Наследие

Санкт-Петербурга

Линкор государева флота возвращается в строй

Создатели уникального корабля-музея рассказали, как и для кого строилась реплика легендарного петровского корабля

Корабль-музей «Полтава» — реплика первого линейного корабля русского флота, который больше трех веков назад строил сам Петр Первый, — стал новой сенсацией Петербурга. Спущенная на воду в 2018-м, «Полтава» уже открыла палубу для экскурсий и успела дважды поучаствовать в Главном параде ВМФ. На возрождение легенды, а возведение началось по инициативе и при поддержке ПАО «Газпром», ушло шесть лет, в течение которых специалисты верфи по крупицам собирали информацию и воссоздавали старинные технологии.

В этом году копия парусного линейного корабля 4-го ранга «Полтава» приняла участие в Главном параде
российского Военно-морского флота в Санкт- Петербурге.

Каково в XXI веке работать на исторической верфи и ходить под парусом? Спросили у участников проекта.

Максим КОРШУНОВ, капитан корабля «Полтава»:

корабль полтава в санкт-петерубрге
Спуск корабля на воду, 2018 год.

— Я точно помню, как вместе с командой служил са­мую первую вахту на корабле после его спуска. Эти ощущения сложно передать словами: меня перепол­няла гордость за то, что нам удалось сделать своими руками и поучаствовать в таком эпохальном проекте. Но больше всего мне запомнился самый первый пере­ход «Полтавы» в центр Санкт-Петербурга для участия в Главном параде ко Дню ВМФ. Когда видишь на Не­ве корабль, в который ты вложил душу и сердце, то внутри становится очень тепло и приятно.

Работа на корабле строится в штатном режиме. Каждые сутки на «Полтаве» служит вахта, состоящая из двух человек. Этот режим службы отличается от режима на действующем корабле, где экипаж все время присутствует на борту.

В нашем случае двум людям нужно делать абсо­лютно все: подтягивать якорные концы, швартовые концы и так далее. Это и большая ответственность, и настоящая привилегия.

Елена СОЛОВЬЕВА, руководитель проектов Яхт-клуба Санкт-Петербурга:

корабль полтава в санкт-петерубрге
В процессе строительства было учтено множество нюансов.

— Сложность создания экспозиции была в том, что со­временный корабль «Полтава» должен быть максимально близок к своему историческому прототипу, причем не толь­ко внешне, но и внутри. Мы консультировались с лучшими историками, специализирующимися на Петровской эпохе, чтобы точно воссоздать все интерьеры и внутренние убран­ства корабля (не так уж много исторических документов и чертежей сохранилось с тех времен). Во что были одеты матросы, служившие на «Полтаве»? Как их внешний вид отличался от офицерского состава и самого Петра I? Как именно крепились артиллерийские принадлежности? Все это мы должны были восстановить с бережным и трепетным вниманием к самым мелким деталям.

Попадая на корабль, посетитель совершит путешествие во времени. У детей будет возможность все потрогать и пощупать, а взрослые почувствуют себя героями любимых приключенческих романов детства. Экспозиция сделана очень качественно и красиво, она будет интересна людям всех возрастов.

Андрей ГРОШИКОВ, генеральный директор верфи «Полтава»:

корабль полтава в санкт-петерубрге
Корабль на Английской набережной, 2020 год.

— В первую очередь мы построили «Полтаву» для будущих поколений. «Полтава» — это символ россий­ского Военно-морского флота. Как образы «Виктории» и адмирала Нельсона привычны и понятны для всех англичан, так и образы «Полтавы» и Петра I должны крепко войти в сознание молодого поколения как символ величия, мощи и традиций российского флота. Самое главное, чтобы дети ассоциировали парусный флот и морское дело не с «Пиратами Карибского моря», а с «Полтавой».

Наш музей — о том, как на этом корабле служили русские моряки, кто эти люди и чем они жили, о тяжелой и опасной службе, о победах и традициях. Музей «Полтава» в первую очередь должен вызывать эмоции. Мы хотим погрузить детей в атмосферу легендарного военного корабля XVIII века — иногда страшную и непривычную, но всегда захватывающую и будоражащую. Этого они точно не найдут в интер­нете!

