Дороги жизни.
Враг останется ни с чем
«Не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего», — отданный в конце июня 1941-го приказ Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) был краток и суров. z По итогам первых дней войны стало понятно, что масштабное отступление Красной Армии неизбежно. Под угрозой оккупации оказалось около 30 тысяч стратегически важных предприятий. Бросить, оставить, сдать их фашистом означало бы потерять будущее.

Уже в начале июля первые эшелоны с демонтированным оборудованием, с «квалифицированными кадрами рабочих и служащих» отправились в тыл.
Из дневников заместителя наркома черной металлургии СССР Александра Шереметьева об эвакуации цехов «Запорожстали», «Коксохимзавода» и Алюминиевого завода им. Кирова.
С правого берега гитлеровцы просматривали заводы. Враг видел, как увозят оборудование запорожских предприятий, бомбил и ежедневно обстреливал территории заводов артиллерийским и минометным огнем. Ежедневно были раненые и убитые. Но люди работали, спешили. Были дни, когда из Запорожья уходило по 800–900 вагонов, груженных оборудованием и материалами
В первые месяцы войны крайне сложно было обеспечить фронт оружием, боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Враг продвигался вглубь страны на 25-30 км в сутки. И очень много предприятий пришлось эвакуировать в экстренном порядке, когда враг стоял буквально у ворот. Только до осени 1941 года на новые места переехали почти 1,5 тысячи крупных предприятий. Требовалось время, чтобы запустить их на новом месте. Ситуация становилась критической.
Линия фронта декабря 1941 года. Огромное число стратегических промышленных предприятий из Москвы, Киева, Харькова, Ленинграда и других городов западной части СССР были переброшены на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию.
Во многом экономический коллапс предотвратили железнодорожники. Не зря многие историки приравнивают их работу по перебазированию промышленности к значимым военным операциям. Операция невероятной человеческой стойкости, благодаря которой предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и начали увеличивать производство в течение 1942 года.
Бесконечным потоком эшелоны везли на восток спасающихся от войны соотечественников, оборудование машиностроительных, металлургических, горнодобывающих заводов и электростанций, скот и зерно. Каждый день в тыл уходили до 200 поездов и 10 тысяч вагонов. А возвращались они в прифронтовую полосу с подкреплением для армии, вооружением и боеприпасами.

Железные дороги поистине стали дорогами жизни.
Руководитель проекта
Елена Тарасова
Текст
Михаил Гончаров
Менеджер проекта Елена Назаренко
Фоторедактор
Мария Ворнакова
Дизайнер
Евгений Кучук