Битва
за северное сияние

Великая Отечественная война в Арктике
С фашистской Германией сражались не только на Курской дуге или в Сталинграде, но и далеко на севере. Третий Рейх атаковал советское Заполярье с воздуха, с земли и с воды. Арктика не просто сдерживала натиск, но и помогала фронту с оружием, топливом, боеприпасами, продуктами… и даже с погодой.
Война, пришедшая в Советский Союз, изменила судьбы людей от мала до велика. На борьбу с врагом встала вся страна. Арктика — не исключение. Здесь тоже шли боевые действия, здесь напряженно работал на победу тыл, здесь были свои подвиги и свои герои. К сожалению, они не так известны, как, например, страницы обороны Бреста или битвы подо Ржевом. «Комсомолка» предлагает вспомнить историю полярной войны.
Арктическая зона России охватывает 9 регионов:  от Карелии до Чукотки. Четыре (Мурманская область и другие) относятся к ней полностью, пять (например, Красноярский край) — частично. Площадь арктических территорий — 4,8 млн км².

СПРАВКА «КП»

— Рискнут ли немцы сунуться в Арктику? — усомнился полярник Эрнст Кренкель, тот самый, что в 1937 году вместе с Папаниным на дрейфующей льдине достиг Северного полюса. — Судя по первым сообщениям, главный удар нацелен на Белоруссию и Украину…
Папанин ответил: он очень надеется, что не посмеют. Но готовиться предложил к худшему.

Немцы тоже готовились — задолго до июня 41-го. Всего за полгода они перебросили на север Норвегии 150-тысячную армию. У нее был ворох планов со звериными названиями.
Зачем Гитлеру мог понадобиться наш дальний Север? Этим вопросом в первый день Великой Отечественной задавались и сами полярники. Тот же Иван Папанин вспоминал, как в штабе в Москве утром 22 июня обсуждали возможное развитие войны.

Звериные планы

Окружение и захват Мурманска, города с незамерзающим портом.
Она же по-немецки — «Реннтир», предписывала ввод войск в финский регион Петсамо, где промышленный гигант Третьего Рейха, концерн IG Farben, добывал такие нужные для брони и оружия никель, медь, молибден. Руды там Германии хватило бы на 20 лет, как заверяли промышленники.
Операция «Платиновая лиса»
Операция «Полярная лисица»
Она же «Песец», — наступление на Кандалакшу, а это выход на Белое море.
Операция «Северный олень»

«Немцы планировали наступать в СССР широким фронтом, от Чёрного моря до Баренцева. И северный участок имел важное значение: Германия хотела отрезать Советский Союз от северных портов. Захватить незамерзающий порт в Мурманске, а в перспективе взять и замерзающий порт Архангельска. Это первая задача. А вторая — обезопасить собственные месторождения в северной Финляндии и захватить новые. У нас тоже были полезные ископаемые на Кольском полуострове — те же самые руды, вольфрам, никель, молибден. И это все, безусловно, немцам было нужно».

Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков
После осуществления всех этих планов немцы собирались брать уже и Архангельск.
Чуть южнее полярного круга выступить против Советского Союза готовилась еще одна армия. 25 июня 1941 года войну СССР объявила Финляндия.

«Сейчас самое главное для нас — остановить вторжение немецких войск на нашу землю; вгрызться в землю, умереть, но дальше не пустить», — написал 29 июня в дневнике Максим Старостин.

Бомбили немцы и главную военно-морскую базу Северного флота — Полярный. Правда, не все у них шло по плану — местный старик-рыбак даже взял первого пленного. Немец не знал русского языка и жестами просил есть. Рыбак запер его в сарае, а сам отправился за помощью к советским морякам. Пленным оказался один из летчиков Люфтваффе, бомбивших город, — его самолет сбили. На допросе он вел себя нагло, уверяя , что скоро «доблестные войска фюрера» захватят и Полярный, и Мурманск, и весь Кольский полуостров.

Запомнился первый день войны и, пожалуй, первой в ее летописи победой над вражеским флотом. В заливе Петсамо наша батарея уничтожила фашистский тральщик. Границу он нарушал с 17 июня, но на провокации тогда артиллеристы не велись. 22 июня пришел боевой приказ командующего Северным флотом: все входящие и выходящие суда и корабли из Петсамо — уничтожать.
Красноармейцы действительно вгрызлись в землю. Врага удалось остановить в 40 километрах от Мурманска.
Небо, море… А вот со вторжением на земле враги задержались — отправили танки в наступление по такой дороге на Мурманск, которая существовала только на их карте.
Первые авиаудары по Мурманску Люфтваффе совершили уже 22 июня.

