Цели у ребенка

Как научить ребенка не бросать дела на полпути и добиваться поставленных целей, нам рассказала писатель, консультант по семейному обучению Лейла Сазонтова

АЛИНА МАКЕЕВА
Журналист КП
ЛЕЙЛА САЗОНТОВА
Писатель, консультант
по семейному обучению
«Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота...» Помните эти строки? Для современных детей они актуальны как никогда, ведь перед ними открывается безграничный мир возможностей. Вот только когда возможностей много, очень сложно ребенку идти к намеченной цели не отвлекаясь. А ведь это очень нужное умение!

Объясняйте пользу сложностей

Не секрет, что дела часто бросаются после того, как происходит столкновение со сложностями. Нравилось девочке танцевать в красивом платье. Чтобы потом ей хлопали или дарили цветы. А когда стало нужно тренировать растяжку, а это больно и скучно, и преподаватель ругает, что не получается, - дома скандал: «Не пойду на танцы!» Задача родителя в такой момент показать, что неудача - не конец света. А просто ступенька для дальнейшего успеха.

Как реагировать: «Не получилось? Давай попробуем еще раз!» Если снова не получилось, предложите свою помощь ребенку: «Может, попросим Марию Ивановну дополнительно позаниматься с тобой?» Или «Давай поищем в интернете, как решается эта шахматная задачка».

Ребенок проиграл на соревнованиях? Объясняйте, что такое бывает. Да, это очень обидно. Но не повод бросать спорт. Нужно тренироваться - и результат придет.

Обязательно проговаривайте эмоции ребенка от столкновения со сложностями: «Понимаю, что тебе горько и обидно - ты много тренировался, но награда досталась не тебе». Объясняйте, что разделяете эти чувства. Но верите в силы ребенка. Доводить дела до конца ему станет чуть проще.

Не дайте заскучать

Бывает так, что дети бросают дела, как только им становится скучно. Это палка о двух концах. С одной стороны, в жизни столько всего интересного и детство - отличный период, чтобы перепробовать разные кружки, секции, забавы. Стало скучно в одном - испытай свои силы в другом. Но, с другой стороны, любое дело, превращаясь в рутину, становится скучным. И вот занимался ребенок на фортепиано, и вскоре начинается: «Надоело эти противные гаммы с утра до ночи долбить!» И действительно, гаммы - скучное занятие. Но без них ведь никуда!
Как реагировать: сесть и расписать с ребенком перспективы занятий - немного освежить в памяти, для чего вы когда-то выбирали этот кружок или секцию. И поставить условие: «Занимаешься до конца года. Если по-прежнему будешь хотеть все бросить, будь по-твоему». Ну а к концу года ребенок либо втянется в занятия, либо действительно утвердится во мнении, что это дело - не его. И к его желаниям нужно прислушаться.

Мотивируйте доводить до точки

Коучи для взрослых предлагают такой прием: если чувствуете, что запал иссяк, пообещайте себе по окончании дела что-то приятное. С детьми это тоже работает.

Как реагировать: «Приберешься в комнате - можешь позависать в компьютерной игре часок» (да-да, закончить разбор завалов в детской для многих подростков вполне себе масштабная цель). «Прочитаешь книгу из расширенного списка на лето, сдашь родителям зачет по содержанию - получишь 100 бонусных рублей для похода в кафе с друзьями».

Бессмысленно обещать бонусы в призрачном будущем, например заставлять в октябре делать домашние задания, обещая за хорошую учебу купить в июле велосипед. Такая отдаленная перспектива ребенком ощущается как «никогда». Проучиться неделю без троек - гораздо более реалистичное условие. Ну и крупную цель, разумеется, можно делить на части: «Ты учишься неделю без троек, а я добавляю 500 рублей в твою копилку на велосипед».

Избегайте платить деньги за пятерки и выполнение домашних обязанностей. Это не способ заработка для ребенка, а его обязанность. Исключение, если вы поручите ему какую-то иную работу. За это можно и приплачивать. Если посчитаете нужным.

Ищите примеры

Доводить сложные дела до конца проще, если перед глазами пример известного человека. Причем родители и вообще близкие взрослые подростка не мотивируют: он находится к ним «в оппозиции».

Как реагировать: поищите авторитетов для сына или дочери среди известных людей. Наверняка в их биографиях можно найти много мотивирующего. Расскажите ребенку, каким для звезды был путь к славе, как из небольших шагов складывался победный путь. О том, что Стив Джобс создавал свой знаменитый компьютер в гараже. И тому подобное.

Понятно, что этот совет требует от родителей большой подготовки. Ведь необходимо не только узнать, кто может стать примером для собственного ребенка, но и проштудировать биографию человека. Но ведь и цель перед нами достойная - научить ребенка добиваться целей, воспитать его. В помощь - мотивационные книги, статьи в интернете.
Это интересно
Способности ребенка
Американский клинический психолог Говард Гарднер утверждает, что есть как минимум восемь типов интеллектов, которые помогут определить способности ребенка еще в детстве

Не забывайте хвалить

Часто бывает так, что ребенок делает какое-то важное и большое дело, но не чувствует, что продвигается вперед. Из-за этого прогресс мало-помалу останавливается, а интерес к занятию пропадает.

Как реагировать: хвалить. Похвала еще никому не помешала, а ребенок до определенного возраста соизмеряет свой успех с тем, хвалят его взрослые или нет. А чувствовать себя успешным в деле - значит хотеть двигаться дальше и доводить начатое до конца.

Важно хвалить правильно. Оценивайте не личность ребенка, а то, что он сделал. Не «Молодец!», а «Как здорово ты вышила голову котенка! Представляю, какой красивой получится вся картина!», «Вот эта строчка с буквой «И» тебе особенно удалась!».

Шаг за шагом

Сдаться всегда проще, чем продолжать. Особенно если цель большая и, кажется, недостижимая.

Как реагировать: покажите, что можно делить большое дело на маленькие кусочки и постепенно, шаг за шагом, добиваться поставленной цели.

Конечно, сложная модель самолета не соберется за один день, равно как и умение писать красиво не приходит внезапно. А вот если занятию посвящать хотя бы 15 минут, но каждый вечер, навык будет освоен.
Это интересно
Раннее развитие детей
Раннее развитие детей может быть не только полезным, но и вредным, считают специалисты. Так ли это? Попробуем разобраться с детским психологом

Made on
Tilda