Урбанистика

Невский стал светлее в полтора раза. Дело за Дворцовой

Как «зажигают» в историческом центре культурной столицы, «Комсомолке» рассказал директор «Ленсвета» Сергей МИТЕЛЕВ

Сергей МИТЕЛЕВ, директор «Ленсвета»
Сергей МИТЕЛЕВ, директор «Ленсвета»

«Уютно и в духе города»

Петербург и Газпром сотрудни­чают уже 14 лет: первым объектом в 2007 году была подсветка Смольного собора. С тех пор как Миллионную улицу и Боль­шой проспект Петроградской стороны перевели на светодио­ды — они в 1,5 — 2 раза ярче и в 0,5 — 2,5 раза экономичнее, — светодиодные светильники стали появляться и на других длинных исторических улицах.

В прошлом году, например, обнови­ли освещение Невского проспекта. Опоры менять не стали, они в начале 2000-х пришли на смену фонарям 60-х, которые поставили вместо утраченных газовых. А вот навершия — консоли и светильники — обновили: убрали третий верхний плафон, который светил в небо, выполняя лишь декоративную функцию. Новые светильники украсили сеткой, получилось уютно и в духе города.

Кстати, многие проекты модерни­зации освещения совпадают с реали­зацией проекта «Чистое небо»: исто­рический центр планируют очистить от проводов, а кабели протянуть под землей.

Было (слева) и стало (справа).

Было.

Стало.

Только цифры

65 объектов наружно­го освещения и худо­жественной подсветки уже подарено Петербургу, 5 будут сданы в ближайшее время. Это:

1
светильников и прожекторов (в том числе 2111 светодиодных в наружном освещении)
1
декоративных опор
1 км
кабеля

Игра света

За счет светодиодов Невский стал ярче. И это сильно заметно, когда попадаешь на Дворцовую площадь. Она — следующий перспективный объ­ект программы. Объект непростой. Концепция уже в работе, возможно, за основу возьмут подсветку площади Святого Петра в Риме: там на крышах размещены прожекторы, которые заливают всю площадь мягким све­том. Не исключено, что Дворцовую осветят по-новому уже в 2021 — 2022 годах.

фонари на невском проспекте

А пока внимание приковано к улицам, ведущим на видовые набе­режные Невы и к мостам. В процессе проект подсветки Троицкого моста: думаем, как соблюсти требования по освещенности проезжей части и одновременно сохранить красивей­шие фонари с матовыми плафонами. Следующий тренд — подсветка малых мостов, их в городе рек и каналов около 300. Это не столь большие затраты, зато какой эффект! Мож­но даже поставить часть мостов на единое управление и продумать для них сценарии.

В перспективе и новое освещение Конногвардейского бульвара. Объ­ект обещает быть сложным, ведь на его месте протекал Адмиралтейский канал, и под землей остались своды каменной трубы.

Новые технологии и исторические традиции

За счет программы удалось неко­торые улицы сделать пешеходными (например, 1-ю Советскую, частично — набережную канала Грибоедова) и даже восстановить… историческую справедливость. Речь о примыкаю­щих к Невскому улицах Рубинштейна, Марата, Пушкинской. Когда-то здесь были фонари высотой в 3,5 метра.

фонари на невском проспекте

По современным нормам нельзя было восстанавливать их в таком виде, пришлось разработать новые опоры высотой 10 — 11 метров, но в историческом стиле. Для этого использовали архивные фото и гравюры.

Есть ряд улиц, где воссоздать фонари просто невозможно из-за узких тротуаров. Такая ситуация наблюдается с четной стороной набережной канала Грибоедова (от Невского до Спаса на Крови), где все еще сохраняется сеть наружного освещения на тросах.

Но, пожалуй, самый сложный объ­ект — набережная реки Мойки. Хо­телось бы заменить металлические фонари на фасадах на стилизован­ные светильники, но проектирование длится уже два года: нет единого мнения по поводу их облика.

Факты

Кирилл ИВАНОВ, директор АНП «Объединение ДОРМОСТ»:

— В рамках проекта мы обновили мощение уже более 40 объектов. Первыми в 2008 — 2009 годах стали Каменноостровский проспект и сквер Андрея Петрова. Затем работали на проспектах Чернышев­ского, Литейном и Владимирском, где прошли ре­конструкция и замена ворот и ограждений, а также на канале Грибоедова.

В 2012 — 2013 годах были в работе Конюшенная и Преображенская площади. В 2014 — 2015-м — улицы Рубинштейна, Итальянская, Садовая, Пушкинская. Следом работы охватили Лиговский проспект, Малую Морскую улицу, участок Вознесенского проспекта, а также Московский и Загородный проспекты.

