Удаленная работа из дома с детьми

Если правильно распределить время и силы, то удаленная работа из дома с детьми не такой уж страшный зверь. Следуйте советам успешных мам-удаленщиц и знатоков тайм-менеджмента, и все получится

  • Анна Лукьянова
    Автор КП
  • Алена Довгаль
    Мама двоих детей,
    экономист и успешный фрилансер
При всех плюсах офисной работы удаленка для мам — более подходящий вариант. Это самореализация и возможность зарабатывать, в том числе на свои дамские потребности: маникюр-педикюр, фитнес, наряды… Можно детям больше внимания уделять, успевать водить в школу и на кружки, контролировать, чем занимаются после уроков. Не дай бог, ребенок заболел, для мамы из оффлайна это стресс и паника, потому что нужно брать больничный, а начальство этого не любит. Маме из онлайна и тут проще вырулить. В общем, привлекательных моментов достаточно. Поэтому многие мамы не хотят после декрета возвращаться на старое место в офис и, пока сидят с детьми, осваивают интернет-профессии. Нынешний затяжной карантин стал еще одним поводом задуматься об удаленке.

Как грамотно организовать работу из дома маме с детьми, лучше всего знают те, кто уже в этом преуспел. Наш эксперт — Алена Довгаль. Мама двоих детей, экономист по образованию и успешный фрилансер с почти шестилетним стажем. Автор популярной онлайн-школы удаленных профессий.

Организовываем рабочее место

1. Свой уголок

Желательно, чтобы для работы было свое место, свой уголок. В таком месте проще включаться в работу. Оформите его в своем вкусе, чтобы там все вдохновляло и настраивало на позитивный рабочий лад.

2. Порядок на столе

Бардак может отвлекать и отнимать время. Держите под рукой все, что может потребоваться, — ноутбук, телефон, блокнот, тетрадь, ручку, кружку с чаем. Тогда не нужно будет лишний раз выходить из комнаты и привлекать внимание детей.
3. Закрывайте дверь, когда работаете

Лучше не видеться с близкими полтора часа и продуктивно поработать, чем постоянно отвлекаться и растянуть работу на три часа. Вы будете ни там, ни здесь. Ни детям полноценного внимания, ни работе. Если работать нужно в общей комнате, используйте все, что помогает абстрагироваться: беруши, наушники с любимой спокойной музыкой.

Договариваемся с домочадцами

— Часто близкие не воспринимают удаленку всерьез, — говорит Алена. — Взрослым членам семьи объясните, что это работа, а не пустое сидение в соцсетях. Покажите, что именно вы делаете, покажите соцсети своего работодателя — пусть увидят, что это реальный человек. Делитесь радостью после получения зарплаты. Этот пункт особенно помогает близким осознать, что вы работаете по-настоящему, только дома. Детям говорите: мама зарабатывает деньги, чтобы в выходные можно было в парке покататься на аттракционах. Такие примеры хорошо действуют. Но если обещаете что-то такое, держите слово. Мои сын с дочкой с раннего возраста знают: когда мама работает, ее нельзя отвлекать — все вопросы к папе. Нельзя трогать компьютер и все, что лежит на рабочем столе.

Организовываем свой день

Договориться с домочадцами — половина дела. А еще нужно умело организовать свой день. Это сложно. Вот показательная переписка в чате мам, работающих удаленно:

«— Девочки, вопрос: вам домашние дают работать? Только сяду за комп — и сразу позарез нужна детям, муж злится: «Отлипни от компа!»… Могу что-то сделать, только когда никого нет дома.

— Мое время — ночь, когда все спят. Днем младшая не дает сесть за комп. Вечером у всех куча вопросов и рассказов, как прошел день. В выходные вообще тихий ужас:)

— Мне тоже не давали. Вышла из положения четким тайм-менеджментом. Встаю в 7, загружаю стиралку, посудомойку, глажу белью, кормлю котов, готовлю завтрак. Работаю с 9 до 14, когда сын в школе. Мелкие дела делаю в телефоне, пока жду ребенка в музыкалке. Два раза в неделю фитнес. Вечера и выходные стараемся проводить семьей. Если срочная работа, а все дома, уединяюсь в машине. Крутимся!»

Кто уже «в теме», улыбнется: мол, знаем, проходили. А новенькие поймут, что на удаленке их ждет другая реальность. Не испугались? Тогда ловите лайфхаки по тайм-менеджменту.

