Лучшие виниловые проигрыватели 2020

Каждый любитель музыки рано или поздно задумывается над тем, чтобы начать собирать коллекцию любимых исполнителей на пластинках. А мы поможем вам выбрать лучший проигрыватель винила в 2020 году и сэкономить время и силы

ОЛЕГ ЧИРКОВ
Звукорежиссер, специалист
в области музыкальной аппаратуры
Тема совершенства музыкального оборудования поистине неисчерпаема, можно углубляться в нее всю жизнь и все равно ничего не понять. Всё дело заключается в том, что она (тема) находится на пересечении технологий и искусства; окружающей действительности и вкусов; сложности и эстетичности. Поэтому давайте сейчас не будем рассматривать все мельчайшие нюансы, а просто примем тот факт, что винил — не идеальный и не самый практичный источник, но по совокупности разных причин ничего прекраснее пока не изобретено. Благодаря этому, совершив технологический виток, музыкальная индустрия возвращается на круги своя, и пластинки вновь набирают свою небывалую популярность. Давайте же посмотрим, какие устройства нам сейчас может предложить индустрия. Основными критериями при выборе лучшего проигрывателя винила в 2020 году, помимо технической составляющей, для меня является также доступность на рынке (можно купить в один клик, а не выискивать и ждать месяцами) и готовность к работе прямо «из коробки» без долгой мучительной настройки и вникания в матчасть.

Рейтинг топ-10 по версии КП

Выбор редакции
1. Audio-Technica AT-LP120XUSB (средняя стоимость 29 тыс. рублей)
Отличный проигрыватель, очень любимый меломанами за хорошую техническую оснащенность и звук. Дизайн не очень интересный, внешне это просто клон Technics SL-1200, с той лишь разницей, что здесь корпус из пластика, а у прародителя он сделан из алюминия. Имеет прямой привод, кварцевую стабилизацию скорости, комплектуется неплохим начальным картриджем Audio-Technica AT-VM95E, имеет встроенный отключаемый фонокорректор, S-образный тонарм с возможностью замены головки, вертушка классифицируется как диджейская, поэтому имеет дополнительные функции, например, питч (ручная регулировка скорости вращения) и принудительное отключение двигателя. Есть и подключение по USB, чтобы можно было оцифровывать свои пластинки.

Технические характеристики:

Привод: прямой
Скорость: 33, 45, 78 об/мин
Фонокорректор: есть, отключаемый
Управление: ручное
Антискейтинг: есть
Картридж: AT-VM95E, сменный
Крышка: есть

+ оснащение
+ надежность

- слабое демпфирование

2. Pioneer DJ PLX-500 (средняя цена 25-29 тыс. рублей)
Еще один диджейский аппарат, тоже продолжатель рода Technics SL. По всем параметрам является прямым конкурентом AT-LP120. В целом, можно сказать, что конкурент получился неплохой, но разница все-таки есть. Он стоит чуть дешевле, но сэкономили на картридже. В минусы можно записать несъемный аудиопровод. Вопреки неоднозначным отзывам, все-таки стоит добавить, что 25 тысяч рублей — это на самом деле достаточно скромная цена для проигрывателя, поэтому ожидать каких-то суперских характеристик не надо. Картридж стоит самый дешевый Audio-Technica AT-91, поэтому сразу понятно что нужно усовершенствовать в первую очередь. В остальном, проигрыватель радует своей функциональностью и соотношением цена/качество.

Технические характеристики:

Привод: прямой
Скорость: 33, 45, 78 об/мин
Фонокорректор: есть, отключаемый
Управление: ручное
Антискейтинг: есть
Картридж: AT-91, сменный
Крышка: есть

+ оснащение
- несъемный провод

- самый дешевый сменный картридж

3. Pro-Ject T1 Phono SB (средняя цена 30 тыс. рублей)
Эта компания всегда радует тем, что даже в недорогих моделях они экономят вовсе не на звуке. Для удешевления производства здесь пожертвовали возможностью апгрейда. При этом вертушка уже с завода идет полностью настроенная для использования, с отличным картриджем Ortofon OM-5E, фирменным действительно неплохим отключаемым фонокорректором. Дизайн максимально минималистичный, выглядит благородно и солидно.

