

Филимонов исполняет в сериале все 10 песен, которые там звучат. Поскольку до съемок он не пел 12 лет, для их записи он три месяца занимался с педагогом по вокалу. Несколько песен в его исполнении до начала съемок отправили Анастасии Александровне Вертинской – и получили ее одобрение.

7. «Король и Шут» (Кинопоиск)

Фото: кадр из фильма

Сериал о культовой российской группе из начала 00-х презентовали как панк-сказку. Вроде и подлинная история коллектива, но с внушительными порциями мистики. Действие выстроено как погружение в биографии двух основателей «КиШа» с акцентом на сюжетах их песен, которые показаны в жанре фэнтези.

Автор текстов группы Андрей Князев был максимально задействован в создании сериала, он выступил как один из сценаристов, а также как один из продюсеров. «Это история нашего творчества. Красивая история, когда все по факту, по делу, как оно было», — объяснял он. Поддержал работу и брат погибшего солиста группы Михаила Горшенева (Горшок) – Алексей (фронтмен «Кукрыниксов»), именно он написал музыку к сериалу, звучащей помимо хитов «Короля и Шута» в проекте.

Открытием сериала стал исполнитель главной роли Константин Плотников, который был просто неотличим от своего прототипа. «Я случайно в Интернете увидел информацию о том, что нужен актер на роль Горшка, и сразу же решил попробовать. Во-первых, я с юности слышу о том, что похож на Михаила Горшенева. Помню, как несколько лет назад у меня откололся зуб, так только ленивый не сказал, что я – вылитый Горшок», — признался актер.

8. «Эти глаза напротив» (Первый канал)

Фото: кадр из фильма

Альбом песен Вертинского стал лебединой песней героя сериала «Эти глаза напротив» Валерия Ободзинского. Он записал его в начале 1990-х после молчания длиной в несколько лет – на это его сподвигла гражданская жена певца Анна Есенина, благодаря которой певец почти поборол свои пагубные зависимости и смог вернуться на сцену.

Ободзинский был одним из самых ярких и популярных артистов 1970-х. Объездил с концертами всю страну, у него были слава и деньги. А потом он почти одномоментно все потерял: и любовь, и веру в себя. Развелся с женой, ушел со сцены, дошел почти до полной нищеты, работал сторожем на галстучной фабрике… Валерий думал, что его звезда уже закатилась, – но тут встретил одну из своих преданных поклонниц – ту самую Есенину.

Играющий Ободзинского Алексей Барабаш признался, что у них с певцом слишком много общего: «Роль Валерия Владимировича далась мне непросто – и физически, и эмоционально. Я нашел много параллелей в наших жизнях, мне даже неловко об этом говорить – это очень личное. Налаживая нашу астральную связь, я слушал его чудесные песни… Он был бесспорно талантливым человеком, но судьба подкинула ему шанс испортить свою жизнь – и именно этим шансом Ободзинский воспользовался. И в этом его трагедия. Но музыкант прожил именно такую жизнь, какую прожил. У него не получилось быть более уступчивым, лояльным – и в результате он принес в жертву самого себя и свой талант…».

Создателей кино консультировали дочери певца Анжела и Валерия Ободзинские и его последняя спутница жизни Анна Есенина. Анна предоставила для съемок все свои архивы – записные книжки, блокноты, фотографии и письма! Анжела и Валерия тоже помогали по мере сил и возможностей. Валерия, в частности, занималась оцифровкой музыкальных записей отца на студии «Мелодия». Общаться с ними напрямую Барабаш не хотел: боялся, что это помешает работе над ролью. А интересующие его вопросы задавал через коллег.
Сериал охватывает 40 лет жизни Ободзинского, и для последнего периода Алексею Барабашу делали сложный пластический грим. А певца в молодости сыграл Вячеслав Чепурченко – кстати, не только прекрасный актер, но и один из сильнейших участников шоу «Ледниковый период».

9. «Анна Герман» (Первый канал)

Фото: кадр из фильма

«Все наши мамы любили Анну Герман. Все они наверняка плакали под ее «Эхо любви». Я же имел удовольствие покататься на коньках с Таней Навкой под песню Герман, – говорит Марат Башаров, играющий влюбленного в маму Анны генерала НКВД. – Мы делали в «Ледниковом периоде» номер на «А он мне нравится, нравится, нравится». Я эту песню даже не слышал, ее нашла Таня, предложила мне, мы ее прослушали, и я ей зажегся. Мы сделали очень смешной и в то же время трогательный номер… Анна Герман была особенной, Богом поцелованная. И голос, и талант, и внешность, все было особенное, не такое как у всех. Этим, наверное, трогает и трогала: своими песнями, своей душой».

Маму Анны сыграла Мария Порошина, а саму выдающуюся певицу – польская актриса Йоанна Моро. Йоанна свободно говорит по-русски, поскольку выросла в Литве. Владение русским и внешнее сходство с Анной оказались удачным совпадением! Молодая актриса знала об Анне Герман меньше, чем Милош Бикович о Магомаеве. Зато ее мама, случайно узнав что подруга уговаривает Йоанну пойти на кастинг на роль некоей Анны Герман, ахнула: «Да это же любимая певица твоего деда!» И напела песню «Человеческая судьба», которая часто звучала у них дома, когда Йоанна была маленькой. Тогда актриса загорелась желанием сыграть Анну.

Главным консультантом съемочной группы стал муж Анны Герман Збигнев Тухольский. Посмотрев рабочие материалы и поговорив с продюсерами, он так поверил в этот проект, что передал создателям сериала права на использование оригинальных фонограмм певицы. Так что в этом фильме поет сама Анна Герман!

Главное фото: кадры из фильма