За последние три года мы благоустроили Боль­шую Морскую улицу, Кронверкскую набережную, пешеходную 1-ю Советскую улицу; замостили Суво­ровский и Лиговский проспекты, Миллионную улицу и тротуары Исаакиевского сквера.

Вечные ценности

Полы — из сандала, стены — из стекляруса

В Ораниенбауме реставрируют уникальный исторический памятник — Китайский дворец

Восстановление ценного дворца Европы, выполненного в стиле рококо, завершится к 2025 году. Уже готовы 10 интерьеров, на подходе еще два зала.

комната вкитайском дворце в петербурге

Сначала дворец именовался Голландским домиком. Но в 1774 году появилось название Китайский дворец,
поскольку интерьер нескольких залов был декорирован в духе эстетики Китая.

О том, как идет ре­ставрация, «Комсомолке» рассказала хранитель музея «Китайский дворец» Татьяна СЯСИНА.

— Каким был Китайский дворец на старте масштаб­ной реставрации, начатой одиннадцать лет назад?

— Дворец пребывал в плачевном состоянии. Страдавший от повышенной влажности и сырости, протечек кровли и действия грунтовых вод, он всегда требовал реставрацион­ного ухода. В послевоенные годы дворец пережил несколь­ко ремонтов, но решить главную проблему повсеместной сырости и плесени тогда так и не удалось.

— Все залы Китайского дворца неповторимы как по архитектуре, так и по интерьеру. Наверняка работы в каждом из них требуют особых условий. В каком зале реставрация была самой проблемной, а где — полегче?

— Работы в Стеклярусном кабинете можно назвать не просто сложными — они уникальны! Три года трудились реставраторы. Главная трудность заключалась в обилии материалов в отделке кабинета, для каждого требовалась своя методика. А наименее сложной была реставрация Большой Антикамеры — пристройки, сделанной в XIX веке.

реставрационные работы
ораниенбаум
дворцовый интерьер

И где же всю эту красоту можно увидеть? Отвечаем: уникальный исторический комплекс «Китайский дворец» расположен в юго-западной части дворцово- паркового ансамбля «Ораниенбаум» (город Ломоносов).

— Какие предметы декора и интерьера дворца уже удалось отреставрировать?

— Были отреставрированы 12 знаменитых плафонов вене­цианской живописи XVIII века, неповторимые живописные полотна и настенные панно, уникальные паркеты XVIII и XIX веков в 13 залах, 14 стеклярусных панно, более 130 пред­метов мебели (в том числе знаменитые смальтовые столы), более 250 предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры.
В Штофной опочивальне на свои исторические места воз­вратились декоративные панно работы Келераи Фрикке, демонтированные еще в 50-е годы XX века. На основании сохранившегося шелка XIX века и иконографического мате- риала удалось воссоздать тканевое убранство интерьера. А вот в Гардеробной благодаря научным и реставрационным изысканиям установили первоначальный цвет отделки стен.

— Не секрет, что современные технологии активно используются в реставрационных работах во всем мире. А при восстановлении Китайского дворца они применялись?

— Самый яркий пример — создание во дворце уникальной системы температурно-влажностного режима. Благодаря ей возможно поддерживать постоянную температуру и влажность круглый год.

интерьер комнаты во дворце
интерьер комнаты во дворце
реставрационные работы

Реставрация идет уже больше десяти лет и продлится еще пять.

— И жителям, и гостям Санкт-Петербурга, безуслов­но, интересно и важно знать, какие залы уже открыты для посещений, а в каких пока продолжаются работы?

— На сегодняшний день взору посетителей представле­ны 10 из 17 интерьеров дворца. Завершена реставрация Штукатурного покоя, подходят к концу работы в Малом Китайском кабинете. То, что уже сделано, является резуль­татом огромной работы целого творческого коллектива, со­стоящего из музейщиков, проектировщиков, архитекторов, реставраторов и сотрудников Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры Санкт-Петербурга. Впереди сложнейшая реставрация по­ловины Екатерины II. Благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» здесь уже кипит работа. Сейчас идет монтаж настенного багета Малого Китайского кабинета, укрепле­ние и реставрация деревянных наборных панно Большого Китайского кабинета. В рамках последней очереди рестав­рации будут открыты Малый и Большой Китайские кабинеты, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины, а также помещение Малой Антикамеры.