Осваиваем тайм-менеджмент для работающих мам

Определите приоритеты. Иногда я жертвую сном, иногда могу не помыть пол лишний раз — ничего с ним от этого раза не станет. Успевать все невозможно! Тут нужно выбирать: быть идеальной домохозяйкой, чтобы все сверкало, и больше ничем не заниматься, либо совмещать с образованием, работой, но в ущерб идеальному порядку.

Определите, в какое время суток вы наиболее продуктивны. Если это утро, просыпайтесь раньше детей, если ночь, то, соответственно, работайте после отбоя. Дневной сон ребенка тоже используйте для работы, не тратьте его на готовку или уборку.

Составьте списки дел. Рабочий — с дедлайнами, детский — со временем (режим дня, сад-школа, кружки, уроки), домашние дела. Только не перегружайте день задачами, иначе будете расстраиваться, что все не удалось осуществить. Имейте запасной список дел, которые можно выполнить вместе с детьми в случае форс-мажора (заболели, отменили кружок и так далее).

Ведите ежедневник или электронный планировщик (Todoist, Trello, Google Keep, Any.do — есть много приложений), чтобы все рабочие задачи были перед глазами. Распределяйте их в зависимости от дедлайнов: равномерно на всю неделю или сделать 1-2 ударных дня, чтобы выкроить дополнительный выходной.

Синхронизируйте гаджеты, чтобы поработать вне дома с оказией. Мамы младенцев, например, — пока ребенок спит в коляске на улице. У мам школьников есть «окошки», пока ждут ребенка с кружка или секции.
Не отвлекайтесь. Очень важно быть здесь и сейчас в конкретном процессе. Если и работать, и готовить обед, и играть с ребенком одновременно, только вымотаете себя и нигде не получите нужного результата.

Делайте перерывы. Поработали полчаса-час — отдохните и отвлекитесь: попейте чаю, потанцуйте, поиграйте с ребенком…

Уделяйте время себе. Не забывайте о своих хобби и интересах. Даже 30 минут в день только для себя наполнят энергией и дадут силы и для удаленной работы из дома, и для семьи.

Не смешивайте семью и работу. Бывает, мужья недовольны, что жены работают и днем, и ночью, и семья их «потеряла». Это происходит из-за неправильного планирования домашних дел и рабочих процессов. Если смотрите фильм с мужем, не заглядывайте бесконечно в телефон или ноутбук. Решили поиграть с ребенком – посвятите эти полчаса только ему.

Делегируйте. Особенно те дела, которые вас выматывают. Мне проще вызвать клининг, чтобы во всей квартире вымыли окна, чем делать это самой. Мой час стоит дороже, я лучше новый урок запишу или с детьми поиграю. Техника тоже выручает: посудомойка, мультиварка, робот-пылесос. Про мужа и других близких родственников молчу! Не надо геройствовать. Нереально быть и хорошей мамой, и прекрасной женой, и ответственным работником, и хозяйкой, и поваром, и аниматором, и достигатором, и просто красоткой. И все самостоятельно, без помощи.

Чем занять детей

С рождения и до полутора-двух лет ребенок «привязан» к маме и пока еще не умеет занимать себя сам. Дети постарше, примерно к 2,5-3 годам, уже вполне могут какое-то время играть самостоятельно.

— Если ребенок говорит: «Мне скучно», не спешите его развлекать или включать гаджеты, — советует детский и семейный психолог Екатерина Кес. — Скука — это очень полезно! Это состояние подтолкнет ребенка придумать себе занятия и игры, включив фантазию и воображение на полную катушку.

— Если уделить совместной игре минут пятнадцать, ребенок может увлечься и продолжать игру уже без вас, — добавляет Алена Довгаль. — Можно поставить детский столик рядом, чтобы ребенок рисовал карандашами, лепил из пластилина, смотрел книжки. Если детей двое или больше, они могут играть вместе.
Полезный прием — на время спрятать часть игрушек. Не любимые, конечно, и не те, с которыми ребенок играет каждый день. Когда достанете, ребенок будет с ними играть, как с новыми, не отвлекая вас от работы.

Подключайте детей к домашним делам. Поручите переложить макароны из стакана в тарелку, пока готовите обед. Или разложить на столе вилки-ложки. Моете пол — выдайте и ребенку маленькую тряпочку. Пусть поможет загрузить стиралку, развесить белье сушиться…

Мультики очень спасают. Очень! Усадил перед телевизором ребенка — и можно спокойно поработать. Главное — контролируйте, что именно смотрит ребенок, на достаточном ли расстоянии от телевизора или планшета. И конечно, важно ограничивать по времени такие забавы.