Вгрызться в землю

«Двумя залпами по закрытой цели батарея накрыла тральщик, и он вскоре пошел на дно. Так свершилось возмездие врагу за его вероломство», — вспоминал  пограничник Николай Волков.

«Видел, как они плохо умеют бомбить, все бомбы легли в залив», — записал  в дневнике 1-й секретарь Мурманского обкома ВКП (б) Максим Старостин, фактически глава региона в годы войны.

Успехи финской армии были масштабнее. На востоке им удалось выйти к Онежскому озеру, оккупировав Петрозаводск (его освободили только в июне 1944-го), а на юге — замкнуть кольцо блокады Ленинграда.
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков

«Безусловно, ведущую роль в том, что немцев остановили, сыграли стойкость наших войск и умелое руководство со стороны командования сухопутными войсками и Северным флотом (им командовал адмирал Арсений Головко), грамотные оборонительные действия на суше и море, высадка десантов в тылу наступающих вражеских войск. Все это позволило сорвать наступательные планы противника, и не только на мурманском направлении. На некоторых участках враг даже не смог перейти государственную границу».

История «Без недели герой»
С войны Королькова ждали жена Екатерина и дочь Нина — в июне 41-го ей был всего год. Когда поисковики нашли отца — уже за 70 лет. У нее шесть детей, а у них уже свои дети.
Останки бесстрашных красноармейцев поисковики нашли лишь спустя семьдесят два года — вычислили по расположению валунов на тех самых фото. На месте, где они лежали, вырос иван-чай. Опознать удалось лишь одного — Сергея Королькова. Помог скрупулезно заполненный солдатский медальон: имя, отчество, звание, откуда призвался, где живет семья...
Живыми к моменту окончания боя остались только два красноармейца. Их последний «разговор» с врагами запечатлела камера нацистского фотографа — даже на его снимках наши выглядят победителями. За мгновение до расстрела.
Война для бурильщика Кировского рудника Сергея Королькова продлилась меньше недели. 23 июня 1941 года его уволили с предприятия «в связи с уходом в армию». А уже через шесть дней он вместе с товарищами оборонял высоту 122 хребта Муста-Тунтури, закрывающую проход на полуострова Средний и Рыбачий.

Бой за высоту начался 29 июня. В первой же схватке немецкие горные стрелки потеряли 16 человек убитыми и 11 ранеными. «Это больше, чем потери дивизии за всю польскую кампанию», — признавал в своих мемуарах участник операции Ганс Рюф.

Утром 30 июня 122-ую все-таки взяли. Обозлившись не столько за убитых товарищей, сколько за подмоченную репутацию элиты Вермахта, командование стрелков приказало пленных не брать.

«‎Все время, когда мы были на отдыхе на Большой Сопче, никаких бомбежек не было нигде в районе Мончегорска; если кто-то об этом скажет — это просто несерьезно»‎, — вспоминал  Воропанов.

Тыл... или все-таки нет?

Причину отсутствия интереса к городу у Люфтваффе власти города быстро разгадали — здесь располагался комбинат «Североникель», дававший Союзу 40% никеля страны и почти 70% процентов кобальта. Немцы попросту берегли ценное предприятие для себя.

Кстати, оборудование с него эвакуировали. Но еще несколько дней после этого на комбинате продолжали дымить трубы. Это оставшиеся рабочие специально жгли ветошь, чтобы создать видимость работы.
К осени 1941 года две трети Карело-Финской ССР, включая Петрозаводск, находились в оккупации — «под финнами». Вторжение немцев в Мурманской области удалось остановить. Но легче от этого не стало: столицу региона продолжали атаковать с неба со страшной силой — сильнее, чем ее, в годы войны бомбили только Сталинград.

Впрочем, от фашистских налетов страдал не только Мурманск. Бомбили немцы и Кандалакшу, куда в первые недели войны стекались люди и разобранные заводы, чтобы дальше по Белому морю отправиться в эвакуацию. В Кировске — первые бомбы упали на склад комбината «Апатит». Пыль укрыла собой не только предприятие, но и весь город.