Технические характеристики:

Привод: ременной
Скорость: 33, 45 об/мин
Фонокорректор: есть, отключаемый
Управление: ручное
Антискейтинг: нет
Картридж: Ortofon OM-5E, несменный
Крышка: есть

+ звук
+ дизайн

- нет возможности менять картридж

На какие еще виниловые проигрыватели стоит обратить внимание

4. Audio-Technica AT-LP60XUSB (средняя стоимость 11-14 тыс. рублей)
Недорогой и надежный проигрыватель начального уровня, подойдет тем, кто только-только познает мир аналогового звука. Всё очень аскетично и сделано из недорогих материалов, при этом ничего делать с ним не надо — полный автомат, просто нажать кнопку и слушать. Есть подключение по USB, по которому можно передавать звук. Вертушка поставляется с фирменным картриджем без возможности замены, звук без откровений, но свои деньги полностью оправдывает.

Технические характеристики:

Привод: ременной
Скорость: 33, 45 об/мин
Фонокорректор: есть, отключаемый
Управление: автомат
Антискейтинг: нет
Картридж: ATN3600L, несменный
Крышка: есть

+ прост в использовании
- нельзя заменить аудиопровод

- нельзя заменить картридж

5. Rega Planar 1 (средняя стоимость 25-30 тыс. рублей)
Отличный проигрыватель, чья философия во многом близка Pro-Ject T1. Тоже очень минималистичный благородный дизайн, упрощенная конструкция, где с апгрейдом сильно не разбежишься. При этом уже с завода установлена и настроена к использованию головка Rega Carbon — бюджетная, но очень достойная. Антискейтинг здесь преднастроен на заводе и вручную не регулируется, шелл тоже нельзя поменять, но замена звукоснимателя как бы возможна, но предполагается, что в проигрывателе такого уровня мало кто будет этим заниматься.

Технические характеристики:

Привод: ременной
Скорость: 33, 45 об/мин
Фонокорректор: нет
Управление: ручное
Антискейтинг: есть, преднастроенный
Картридж: Rega Carbon, условно сменный
Крышка: есть

+ дизайн
+ цена/качество

- небольшой потенциал для апгрейда

6. Thorens TD-202 (средняя стоимость 67 тыс. рублей)
Пора немного увеличить ставки, да? Эта швейцарская компания является старейшим производителем проигрывателей, про ее славную историю написаны книги. Это всегда было круто и дорого, Роллс-Ройс среди проигрывателей. Линейка TD-201/TD-202 была выпущена в 2018 году после серьезных перемен в компании и ее фактического возрождения. Они более демократичны как по цене, так и по конструкции, но вовсе не утратили своей исторической монументальности. Проигрыватель готов к работе уже из коробки и при этом обладает очень большим потенциалом для усовершенствования. В нем есть встроенный фонокорректор и установлена головка AT-95E, можно сказать, что на самом деле они не соответствуют крутости этого аппарата. Фактически вы покупаете отличную платформу, где можно поставить дорогой картридж, подключиться качественными съемными проводами к хорошему фонокорретору и получить роскошный дорогой звук.

Технические характеристики:

Привод: ременной
Скорость: 33, 45 об/мин
Фонокорректор: есть, отключаемый
Управление: ручное
Антискейтинг: есть
Картридж: AT-95E, сменный
Крышка: есть

+ качество
+ надежность
+ отличный потенциал для апгрейда

- картридж не соответствует уровню проигрывателя

7. Technics SL-1210 mk7 (средняя стоимость 99-110 тыс. рублей)
Да здравствует король! Славная история этого семейства проигрывателей длится уже почти 50 лет. Наверное, нет на планете более популярной и известной вертушки. Один из тех аппаратов, который покупается однажды и на всю жизнь. SL-1210 стоит в лондонском Музее науки, как одна из тех вещей, которая «сформировала мир, в котором мы живем». Эти проигрыватели повлияли на всю музыкальную культуру и индустрию. Диджеинг, хип-хоп и электронная музыка появились и развивались не без помощи этого аппарата. Его заслуги можно перечислять бесконечно. В данном случае мы имеем дело с обновленной версией легенды и она получилась очень достойной. По традиции проигрыватель поставляется с пустым шеллом, предоставляя пользователю выбрать звукосниматель в соответствии со своими вкусами и потребностями. В остальном, всё точно так, как надо: прямой привод, кварцевая стабилизация, много тонких настроек, полный фарш и бескомпромиссное качество исполнения.