Включайте фоном аудиокнижки и аудиосказки. Детворе уже не так скучно будет заниматься чем-то без мамы. ⠀

Постройте «шалаш»: накройте покрывалом составленные рядом стулья, чтоб края свисали до пола. Внутрь положите подушки и все, что ребенок сам захочет. Таким «домиком» дети могут увлечься на несколько дней.

Спасаемся от пожирателей времени

От зависания в соцсетях или чатах не застрахованы даже самые организованные мамы. Как заставить себя заниматься исключительно делом, сев за компьютер?

— В первую очередь определите своих пожирателей времени. Когда знаешь врага в лицо, с ним легче бороться, — советует Алена. — Проведите эксперимент: в течение суток-двух записывайте в блокнот все, что делаете и сколько времени на это тратите. Для более впечатляющего эффекта умножьте получившееся время на 30 дней — увидите, сколько времени в месяц утекает в трубу и сколько денег вы могли бы зарабатывать, отказавшись от пустых сериалов, например. Хронофаги — вредная привычка, мешающая достижению целей. Возьмите волю в кулак и откажитесь от нее.

Спасаемся от выгорания

— Это было в самом начале работы помощником, — вспоминает Алена. — Устроилась в интересный проект и была счастлива. Глаза горели, горы по плечо, море по колено! Я на связи 24/7 без выходных и перерывов на обед, бралась за всевозможные задачи и выполняла их на 100% лучше, чем требовалось. Но однажды проснулась и почувствовала мощное внутреннее сопротивление. Меня реально тошнило при одном лишь взгляде на компьютер и потряхивало от звука сообщений. Хотелось уйти в лес. Или пролежать весь день, спрятавшись под одеялом. Диагноз был очевиден — выгорание. Тогда я взяла перерыв, кажется, на месяц или даже дольше. И начала все сначала, но уже по другим правилам. Знаете, так классно стало!
Вот эти правила:

1. Согласуйте с работодателем рабочие часы, до какого времени вы на связи и когда у вас выходные.

2. Перестаньте переключаться с дела на дело. Если готовите обед, не бегайте каждые 5 минут к компу. Если работаете, не решайте параллельно какие-то бытовые вопросы.

3. Отключите звуковые оповещения мессенджеров.

4. Находите время каждый день бывать на свежем воздухе. Отдыхайте осознанно.

5. Хвалите и поощряйте себя за любые успехи, даже маленькие. Делитесь радостью с близкими.

6. Устраивайте детокс-дни без интернета. Их полезно совмещать с семейным отдыхом, который пойдет на пользу всем.

Карантин: как работать, когда все дома

— Что-то изменилось на карантине для опытного удаленщика? Что посоветуешь мамам, которых вынужденно отправили на удаленную работу из дома?

— Изменилось многое и для новичков, и для опытных. Если раньше дети были в школе, детском саду, муж на работе, то сейчас все родные дома. Значит, больше отвлекающих факторов. Плюс добавилось дистанционное обучение детей-школьников. Это непросто. Важно в этот период сохранять мир в семье, быть одной командой, помогать друг другу. Сейчас планирование времени особенно важно. Распределите обязанности между членами семьи. Если мужу тоже нужно работать на компьютере, договаривайтесь, кто в какое время работает, а кто занимается с детьми. Устраивайте перезагрузку: включите веселую музыку, танцуйте, дурачьтесь всей семьей, чтобы не копить в себе напряжение и зарядиться позитивом. Относитесь друг к другу с пониманием, заботой. Это можно даже оговорить за семейным ужином. Сейчас непростое время, нужно его пережить.

Пять полезных правил

Правило двух минут. Если какое-то дело занимает меньше 2-5 минут, его нужно сделать сразу. Это поможет не накапливать огромные списки задач.

Правило Паретто: 20% усилий приносят 80% результата. В доме, где живут дети, не бывает идеальной чистоты и порядка. Поэтому выбирайте дела, которые принесут максимально заметный результат. Это колоссальная экономия времени и энергии.

Правило лягушки. Съешь лягушку с утра — это значит сделать первым делом самую сложную и неприятную задачу, как бы ни хотелось ее отодвинуть на потом.

Правило умной уборки. Если разделить дом на зоны и по очереди убираться там каждый день по 20 минут, дом будет сиять чистотой.

Вырабатывайте полезные привычки. Считается, что новая привычка приживается за 21 день. По другой теории, нужно от 18 до 254 дней. В любом случае «здесь и сейчас» не выйдет, поэтому наберитесь терпения и не прерывайте цепочку дней, следуя к цели.
Фото на обложке: shutterstock.com

Made on
Tilda