А вот в каких-то 50 километрах от Кировска местные жители практически не замечали налетов. Так, школьник Владимир Воропанов, отправленный на каникулы в Мончегорск, в июле 1941 года не видел ни одной бомбы.
Первый никелевый штейн строящийся завод в Норильске дал в ночь с 23 на 24 февраля 1942 года. А уже в марте готовую партию никеля (ее должно было хватить для производства 25 танков) доставили в Красноярск. Кроме металла Норильск поставлял уголь для судов Северного морского пути.

В самом Мончегорске площади эвакуированного комбината тоже не простаивали — на них развернули производство мин и запалов для гранат, чинили военные машины. А еще город стал арктической здравницей — в нем открыли пять госпиталей для раненых. В мае 1942 года, когда стало ясно, что немцы до города не дойдут, комбинат вернули в Мончегорск.

В Кировске, откуда эвакуировали комбинат «Апатит», формировали партизанские отряды из оставшихся жителей. Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения ходили в глубокие рейды по тылам противника — финнов.

В Кандалакше на площадках механического завода разработали и запустили в производство новый миномет, производили также мины, гранаты, пистолеты…

Все рыболовные траулеры Мурманской области были переданы в состав Северного флота — на них ставили пушки и переоборудовали в боевые корабли. При этом задачу снабжения продовольствием с рыбаков никто не снимал — и здесь, и в Карелии они поставляли рыбу не только населению, но и армии.

«Солдаты, которых вы видите работающими на причалах, — это отпускники с фронта. Вместо отдыха они приходят работать в порт, чтобы бесперебойно снабжать фронт. Женщины, сильные, крупные и суровые, выполняют мужскую работу по одиннадцати часов в смену. Они живут впроголодь, на черном хлебе и супе, но никогда не жалуются, только шлют проклятья в адрес немцев. Мне нравятся русские. Они знают, за что они борются…»

Из воспоминаний о прифронтовом Мурманске представителя военно-транспортной службы США, капитана Акселя Пирсона.
Станки же «Североникеля» отправились в Норильск, где строили Большой металлургический завод (на заметку: сейчас металлургические заводы «Североникеля» на Кольском полуострове и в Норильске объединены «Норникелем» в единую технологическую цепочку).

Вместе с комбинатом в город приехали около 600 жителей Мончегорска. Селили их в бараках, на чердаках, в палатках. Но даже в таких условиях люди в советской Арктике продолжали не просто работать, но и помогать фронту.
Заполярье помогало продуктами и блокадному Ленинграду. В январе 1942 года, в самую голодную зиму, туда отправили  по железной дороге эшелон «‎с рыбьим жиром, соленой сельдью, семгой и соленой рыбой». На станции Жихарево бесценное продовольствие перегрузили на машины. А дальше — по льду Ладожского озера, Дороге жизни…
История «Первая в помощь»
Погибла Александра летом 1942 года при бомбежке. По одной версии, закрыла своим телом раненную женщину. По другой — спешила на наблюдательный пункт ПВО после сигнала воздушной тревоги. Посмертно ее наградили Орденом Ленина.
Александра Турова родилась в Купянске, Харьковской области. На малой родине работала на тракторе, механизатором. В Мурманск приехала по комсомольской путевке в 1939 году. Работала на консервном заводе рыбокомбината, жила в общежитии.

Когда началась война, ей было 22 года. Она вступила в отряд противовоздушной обороны Мурманского рыбного порта. Тушила зажигательные бомбы, падавшие на причалы, на суда и на крыши цехов. Оказывала первую помощь — спасла 32 человека!
Свидетели ее бесстрашия запомнили, как Александра во время одного из налетов Люфтваффе вынесла из офицерской каюты союзного судна раненного офицера. А затем спустилась за вторым офицером и своим коллегой по дружине, который случайно разбил свой фонарь и не знал, как выбраться.

«День этот запомнился мне как сущий ад. Надо было и тушить пожары, и госпитализировать раненых, и разгружать суда, и накормить уставших матросов пришедшего каравана», — вспоминал Папанин.

Сам Иван Папанин прибыл в прифронтовой Мурманск в январе 1942 года — чтобы лично встретить прибытие арктического конвоя.

До города начальник Главсевморпути добирался по извилистой железной дороге, только что проложенной по болотам рядом с Белым морем. Именно этому пути предстояло стать главной наземной трассой для перевозок ленд-лизовских грузов.

Поезд Папанина приехал в Мурманск в час дня. Но это январь. Над городом стояла полярная ночь. В небе полыхало северное сияние. Сам город прятался в светомаскировке от бомбардировок.