Технические характеристики:

Привод: прямой
Скорость: 33, 45, 78 об/мин
Фонокорректор: нет
Управление: ручное
Антискейтинг: есть
Картридж: сменный, отсутствует
Крышка: есть

+ идеален во всём

- дорого

8. Yamaha MusicCast Vinyl 500 (средняя стоимость 49 тыс. рублей)
Внешне это просто довольно симпатичный проигрыватель с достаточно аскетичным дизайном, покрытый красивым черным лаком. Всё по классике: пассиковый привод, съемный шелл, недорогая головка Audio-Technica, полный автомат, фонокорректор на борту, антискейтинг и так далее. Но если приглядеться получше, то можно заметить индикацию Wi-Fi и Bluetooth, кнопку Connect, а сзади сетевой разъем Ethernet. А вот это уже что-то новенькое! Так кто же ты на самом деле? Это стример, то есть сетевой проигрыватель, который может соединяться с беспроводной акустикой, транслировать музыку по сети, управляться со смартфона через приложение, подключаться к нему по Bluetooth и использоваться как плеер, играть музыку из популярных стриминговых сервисов. При этом, оно по-прежнему отлично работает просто как вертушка через привычные провода. Очень смело!

Технические характеристики:

Привод: ременной
Скорость: 33, 45 об/мин
Фонокорректор: есть, отключаемый
Управление: автомат
Антискейтинг: есть
Картридж: сменный от Audio-Technica
Крышка: есть

+ очень технологичный

- если все эти навороты не нужны, то и переплачивать за них не стоит

9. Pro-Ject Juke Box E (средняя стоимость 38-42 тыс. рублей)
Этот проигрыватель сделан примерно так же, как и все бюджетные проигрыватели Pro-Ject: пассиковый привод, преднастроенный тонарм с головкой Ortofon OE-5M, который не предполагается менять, простой симпатичный дизайн, встроенный фонокорректор, ручное управление. В глаза бросается небольшой экран рядом с тонармом и ручка в передней части. Да, это не просто вертушка, это комбайн со встроенным усилителем на 50 ватт и поддержкой Bluetooth для воспроизведения музыки с других источников. Необычное и интересное устройство, просто подключаешь к колонкам и вперёд!

Технические характеристики:

Привод: ременной
Скорость: 33, 45 об/мин
Фонокорректор: есть, отключаемый
Управление: ручное
Антискейтинг: нет
Картридж: Ortofon OM-5E
Крышка: есть

+ комбайн
+ достойный звук

- устаревший Bluetooth

10. Onkyo CP-1050 (средняя стоимость 47-49 тыс. рублей)
Очень красивый проигрыватель со строгим ретро-дизайном. Имеет прямой привод с кварцевой стабилизацией, ручное управление, S-образный тонарм с антискейтингом. У вертушки отличный потенциал для улучшения. Подкачал родной картридж OC-105. Эта недорогая головка начального уровня не соответствует классу аппарата.

Технические характеристики:

Привод: прямой
Скорость: 33, 45 об/мин
Фонокорректор: нет
Управление: ручное
Антискейтинг: есть
Картридж: OC-105, сменный
Крышка: есть

+ дизайн
+ качество
+ потенциал для апгрейда

- картридж сразу менять на что-то приличное

Как выбрать лучший проигрыватель

Привод
В данный момент различают два основных типа привода: ременной (пассиковый) и прямой.

Прямой привод (Direct Drive) подразумевает, что двигатель расположен под опорным диском (блин, на который ставится пластинка) и соединен с ним напрямую. Это очень надежная конструкция, которая имеет множество преимуществ, таких как: быстрый старт и остановка диска (не будет «мычания» во время разгона), высокая стабильность работы (не плавает скорость), отсутствие хрупких элементов. В минусы можно записать достаточно высокий уровень детонации, это значит, что соединенный напрямую с диском мотор во время работы может передавать часть вибраций на пластинку, что плохо скажется на качестве звучания, поэтому грамотно реализованный прямой привод будет относительно дорого стоить.

Ременной привод означает, что крутящий момент от мотора на опорный диск передается с помощью пассика, у такой конструкции тоже есть и плюсы, и минусы. Главный плюс заключается в том, что при невысокой стоимости можно добиться впечатляюще низкой детонации, потому как мотор не передает вибрации на диск. Важной особенностью ременной передачи является плавность работы, диск раскручивается и останавливается медленнее, считается, что к пластинкам он относится более нежно, а значит, дольше послужат. В минусы можно записать то, что пассик может изнашиваться и растягиваться, а значит, его надо регулярно менять. К тому же, стабильность скорости вращения — тоже не его сильная сторона.