— Можно ли назвать реставрацию Китайского дворца беспрецедентной для России, для мира?

— Китайский дворец сегодня — это результат колоссально­го труда, это, без прикрас, гордость России. Созданный трудами европейских и русских художников, искусно во­плотивших идеи Екатерины II, он является единственным памятником в стиле рококо в нашей стране. А подлинность и сохранность уникального убранства делают его выдаю­щимся и для всего мира.

Сказано

Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»
Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»

Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ* «Петергоф»:

— Значимость Китай­ского дворца переоце­нить невозможно. Это памятник стиля рококо, подобных которому нет не только в России, но и в Европе. Это памят­ник аутентичный, не пострадавший в годы войны. Для меня Ора­ниенбаум — ансамбль, где бурно развивались… человеческие амбиции: Меншиков построил дворец лучше импера­торских, Петр III возвел крепость Петерштадт и Картинный дом, а Екатерина II настолько полюбила это место и этот стиль, что решила строить Собственную дачу здесь — великую, как она сама.

*ГМЗ — Государственный музей-заповедник.

Искусство

В Русском музее спасли «Святую Русь»

Сложнейшее полотно прошло через клей, прессы и руки трех высококласс­ных специалистов. Картина Михаила Нестерова «Святая Русь» 20 лет бы­ла невыездной из-за своего состояния: символическое для современной России произведение можно было увидеть лишь в залах Русского музея. Все изменилось весной 2019 года, когда знаковое и очень сложное полотно отправили на комплекс­ную реставрацию, которая была прове­дена при поддержке компании Газпром.

— В нашей практике это первый слу­чай, когда спонсор выделил деньги це­ленаправленно именно на реставрацию конкретного полотна, — рассказывает главный хранитель, заместитель ди­ректора Государственного Русского музея Ольга Бабина. — Средства, по сути, пошли на национальное достояние, которое будет доступно не только в на­шем музее, но и за его пределами. Это новый опыт взаимодействия с бизнесом и пример другим спонсорам.

Назвать «Святую Русь» самой сложной в коллекции музея с точки зрения состоя­ния нельзя: «у каждой картины, как и у каждого человека, свои болячки». Но в топ проблемных полотен она входит одно­значно. Причина в технике, в которой ее выполнил автор.

— Картина писалась долго и многократно переписывалась, слои наносились друг на друга порой без какой-либо межслойной обработки. И со временем толстый слой краски начал расслаиваться, — объясняет ведущий художник-реставратор от­дела реставрации масляной живопи­си Русского музея Наталья Романова. — Такая многослойная толстая живопись — мина замедленного действия: расслоение может возникнуть в любом месте в любой момент. А потому картина нуждалась в полной комплексной реставрации.

картина святая русь в русском музее

Вдохновение для создания картины художник Михаил Нестеров черпал во время поездки в Соловецкий монастырь в 1901 году.

«Святую Русь» сняли со стены, осторож­но вынули из рамы и на особых тележках переместили в зал по соседству прямо на подрамнике. После тщательного иссле­дования состояния полотна и укрепления самых поврежденных участков его пере­вернули. Поработав с обратной сторо­ной холста и кромками, его перевернули обратно с помощью специально соору­женного для проекта стола-планшета. На­чалось самое интересное — склеивание всех слоев краски между собой осетровым клеем. Затем целую неделю картину вы­держивали под прессами.

— При прессовании важен даже не столь­ко вес, сколько ровность, чтобы картина оказалась между двумя абсолютно гладки­ми поверхностями, — добавляет Романова.  — Мы использовали шлифованный кера­могранит, который прокладыва­ли фланелью и фильтровальной бумагой. За все время рестав­рации картину переворачивали, проклеивали и прессовали не­сколько раз. Также специалисты очистили живопись от загрязнений и пожелтевшего лака, который искажал цвет.

Заполнив картину крошечными заплат­ками, ее покрыли защитным лаком. Завер­шилось «разминирование» спустя полгода, 8 октября 2019-го. Ближайшие десятиле­тия столь масштабная реставрация полот­ну точно не понадобится. Первая поездка «Святой Руси» намечена в Кемерово, где организуют выставку одной картины.