Массированной бомбардировкой — сбросив около тысячи зажигательных бомб на порт — немцы встретили и разгрузку первого каравана с условным названием PQ-8. Он привез в Мурманск 29 500 тонн различных грузов.
тонн нефтепродуктов
Тот самый Аксель Пирсон из США побывал в Мурманске в начале 1942 года. Однажды он увидел в порту «небольшого человека, в русской военной форме».
— Это Папанин, герой Арктики, — объяснили ему.

Встреча была не такой уж случайной: именно Папанин взял на себя ответственность — с наступлением холодов в 1941 году — перенести основной порт для приема конвоев с ленд-лизом из Архангельска, Белое море у которого сковывают льды, в Мурманск, залив которого не замерзает.

В город, тлеющий от бомбардировок, союзники везли оружие, продовольствие и топливо для фронта. А затем все эти грузы по железной дороге, в обход оккупированного финнами Петрозаводска, отправляли на большую землю.
Иван Дмитриевич Папанин
Советский исследователь Арктики. Дважды Герой Советского Союза. Доктор географических наук. Почётный член Географического общества СССР. Контр-адмирал.

Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — государственный акт США, позволивший стране поставлять ее союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, лекарства, продовольствие и т. д. Основными маршрутами поставок были тихоокеанский, трансиранский и арктический. Последний был самым быстрым и при этом самым опасным. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около двух недель.

2 600 000
257 000 000
пуговиц
345 735
тонн взрывчатки

«Есть два подхода к ленд-лизу. Согласно первому — поставки были незначительными, без них Советский Союз мог бы и обойтись. А второй, который возобладал на волне перестройки, и затем в девяностые, — противоположный, согласно которому без ленд-лизовских поставок Советский Союз войну бы проиграл. На самом деле оба этих подхода неверны, но особенно неверен второй. 73% всех поставок пришлись на 1943 — 1944 годы, когда самый тяжёлый период был уже позади».

Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков
И даже...
от всех грузов доставили арктические конвои, а приняли северные порты
Всего по ленд-лизу союзники поставили в Советский Союз

СПРАВКА

Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков
радиолокаторов
445
90
грузовых судов

Ленд-лиз: порт льда и порт огня

самолетов
22,7%
22 500

«Безусловно, мы без ленд-лиза победили бы, но сделать это было бы тяжелее. Особо ценными были поставки автомобильного транспорта, средств радиосвязи, самолётов. Многие полки воевали на иностранной авиатехнике. Достаточно сказать, что знаменитые лётчики-асы — трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, дважды Герои Григорий Речкалов, Дмитрий Глинка, Николай Гулаев сражались на американских «аэрокобрах».

танков
10 000
375 883
грузовика
Ленд-лиз — это не «помощь даром». По итогам Второй мировой войны США выставили счет СССР за поставки: 2,6 миллиарда долларов. Через год, как напоминает Андрей Марчуков, требования снизили до 1,3 миллиарда долларов. А в 1972 году выплатить предстояло ещё 722 миллиона долларов.

Полностью за поставки по ленд-лизу наша страна рассчиталась в 2006 году.
На одной из баз, «Бухта Тихая», на Земле Франца-Иосифа, зимовка синоптиков затянулась на долгих пять лет — они прожили здесь с 1940 по 1945 годы. Смена состава на станции происходила примерно раз в год. В 1941 году судно ждали в июле-августе. Но оно не пришло…
Первую зиму полярники провели, экономя продукты. Жили в одном домике, а топили собранным плавником и деревянным инвентарем.

Следующим летом судно опять не пришло — пришлось охотиться на медведей, нерп и птиц, собирать яйца. Несколько раз к ним прилетали (точнее сказать, прорывались) самолеты, привозили необходимое оборудование для станции. Летом 1943-го к базе не смог подойти ледокол «Георгий Седов», лишь передал консервы и уголь.

И все это время метеорологи продолжали работать — несколько раз в день передавали сводки погоды, которые в эти годы стали исключительно важными.

О Победе они узнали тоже по радио. Забрал их ледокол «Иосиф Сталин» в июне 1945 года.
Так много иностранных судов в Северном Ледовитом океане, как во время поставок по ленд-лизу, в истории еще никогда не было.

С августа 1941 года по май 1945 года из США, через Шотландию, огибая Исландию и не достигая Шпицбергена, в СССР пришли 78 конвоев — это около 1400 торговых судов. Еще около 170 судов конвои провели вдоль арктического побережья Сибири.