Раньше встречался еще третий тип привода — роликовый. Но это дорого и сложно, а преимущества достаточно сомнительны, сейчас отыскать такую вертушку сложно. Бывают другие типы привода, но они уже относятся к извращениям слабо связанным с прослушиванием музыки.
Это интересно
Лучшие портативные колонки
Портативная акустика вошла в нашу повседневную жизнь сравнительно недавно — несколько лет назад, и сразу стала необходимым атрибутом практически для каждого современного меломана. Рассказываем, как выбрать лучшую портативную колонку
Картридж
Существует два основных типа картриджа (головки): MM и MC. Они используют один и тот же принцип электромагнитной индукции, но имеют некоторые конструктивные отличия. Честно говоря, описание конструкции звукоснимателя достойно отдельной статьи, ведь он является, собственно, самой главной деталью в проигрывателе. Поэтому предлагаю рассмотреть лишь плюсы и минусы этих конструкций.

Картриджи MM (moving magnet) являются наиболее популярными, их начальная цена невысока, они более универсальны и всеядны к жанрам и качеству записанной музыки на пластинке, они прощают ошибки новичкам, потому что лучше переносят жесткую эксплуатацию, в большинстве головок можно заменить иглу (ее еще называют «вставкой»). Менять иглу можно по причине износа или поломки, а также для некоторых картриджей можно купить вставку с другим типом заточки (да-да, здесь тоже есть где развернуться инженерной мысли).

Картриджи MC (moving coil) являются первым признаком болезни под названием «аудиофилия». Шутка, хоть и с долей правды. Считается, что эти картриджи более детально передают звук, более чувствительны к качеству носителя и, как следствие, более капризные и хрупкие. Они стоят, как правило, дороже, чем MM-картриджи и им необходим фонокорректор другого типа. Не стоит сразу покупать такой картридж, он не прощает ошибок неопытным пользователям.

Есть еще несколько типов картриджей, таких как MIMC, MMC и т.д., но я вам гарантирую, что вы сами точно поймете, когда будете готовы о них услышать.

Сейчас до сих пор выпускаются проигрыватели с пьезоэлектрическими головками. Такие аппараты очень дешевы и популярны, но, поверьте, они не заслуживают никакого внимания, это очень старая и низкокачественная технология, применявшаяся, например в примитивных советских электрофонах типа «Юность 301».

Стоит заметить, что возможность выбора и замены картриджа должна быть в каждом уважающем себя проигрывателе, хотя есть приличные недорогие вертушки, в которых это не предполагается, например в младших моделях фирмы Pro-Ject. Это просто уже готовая максимально дешевая конфигурация, которая при этом хорошо звучит, поэтому вмешиваться в нее как бы уже не надо.
Тонарм
Два самых популярных вида — прямой и S-образный.

Прямой тонарм легче, проще, легко поддается настройке и апгрейду картриджа, но имеет так называемую погрешность угла слежения. Это значит, что по ходу проигрывания положение иглы относительно пластинки меняется неравномерно, что теоретически может давать небольшие искажения звука в крайних положениях тонарма, но на практике такое встретить сложно. Даже чудовищно дорогие вертушки имеют прямые тонармы, инженеров эта проблема, очевидно, не очень беспокоит. S-образный тонарм сконструирован таким образом, чтобы этой погрешности не было, однако он тяжелее, поэтому следует чуть внимательнее отнестись к выбору и настройке картриджа, если будете его менять.

Разумеется, речь идет о среднестатистических моделях. На самом деле встречаются и тяжелые прямые тонармы, и легкие S-образные, и какие только не встречаются.

Еще бывают, например, тангенциальные тонармы, но это очень сложные, редкие и дорогие устройства, описывать не буду, потому что всё равно не найдете в магазинах.

Признак хорошего проигрывателя — наличие антискейтинга. Есть такое понятие как «скейтинг» — это сила, которая в соответствии с определенными законами физики, тянет иглу проигрывателя в сторону оси вращения, из-за этого она может соприкасаться под неправильным углом с пластинкой и это будет негативно влиять на звук. Антискейтинг призван эту силу компенсировать. В целом, в самом начале вашего меломанского пути этой функцией можно пренебречь.
Это интересно
Лучшие саундбары
Эти устройства пока только завоевывают места возле наших телевизоров, рынок уже готов предложить множество разных моделей — от недорогих до премиальных. Рассказываем, как выбрать лучший саундбар
Автоматика
Делим на три основных вида: автоматы, полуавтоматы и ручные (почти как стиральные машины).