Справка «КП»

Замысел карти­ны «Святая Русь» пришел Михаилу Нестерову в конце 1890-х годов. Работа над полотном размерами 2,33 на 3,75 метра длилась шесть лет, за это время ав­тор не раз менял компо­зицию и переписывал це­лые фрагменты. Впервые «Святая Русь» предстала перед публикой в 1907 го­ду в Петербурге и сразу же попала в Музей Импе­раторской Академии ху­дожеств, а в 1909-м кар­тина завоевала золотую медаль на Международ­ной выставке в Мюнхене. С 1921-го работа хранится в Русском музее.

Реставрация

Залечивая шрамы, оставленные войной

В Екатерининском дворце уже восстановили уникальный Лионский зал и готовят к открытию личные покои императрицы

— Мы до сих пор залечива­ем раны, нанесенные войной: разрушенный Царскосельский дворцово-парковый ансамбль на­чали восстанавливать гораздо позже, чем другие пригородные жемчужины, — начинает свой рас­сказ директор государствен­ного музея-заповедника «Цар­ское Село» Ольга Таратынова. — В последние годы этот процесс удалось ускорить благодаря под­держке меценатов. А в нынешний непростой период их помощь по­истине бесценна. Поддержка ПАО «Газпром» помогла совершить Царскому Селу настоящий рестав­рационный прорыв: под свое кры­ло компания взяла восстановле­ние уникального Лионского зала, церкви Воскресения Христова и Зубовского флигеля. В результате спустя 74 года после окончания Великой Отечественной в экспози­цию вернули всю парадную анфи­ладу Екатерининского дворца. И на этом работы не заканчиваются.

Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова создали по проекту Растрелли и освятили в 1756 году в присутствии Елизаветы Петровны. Храм поражал роскошным убранством: лазурные сте­ны, золоченая резьба иконостаса, десятки фи­гур ангелов, три монументальных живописных плафона и 144 иконы. Здесь венчали членов Императорской семьи и крестили Николая I и Николая II. В Великую Отечественную войну храм был разграблен и разрушен, но устоял. Уже в 1950-х церковь приобрела экспозици­онный вид.

Ставку в первой за полтора века реставрации уникального храма сделали на максимальное сохранение подлинной отделки. На все работы 350 специалистам — позолотчикам, лепщикам, резчикам, живописцам — потребовалось четыре года. Более двух с половиной лет потратили только на реставрацию 100 квадратных метров живописи центрального плафона.

интерьер церкви воскресения христова в царском селе до реставрации
Архивное фото храма после войны...
интерьер церкви воскресения христова в царском селе после реставрации
...и после реставрации.

— Сотня позолотчиков возвращала роскошь и блеск фигурам ангелов и цветочным гирляндам, — подчеркивает директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. — При Елизавете Петровне стены украшала де­ревянная золоченая резьба, но после пожара 1820 года ее частично заменили орнаментом и скульптурой из папье-маше. При работе с папье-маше реставраторы находили внутри спрятанные записки с именами мастериц XIX века. Так до наших дней дошли имена Акулины Никифоровой и Параскевы Максимовой.

Отдельного внимания потребовали стены цвета берлинской лазури: краска была нанесена на ткань «золотой бутон», до наших дней дошло только 60 процентов холста.

— Когда мы приступаем к реставрации какого- то объекта, словно звезды сходятся особым образом: к нам возвращаются вещи, мы даже находим «клады», — признается заместитель директора по научной работе Ираида Ботт.

— Во время реставрации в алтарной части обнаружили аккуратно сложенные детали зо­лоченого декора — 182 фрагмента! Из 54 фраг­ментов собрали одну створку Царских врат. Из 114 икон, некогда наполнявших храм, со­хранились лишь четыре. Чтобы восстановить иконостас, написали более 40 икон. В апреле 2019-го церковь открылась, одним из первых ее посетил Владимир Путин. Но иконописцы продолжают трудиться: в этом году они при­ступили к написанию еще 65 икон, которые расположат на стенах.

Лионский зал

Лионский зал — один из лучших интерьеров архитектора Чарльза Камерона, созданный в 1781 — 1783 годах и по роскоши не усту­пающий Янтарной комнате. Входил в число личных апартаментов Екатерины II. Название получил благодаря отделке стен золотым шелком, изготовленным в Лионе. Стены и мебель были украшены лазуритом (на это ушло полторы тонны камня), а в декоре дверей и паркета использовали 12 сортов дерева и перламутр. В годы Великой Отечественной войны предметы интерьера эвакуировали вглубь страны, а вот декоративная отделка была уничтожена, пар­кет вывезен в Берлин (возвратился в Царское Село в 1947 году).

Лионский зал в екатерининском дворце до реставрации
Стена личных апартаментов Екатерины II в 1947 году.
Лионский зал в екатерининском дворце
Лионский зал после реставрации.

Первый шаг к возрождению Лионского зала сделали в 2005 году. Специалисты ориентировались на 25 предметов мебели, украшенной лазуритом и шелком цвета «золотой бутон», живописные полотна, а также описи, документы и фотографии.

— Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заме­няли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной, золотистый шелк сменил малиновый с цветочными гирляндами. В 1866 году стены вновь обили желтым шелком, теперь это была ткань «золотой бутон». Именно в таком виде Лионский зал в 1878 году запечатлел на акварели Луиджи Премацци. В Екатеринин­ском дворце нет другого такого интерьера, который после суще­ственных изменений и переделок стал одной из самых необычных петербургских гостиных второй половины XIX века, — объясняет Ираида Ботт. — Мы решили восстановить Лионский зал именно таким, каким он был в те годы. Соглашение о восстановлении Лионского зала между Царским Селом и меценатами подписали весной 2018 года. Выделенные средства были направлены на восстановление живописного плафона, лазуритовых панелей, басонных изделий и аграмантов, раскрой, пошив, монтаж обивки стен и оконных драпи­ровок, реставрацию кресел. Любопытна история с изготовлением 320 метров шелка для портьер, обивки стен и мебели. В Лионе отыскали архивы ткацкой мануфактуры Prelle, которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. Именно ей до­верили ткать «золотой бутон» при финансовой поддержке партнера ПАО «Газпром» — энергетической компании ENGIE. А вот с лазуритом и живописью работали отечественные специалисты. 5 июня 2019 года Лионский зал был открыт. Но работы будут продолжаться до конца 2020 года: зал в ожидании лазуритовых оконных порталов, мраморных каминов и паркета.

Зубовский флигель

Это личные апартаменты Екатерины II — включают восемь интерьеров, созданных Камероном и Кваренги: Синий (Табакер­ка), Зеркальный и Серебряный кабинеты, Опочивальня, Купольный и Китайский за­лы, Туалетная и Рафаэлевская комнаты. Залы были отделаны цветным стеклом и фаянсом, золоченой бронзой и серебром, живописью и китайскими лаками. Убранство флигеля было полностью утрачено в войну.

Синий кабинет в царском селе
Синий кабинет (Табакерка). Эдуард Гау. Акварель. 1860-е годы.
реставрационные работы
Процесс реставрации Синего кабинета, 2020 год.

Реставрация Зубовского флигеля стартовала осенью 2019 года.

— Воссоздание этих комнат — задача неве­роятной сложности: по крупицам собираем все, что может помочь, — поясняет Ираида Ботт. — В нашем собрании хранятся истори­ческие акварели, коллекция автохромов, фотографии довоенного времени, элементы отделки комнат. Сохранились и вещи Ека­терины II, после возрождения интерьеров они вернутся на свои исторические места. Работа кипит уже в пяти интерьерах, на остальные три интерьера разрабатывают документацию.

Китайский зал в екатерининском дворце
Китайский зал. Цветной автохром. Андрей Зеест. 1917.
реставрационные работы
Восстановление Китайского зала и других интерьеров флигеля планируют закончить к 2024 году.

— Увы, старинные технологии утрачены, — добавляет заместитель директора по реставрации Наталья Кудрявцева. — Пришлось пойти по пути эксперимента и сначала отрабатывать методы воссоздания декора в мастерской. В ближайшее время возобновим прерванные пандемией перего­воры с Китаем по подбору аналогов панно для Китайского зала. Найдено производство керамического декора для интерьера Зер­кального зала и производитель «сложного» стекла для Опочивальни и Табакерки. Все восемь интерьеров планируют восстановить к 2024 году.

Тексты: Анна ПОСЛЯНОВА («КП»-Санкт-Петербург»), Александр АБРАМОВ,
Галина ЛЕСУНОВА.

Фото: Олег ЗОЛОТО («КП»-Санкт-Петербург»).

Дизайн и верстка: Мария ЗАРБАЛИЕВА.