Опасность для них представляли как немецкие субмарины, так и погода, точнее, непогода — шторма, ледовая обстановка. Метеосводки собирали полярные станции, расположенные на островах и побережье Арктики.

Немецкие субмарины охотились на них. Так, станцию «Мыс Стерлигова» в Карском море немцы, высадив десант, разграбили, а почти всех сотрудников взяли в плен. Другие станции сжигали и обстреливали с моря.

«Я не могу представить себе разочарование людей, которые ждали смены в 1941 году. Чуть ли не паковали уже вещи — и вдруг 22 июня! Может, они не подозревали даже, что это означает, что судна не будет. Может, они надеялись, что оно придет, что все-таки они в Арктике. Лето прошло без пароходов, они остались на зимовку, и осенью 41-го года, наверное, был самый страшный момент истины для них, что они остаются дальше до конца. Тем более что приходили тревожные вести, что немцы уже под Москвой…».

Историк, ведущий научный сотрудник национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН Андрей Марчуков

«Это пиратские действия и рейды, немцы пытались их предпринимать ещё в июле 1941 года. Никаких серьёзных задач создавать в советской Арктике военно-морскую базу у флота Германии не было. Эти рейды могли принести сиюминутный и незначительный успех, но на стратегическую ситуацию повлиять не могли, не говоря уже о том, что такая база была бы уничтожена. Рейды преследовали только одну цель — нанести ущерб нашим морским коммуникациям и метеослужбе. И успешно нами отбивались».

Арктические маршруты: у моря погоды

Ближайший к месту боя караван, который вели ледоколы «Ленин» и «Красин», получив сообщение в эфире о судьбе «Сибирякова», сменил курс на льды моря Лаптевых.
Свою роль сыграла и военная хитрость наших: они имитировали в эфире переговоры с эскадрильей бомбардировщиков, которая якобы вот-вот должна прийти на помощь Диксону.
Анатолий Качарава
капитан ледокола «Александр Сибиряков»

«Wunderland» — «Страна чудес». Так в Берлине назвали операцию, призванную подорвать лидерство Советского союза в арктических морях. В осуществлении этого плана участвовал и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Ему было приказано нападать на суда в Карском море, уничтожать конвои, идущие с востока, на усмотрение капитана оставляли обстрелы прибрежных поселков.

— Нас «забивает» этот корабль, он, наверное, вражеский, — предположил радист корабля Анатолий Шаршавин.

— Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами, — передал «‎Александр Сибиряков» на берег, в Диксон.

В августе 1942 года в Карском море состоялся единственный в истории войны морской бой за Уралом.
Выдать себя за заблудившихся союзников немцам не удалось. С Диксона советскому ледоколу пришел ответ: «Ничего не сообщать. Никаких союзных кораблей в Карском море сейчас нет». Дальнейшее общение ледокола с берегом крейсер прервал.

Адмирал в стране чудес

Капитан Анатолий Качарава отдал приказ открыть огонь. На «‎Адмирале Шеере», окончательно забыв о маскировке, подняли нацистский флаг и ударили в ответ.

Шансов на победу у советского ледокола не было. Немецкий крейсер в три раза крупнее, в десятки раз вооруженнее — элита Кригсмарине (официальное название военно-морских сил нацистской Германии), один из трех «карманных линкоров», построенных в нарушение Версальского договора.

…На ледоколе пылали бочки с бензином, живой скот, сборные дома, метались собаки, погибали люди. Всего в экипаже ледокола, вступившем в неравный бой с крейсером, насчитывалось 104 человека.

Спустя несколько минут все было кончено. Пару десятков оставшихся в живых советских моряков немцы под дулами автоматов забрали с единственной целой шлюпки на свой корабль. В числе пленных оказался и тяжело раненный капитан Качарава.

Но о том, что это капитан, на «‎Адмирале Шеере» так и не узнали. Никто из экипажа советского ледокола не сдал командира — его назвали обычным пассажиром-полярником. Шифры для связи, метеосводки и прочие так нужные немцам сведения отправились на дно вместе с «‎Александром Сибиряковым».
Караван оказался не единственным, кому подвиг и трагедия ледокола изменили судьбу, подарив шанс на спасение. Подвиг экипажа «Сибирякова» дал Диксону дополнительное время на подготовку к атаке немецкого крейсера. Здесь даже успели восстановить ранее демонтированные (прежде всего из-за чрезмерного «оптимизма» некоторых командиров, не ожидавших нападения в этих далеких краях) береговые батареи, задействовали резервы — вооружение и груз взрывчатки — стоявших в порту кораблей, эвакуировали в тундру женщин и детей… И приняли бой.

Встретив неожиданно ожесточенное сопротивление защитников Диксона, капитан крейсера отказался от высадки десанта.
В итоге немцы обстреляли остров с воды. Спустя три часа поселок пылал, радиостанция Диксона молчала. «Адмирал Шеер» ушел.

Бой «Адмирала Шеера» с Диксоном пленные с «Сибирякова» не видели. Только слышали. В трюм, где они содержались, на время атаки приставили дополнительную охрану. Пленным немцы сказали, что встретили в море британский корабль.

Самый восточный бой в истории Великой Отечественной войны обе стороны считали для себя победой. Советский Союз — потому что Диксон после рейда «Адмирала Шеера» удалось достаточно быстро восстановить. Немцы — потому что думали, что уничтожили его «до основания».

А операцию «Страна чудес» нацисты свернули. В Карское море, после бесславного возвращения крейсера, отправляли на рейды только подводные лодки.
Правда, единственный встреченный конвой «Адмирал» упустил. Догонять его было поздно, к тому же крейсер к тому моменту остался без самолета-разведчика, и капитан Вильгельм Меенсен-Болькен принял решение повернуть в сторону острова Диксон. Здесь еще в 30-е годы были построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория, а в 1941 году — главный причал морского порта «Диксон». Немцы решили высадить десант и захватить остров.

План, скорее всего, удалось бы осуществить. Но 15 августа, приблизившись к острову Белуха, крейсер повстречал неизвестное советское судно. Это был ледокол «Александр Сибиряков». Он вез на Северную землю снаряжение, продовольствие, топливо и смену полярников. Увидеть «посторонних» в холодных, даже в августе, водах наши не ожидали.

А сам «Адмирал Шеер» не спешил раскрыть свое настоящее лицо. Флаг на нем подняли американский, а имя, забывшись, в эфире назвали японское — «Сисияма». У советского судна крейсер запросил данные о ледовой обстановке (своих данных после потери самолета-помощника у немцев не было) и информацию о конвоях, идущих с востока.
История «Арктический робинзон»
Спасенный Павел Вавилов продолжил работать в море. Ходил на ледокольном пароходе «Георгий Седов», ледоколах «Ленине» и «Капитане Мелехове». В 1960 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.
На нем располагался деревянный маяк, но сам остров был необитаемым. Точнее, безлюдным. В один из дней на острове Вавилов увидел белых медведей. После этого жил на верхней площадке маяка. Спички берег. Костер разводил только, чтобы сварить похлебку из галет и отрубей, высушить одежду и согреться. Пусть на календаре только начало осени, но это Арктика, и снег в сентябре — не редкость.

Размахивающего фуфайкой «Робинзона» спустя месяц заметили с проходящего мимо парохода «Сакко». Послали за ним гидросамолет, но тот не смог сесть из-за непогоды. Лишь сбросил продукты, примус и записку, что его обязательно заберут. Потом прилетали еще два самолета, также с посылками. Забрать с острова Вавилова смог только летчик Иван Черевичный.
Когда началась Великая Отечественная война, Павлу Вавилову был 31 год. Это была не первая его война, ребенком он застал Первую мировую, потом Гражданскую, во взрослом возрасте сам участвовал в Советско-финской войне 1939−1940 годов.

На «‎Александре Сибирякове» Павел Вавилов работал кочегаром. Когда ледокол в Карском море вступил в бой с немецким крейсером, он подносил снаряды. Свое судно покинул одним из последних. Он видел, как немцы на катере забирали пленных из шлюпки. И — поплыл к опустевшей лодке. Боялся, что она будет заминирована. Но нет, повезло: в шлюпке Вавилов нашел галеты, банку со спичками, топор, воду, компас, наган. К борту шлюпки прибило мешок с отрубями. Он привязал его к корме. И взял курс на остров Белуха, по соседству с которым произошло морское сражение.
Успех Петсамо-Киркенесской операции лишил Германию плацдарма, откуда она с 1941 года грозила и вредила советскому Заполярью. В нашу Арктику пришел долгожданный мир.
25 октября, взяв Киркенес, наши освободили из плена около 4 тысяч советских и норвежских граждан — нацисты планировали отправить их в Германию.
С января по ноябрь Советская армия провела ряд крупных наступательных операций — так называемые «10 сталинских ударов».
Те, кто попадал в эти лагеря, чаще всего погибали уже через несколько месяцев. Труд военнопленных использовался на строительстве дорог, ГЭС, аэродромов, при укреплении береговой немецкой обороны, на каменоломнях и в шахтах. Условия содержания были нечеловеческими, смертность — очень высокой. В лагерях на территории Норвегии и Финляндии погибло около 30 тысяч советских граждан.

А в оккупированной финнами Карелии в годы войны была создана целая сеть концлагерей для мирного населения и детей. Про то, что пришлось пережить (а пережили далеко не все) их пленникам, — лучше даже не думать.
В феврале 2025 года в Мурманском областном суде состоялось первое судебное заседание о признании событий периода Великой Отечественной войны в Советском Заполярье военными преступлениями и преступлениями против человечности, геноцидом советского народа.

Во главе списка «улик» и доказательств — концентрационные лагеря для советских военнопленных на территории Финляндии и Норвегии, в основном в районе Петсамо (так в те времена назывался поселок Печенга).

Печенгский округ Мурманской области в период с 1920 года по сентябрь 1944 года — это бывшая территория Финляндии. Здесь во время Великой Отечественной войны были созданы так называемые «трудовые лагеря». Финский посёлок Наутси в районе Раякоски, лагерь для военнопленных Колосйоки № 8 на берегу одноимённой реки под Никелем, множество лагерей в окрестностях Лиинахамари — захоронения их жертв находят до сих пор.

«Когда в Петсамо горели склады, то сгущенное молоко текло рекой, — объясняла она. — Во взятом городе не давали покоя нам немцы, часто бомбили, но сполна рассчитались с ними наши. Хорошо осталось в памяти их кладбище, где правильными рядами стояли сотни черных крестов с касками, мы радовались, смотря на эти кресты, что пришло им возмездие».

8 ноября 1944 года соединения Карельского фронта, преследуя отходящие немецкие части, вышли к деревушке Руостефьельбма в норвежской провинции Финнмарк и закрепились на достигнутых рубежах.

Дальнейшее преследование противника признали нецелесообразным: «Рассредоточившиеся группки немцев попадали в плен к борцам норвежского Сопротивления, — вспоминал Мерецков.
После взятия Петсамо вырвавшиеся из окружения остатки разбитых фашистских частей потянулись к Северной Норвегии.

«Отступая, они придерживались тактики тотального разрушения: взрывали мосты и дорожные трубы; ломали придорожные скалы, заваливая проходы; бомбили с самолетов дорожное полотно; минировали не только сами дороги, но и их обочины, в особенности горные дефиле и объезды», — вспоминал эти события Мерецков.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска потеряли погибшими и ранеными более 21 тысячи бойцов и командиров, немцы — 30 тысяч солдат и офицеров.
В ночь на 15 октября войска Карельского фронта вместе с подразделениями Северного флота штурмом взяли Петсамо. Снайперу Валентине Белкиной в тот день больше всего запомнились… молочные реки и кресты.
Четвертым ударом в этом списке значится Выборгско-Петрозаводская операция. Выборг красноармейцы заняли почти без боя. Петрозаводск тоже освободили. Финляндия заключила перемирие с СССР, в числе условий которого был принудительный вывод немецких войск из Страны тысячи озер.

Уходя, немцы под командованием генерала Лотара Рендулича опустошили Лапландию, разрушив до основания ее столицу Рованиеми — «родину» Санта-Клауса.

Петсамо-Киркенесская операция стала десятым, заключительным сталинским ударом. Она началась 7 октября 1944 года. Задачами советских войск были захват посёлков Луостари и Петсамо с целью уничтожения основных сил 19-го горнострелкового корпуса Вермахта и дальнейшее наступление на Киркенес в Северной Норвегии.

Бои осложняли условия горной тундры — с ее «неласковой» погодой, полное бездорожье и мощная германская оборона: ее рубежи враг выстраивал в течение всей войны. Взломать защиту помогло гибкое использование человеческих ресурсов и танков.

Командующий Карельским фронтом, тогда еще генерал, а впоследствии маршал Кирилл Мерецков заблаговременно запросил у Ставки не сравнительно легкие и современные Т-34, а более тяжелые и уже считавшиеся устаревшими КВ. Просьба вызвала удивление, Мерецкова даже пытались переубедить, но он настоял на своем. И не прогадал. Использование такой техники оказалось для фашистов полной неожиданностью.

Освобождение: трудные дороги Победы

Но пришел день, положивший конец и этим кошмарам: в 1944 году Карелию и Мурманскую область освободили от захватчиков.
Командующий 14-й армией Карельского фронта генерал-лейтенант Владимир Щербаков

«Гитлеровское командование на Крайнем Севере считало местность в Заполярье решительно непригодной для тяжелых машин. Более чем за трехлетний период войны в Заполярье они с нашей стороны не видели ни одного танка».

Старший научный сотрудник Института российской истории РАН
Андрей Марчуков

«Финны воевали против нас осознанно и отличались жестокостью. В советских документах финнов даже называли «лахтари» (от финского «lahtari», одно из значений которого — «мясник», что весьма показательно). Кстати, мой дед воевал под Ленинградом, в том числе с финнами, это был такой же враг, что и немцы, и ничего хорошего о них фронтовики сказать не могли».

История «Сорок часов в бою»
Памятник Анатолию Бредову поставили в центре Мурманска. На нем он с гранатой, шагает в бессмертие. Цветы к памятнику герою Арктики приносят не только на 9 Мая.
Бой длился сорок часов, пока не закончились патроны. Анатолий Бредов и наводчик Никита Ашурков закидывали врага гранатами. Последнюю Бредов оставил для себя. Дождавшись, когда немцы его окружат, он подорвал себя вместе с врагами. Никита Ашурков выжил в том бою — и рассказал о подвиге командира.
В честь Анатолия Бредова названы улицы сразу в нескольких городах России: в Великом Новгороде, где он родился, в Мурманске, где он учился и работал на судоверфи, и в Никеле, на пути к которому он погиб.

В школе Анатолий Бредов не был отличником, любил рисовать, игру в городки, походы и рыбалку. В 1938 году он устроился на работу на Мурманскую судостроительную верфь, в годы войны там из мирных траулеров делал боевые корабли, ремонтировал суда. А в свободное от работы время дежурил на крышах заводских цехов, гася пожары от бомб.

В ряды Красной Армии Бредов вступил в апреле 1942 года. Воевал командиром пулеметного расчета. 11 октября 1944 года его полк шел на Петсамо. Расчет Бредова занял стратегическую высоту, которую немцы попытались отбить.
Евгений Чугунов
Иван Дмитриевич Папанин
Подвиги героев Арктики запечатлены россыпью памятников от Русского монумента в Киркенесе до обелиска защитникам в Диксоне. Самый величественный памятник — «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», или просто, как его называют в Мурманске, «Алеша», возвышается над Кольским заливом. Выше него в России — только «Родина-мать» на Мамаевом Кургане…

Указами Президента Российской Федерации Владимира Путина Мончегорску в 2021 году и Норильску в 2022 году присвоены звания «Город трудовой доблести». Архангельску присвоено звание «Города воинской славы» в 2009 года, а Мурманск еще в 1985 году получил почетное звание «Город-герой».
С освобождением Арктики война для ее защитников не закончилась.

Команде «Сибирякова» в 1945-ом удалось бежать из лагеря в Польше.

Радист Александр Шершавин влился в ряды Красной Армии и шел на Берлин. Погиб 17 апреля. Похоронен в польском Грыфино, это в трех километрах от Одера, в 143 — от Берлина.

Иван Дмитриевич Папанин в 1943 году получил звание контр-адмирала, был начальником Главсевморпути до 1946 года и дожил до 1986 года.

А Евгений Чугунов, чей детский отдых в «Артеке» сорвало начало войны, вырос, закончил школу юнг на Соловках, разминировал фарватеры Мурманска и Архангельска, а потом стал актером в Театре Северного флота. В «Артеке» он побывал только спустя 43 года.
Вечная память и благодарность защитникам, воинам, труженикам Арктики!
Вечная память и благодарность всем, кто привел нашу страну к Великой Победе!

До Рейхстага и «Артека»

Project Manager
Александра Худорожкова
Текст
Алексей Мавлиев
Автор идеи и редактор
Елена Редькина
Дизай и верстка
Анастасия Павлова
29.04.2025
Фото: ТАСС, РИА новости, Википедия
Иллюстрации: Shutterstock, Freepik, нейросети
Благодарим за помощь в подготовке проекта «Норникель»