Автомат значит, что вы только нажимаете кнопку, дальше тонарм сам двигается к пластинке, опускает иглу, а в конце проигрывания возвращается на место.

Полуавтомат — это, как правило, только автоматический возврат тонарма, а его подача осуществляется вручную.

Ручное управление значит, что всё надо делать самому.

Лучшего варианта здесь нет. Наличие какой-либо автоматики усложняет конструкцию вертушки, следовательно, она либо будет стоить дороже, либо будет плохо работать. Готовы ли вы за это переплачивать или портить пластинки — решать вам. Ручное управление требует определенной аккуратности, здесь есть риск что-нибудь испортить самостоятельно.
Но и это еще не всё
Как вы понимаете, проигрыватель — это только верхушка айсберга. Для того, чтобы слушать музыку на пластинках, вам понадобятся еще несколько устройств, без которых от него не будет совершенно никакого толка. На самом деле цепочка будет выглядеть следующим образом: вертушка — фонокорректор — усилитель — колонки.

Как мы уже выяснили, винил — довольно специфичный музыкальный носитель. Одна из его особенностей заключается в том, что звук записывается с некоторым дефектом. Так надо. Не вникайте. Просто запомните этот факт. Так вот, фонокорректор нужен, чтобы его восстанавливать обратно. От качества фонокорректора тоже сильно зависит качество звука. Он может быть в форме самостоятельного устройства, может быть встроен в усилитель для колонок, а может быть встроен в вертушку. Встроенный фонокорректор — признак проигрывателя начального уровня, звучит он не очень, но на первое время годится. А чтобы вам не пришлось менять вертушку, когда дозреете до приличного фонокорректора или интегрального усилителя, позаботьтесь о том, чтобы его можно было отключить. Странно, но почему-то эта опция есть не у всех моделей.
Почему нам все равно хочется слушать пластинки, не смотря на все эти сложности?
Наверное, об этом стоит написать, поскольку на каком-то этапе ваш энтузиазм может разбиться о суровую действительность. Ходит такая шутка у меломанов: «Есть две вещи, которые действительно привлекают меня в виниле: дороговизна и неудобство». Правда в этом действительно есть: техника и пластинки стоят недешево, это по сути достаточно громоздкая и сложная система, а сам процесс коллекционирования и прослушивания требует определенного уровня вовлеченности и усвоения некоторых специфичных навыков. Но при достаточной любви к музыке это всё будет для вас не важно, поскольку откроет совершенно новую ее грань. Наверное, вы заметили, что в тексте нарочно не говорится о том, есть ли разница в звучании винила по сравнению с другими звуковыми носителями, и какая она. На самом деле сделано это лишь потому, что данный вопрос просто не ставится под сомнение. Более того, вы будете удивлены, когда действительно ее обнаружите.

Что еще вы заметите, когда начнете погружаться в мир виниловых пластинок? Во-первых, внезапно откроете, что сам диск, его оформление, обложка, всевозможные вкладки, постеры, наклейки и т.д. — это продолжение творческого замысла автора, что позволит открыть его с новой стороны, это будет некий новый уровень взаимодействия между исполнителем и слушателем. К тому же, винил приучает слушателя к более вдумчивому потреблению контента, тратить деньги вам захочется исключительно на ту музыку, которую вы действительно любите, а восторг от обладания любимой записью я здесь просто не смогу описать.

Нет ничего удивительного в том, что люди до сих пор слушают музыку, записанную десятилетия назад, она действительно была прекрасна. Однако, наверняка вы замечали, что при прослушивании в стриминге или в оцифрованном виде старые записи звучат довольно бедновато по сравнению с современными? Как правило это звучание не имеет ничего общего с тем, что вы услышите, когда включите какую-нибудь старую пластинку на хорошей аппаратуре, скорее всего вы поразитесь тому, насколько живо и мощно она станет звучать. И здесь лично для меня начинается еще один кайф: возможность услышать ту самую запись в том виде, в каком ее слышали люди тогда, и в каком она задумывалась создателями первоначально. Поверьте, это очень интересно.
Это интересно
Лучшая акустика для дома
Рассказываем, как сегодня представлена на рынке лучшая акустика для дома, которая сделает ваш дом чуть-чуть музыкальнее
Фото на обложке: pixabay.com

А вы слушаете виниловые пластинки? По каким характеристикам выбирали себе проигрыватель? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda