Создатели уникального корабля-музея рассказали, как и для кого строилась реплика легендарного петровского корабля
Корабль-музей «Полтава» — реплика первого линейного корабля русского флота, который больше трех веков назад строил сам Петр Первый, — стал новой сенсацией Петербурга. Спущенная на воду в 2018-м, «Полтава» уже открыла палубу для экскурсий и успела дважды поучаствовать в Главном параде ВМФ. На возрождение легенды, а возведение началось по инициативе и при поддержке ПАО «Газпром», ушло шесть лет, в течение которых специалисты верфи по крупицам собирали информацию и воссоздавали старинные технологии.
В этом году копия парусного линейного корабля 4-го ранга «Полтава» приняла участие в Главном параде
российского Военно-морского флота в Санкт- Петербурге.
Каково в XXI веке работать на исторической верфи и ходить под парусом? Спросили у участников проекта.
— Я точно помню, как вместе с командой служил самую первую вахту на корабле после его спуска. Эти ощущения сложно передать словами: меня переполняла гордость за то, что нам удалось сделать своими руками и поучаствовать в таком эпохальном проекте. Но больше всего мне запомнился самый первый переход «Полтавы» в центр Санкт-Петербурга для участия в Главном параде ко Дню ВМФ. Когда видишь на Неве корабль, в который ты вложил душу и сердце, то внутри становится очень тепло и приятно.
Работа на корабле строится в штатном режиме. Каждые сутки на «Полтаве» служит вахта, состоящая из двух человек. Этот режим службы отличается от режима на действующем корабле, где экипаж все время присутствует на борту.
В нашем случае двум людям нужно делать абсолютно все: подтягивать якорные концы, швартовые концы и так далее. Это и большая ответственность, и настоящая привилегия.
— Сложность создания экспозиции была в том, что современный корабль «Полтава» должен быть максимально близок к своему историческому прототипу, причем не только внешне, но и внутри. Мы консультировались с лучшими историками, специализирующимися на Петровской эпохе, чтобы точно воссоздать все интерьеры и внутренние убранства корабля (не так уж много исторических документов и чертежей сохранилось с тех времен). Во что были одеты матросы, служившие на «Полтаве»? Как их внешний вид отличался от офицерского состава и самого Петра I? Как именно крепились артиллерийские принадлежности? Все это мы должны были восстановить с бережным и трепетным вниманием к самым мелким деталям.
Попадая на корабль, посетитель совершит путешествие во времени. У детей будет возможность все потрогать и пощупать, а взрослые почувствуют себя героями любимых приключенческих романов детства. Экспозиция сделана очень качественно и красиво, она будет интересна людям всех возрастов.
— В первую очередь мы построили «Полтаву» для будущих поколений. «Полтава» — это символ российского Военно-морского флота. Как образы «Виктории» и адмирала Нельсона привычны и понятны для всех англичан, так и образы «Полтавы» и Петра I должны крепко войти в сознание молодого поколения как символ величия, мощи и традиций российского флота. Самое главное, чтобы дети ассоциировали парусный флот и морское дело не с «Пиратами Карибского моря», а с «Полтавой».
Наш музей — о том, как на этом корабле служили русские моряки, кто эти люди и чем они жили, о тяжелой и опасной службе, о победах и традициях. Музей «Полтава» в первую очередь должен вызывать эмоции. Мы хотим погрузить детей в атмосферу легендарного военного корабля XVIII века — иногда страшную и непривычную, но всегда захватывающую и будоражащую. Этого они точно не найдут в интернете!
Урбанистика
Как «зажигают» в историческом центре культурной столицы, «Комсомолке» рассказал директор «Ленсвета» Сергей МИТЕЛЕВ
Петербург и Газпром сотрудничают уже 14 лет: первым объектом в 2007 году была подсветка Смольного собора. С тех пор как Миллионную улицу и Большой проспект Петроградской стороны перевели на светодиоды — они в 1,5 — 2 раза ярче и в 0,5 — 2,5 раза экономичнее, — светодиодные светильники стали появляться и на других длинных исторических улицах.
В прошлом году, например, обновили освещение Невского проспекта. Опоры менять не стали, они в начале 2000-х пришли на смену фонарям 60-х, которые поставили вместо утраченных газовых. А вот навершия — консоли и светильники — обновили: убрали третий верхний плафон, который светил в небо, выполняя лишь декоративную функцию. Новые светильники украсили сеткой, получилось уютно и в духе города.
Кстати, многие проекты модернизации освещения совпадают с реализацией проекта «Чистое небо»: исторический центр планируют очистить от проводов, а кабели протянуть под землей.
Было (слева) и стало (справа).
Было.
Стало.
65 объектов наружного освещения и художественной подсветки уже подарено Петербургу, 5 будут сданы в ближайшее время. Это:
За счет светодиодов Невский стал ярче. И это сильно заметно, когда попадаешь на Дворцовую площадь. Она — следующий перспективный объект программы. Объект непростой. Концепция уже в работе, возможно, за основу возьмут подсветку площади Святого Петра в Риме: там на крышах размещены прожекторы, которые заливают всю площадь мягким светом. Не исключено, что Дворцовую осветят по-новому уже в 2021 — 2022 годах.
А пока внимание приковано к улицам, ведущим на видовые набережные Невы и к мостам. В процессе проект подсветки Троицкого моста: думаем, как соблюсти требования по освещенности проезжей части и одновременно сохранить красивейшие фонари с матовыми плафонами. Следующий тренд — подсветка малых мостов, их в городе рек и каналов около 300. Это не столь большие затраты, зато какой эффект! Можно даже поставить часть мостов на единое управление и продумать для них сценарии.
В перспективе и новое освещение Конногвардейского бульвара. Объект обещает быть сложным, ведь на его месте протекал Адмиралтейский канал, и под землей остались своды каменной трубы.
За счет программы удалось некоторые улицы сделать пешеходными (например, 1-ю Советскую, частично — набережную канала Грибоедова) и даже восстановить… историческую справедливость. Речь о примыкающих к Невскому улицах Рубинштейна, Марата, Пушкинской. Когда-то здесь были фонари высотой в 3,5 метра.
По современным нормам нельзя было восстанавливать их в таком виде, пришлось разработать новые опоры высотой 10 — 11 метров, но в историческом стиле. Для этого использовали архивные фото и гравюры.
Есть ряд улиц, где воссоздать фонари просто невозможно из-за узких тротуаров. Такая ситуация наблюдается с четной стороной набережной канала Грибоедова (от Невского до Спаса на Крови), где все еще сохраняется сеть наружного освещения на тросах.
Но, пожалуй, самый сложный объект — набережная реки Мойки. Хотелось бы заменить металлические фонари на фасадах на стилизованные светильники, но проектирование длится уже два года: нет единого мнения по поводу их облика.
Факты
— В рамках проекта мы обновили мощение уже более 40 объектов. Первыми в 2008 — 2009 годах стали Каменноостровский проспект и сквер Андрея Петрова. Затем работали на проспектах Чернышевского, Литейном и Владимирском, где прошли реконструкция и замена ворот и ограждений, а также на канале Грибоедова.
В 2012 — 2013 годах были в работе Конюшенная и Преображенская площади. В 2014 — 2015-м — улицы Рубинштейна, Итальянская, Садовая, Пушкинская. Следом работы охватили Лиговский проспект, Малую Морскую улицу, участок Вознесенского проспекта, а также Московский и Загородный проспекты.
За последние три года мы благоустроили Большую Морскую улицу, Кронверкскую набережную, пешеходную 1-ю Советскую улицу; замостили Суворовский и Лиговский проспекты, Миллионную улицу и тротуары Исаакиевского сквера.
Вечные ценности
В Ораниенбауме реставрируют уникальный исторический памятник — Китайский дворец
Восстановление ценного дворца Европы, выполненного в стиле рококо, завершится к 2025 году. Уже готовы 10 интерьеров, на подходе еще два зала.
Сначала дворец именовался Голландским домиком. Но в 1774 году появилось название Китайский дворец,
поскольку интерьер нескольких залов был декорирован в духе эстетики Китая.
О том, как идет реставрация, «Комсомолке» рассказала хранитель музея «Китайский дворец» Татьяна СЯСИНА.
— Каким был Китайский дворец на старте масштабной реставрации, начатой одиннадцать лет назад?
— Дворец пребывал в плачевном состоянии. Страдавший от повышенной влажности и сырости, протечек кровли и действия грунтовых вод, он всегда требовал реставрационного ухода. В послевоенные годы дворец пережил несколько ремонтов, но решить главную проблему повсеместной сырости и плесени тогда так и не удалось.
— Все залы Китайского дворца неповторимы как по архитектуре, так и по интерьеру. Наверняка работы в каждом из них требуют особых условий. В каком зале реставрация была самой проблемной, а где — полегче?
— Работы в Стеклярусном кабинете можно назвать не просто сложными — они уникальны! Три года трудились реставраторы. Главная трудность заключалась в обилии материалов в отделке кабинета, для каждого требовалась своя методика. А наименее сложной была реставрация Большой Антикамеры — пристройки, сделанной в XIX веке.
И где же всю эту красоту можно увидеть? Отвечаем: уникальный исторический комплекс «Китайский дворец» расположен в юго-западной части дворцово- паркового ансамбля «Ораниенбаум» (город Ломоносов).
— Какие предметы декора и интерьера дворца уже удалось отреставрировать?
— Были отреставрированы 12 знаменитых плафонов венецианской живописи XVIII века, неповторимые живописные полотна и настенные панно, уникальные паркеты XVIII и XIX веков в 13 залах, 14 стеклярусных панно, более 130 предметов мебели (в том числе знаменитые смальтовые столы), более 250 предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры.
В Штофной опочивальне на свои исторические места возвратились декоративные панно работы Келераи Фрикке, демонтированные еще в 50-е годы XX века. На основании сохранившегося шелка XIX века и иконографического мате- риала удалось воссоздать тканевое убранство интерьера. А вот в Гардеробной благодаря научным и реставрационным изысканиям установили первоначальный цвет отделки стен.
— Не секрет, что современные технологии активно используются в реставрационных работах во всем мире. А при восстановлении Китайского дворца они применялись?
— Самый яркий пример — создание во дворце уникальной системы температурно-влажностного режима. Благодаря ей возможно поддерживать постоянную температуру и влажность круглый год.
Реставрация идет уже больше десяти лет и продлится еще пять.
— И жителям, и гостям Санкт-Петербурга, безусловно, интересно и важно знать, какие залы уже открыты для посещений, а в каких пока продолжаются работы?
— На сегодняшний день взору посетителей представлены 10 из 17 интерьеров дворца. Завершена реставрация Штукатурного покоя, подходят к концу работы в Малом Китайском кабинете. То, что уже сделано, является результатом огромной работы целого творческого коллектива, состоящего из музейщиков, проектировщиков, архитекторов, реставраторов и сотрудников Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и культуры Санкт-Петербурга. Впереди сложнейшая реставрация половины Екатерины II. Благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром» здесь уже кипит работа. Сейчас идет монтаж настенного багета Малого Китайского кабинета, укрепление и реставрация деревянных наборных панно Большого Китайского кабинета. В рамках последней очереди реставрации будут открыты Малый и Большой Китайские кабинеты, Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины, а также помещение Малой Антикамеры.
— Можно ли назвать реставрацию Китайского дворца беспрецедентной для России, для мира?
— Китайский дворец сегодня — это результат колоссального труда, это, без прикрас, гордость России. Созданный трудами европейских и русских художников, искусно воплотивших идеи Екатерины II, он является единственным памятником в стиле рококо в нашей стране. А подлинность и сохранность уникального убранства делают его выдающимся и для всего мира.
Сказано
— Значимость Китайского дворца переоценить невозможно. Это памятник стиля рококо, подобных которому нет не только в России, но и в Европе. Это памятник аутентичный, не пострадавший в годы войны. Для меня Ораниенбаум — ансамбль, где бурно развивались… человеческие амбиции: Меншиков построил дворец лучше императорских, Петр III возвел крепость Петерштадт и Картинный дом, а Екатерина II настолько полюбила это место и этот стиль, что решила строить Собственную дачу здесь — великую, как она сама.
*ГМЗ — Государственный музей-заповедник.
Искусство
Сложнейшее полотно прошло через клей, прессы и руки трех высококлассных специалистов. Картина Михаила Нестерова «Святая Русь» 20 лет была невыездной из-за своего состояния: символическое для современной России произведение можно было увидеть лишь в залах Русского музея. Все изменилось весной 2019 года, когда знаковое и очень сложное полотно отправили на комплексную реставрацию, которая была проведена при поддержке компании Газпром.
— В нашей практике это первый случай, когда спонсор выделил деньги целенаправленно именно на реставрацию конкретного полотна, — рассказывает главный хранитель, заместитель директора Государственного Русского музея Ольга Бабина. — Средства, по сути, пошли на национальное достояние, которое будет доступно не только в нашем музее, но и за его пределами. Это новый опыт взаимодействия с бизнесом и пример другим спонсорам.
Назвать «Святую Русь» самой сложной в коллекции музея с точки зрения состояния нельзя: «у каждой картины, как и у каждого человека, свои болячки». Но в топ проблемных полотен она входит однозначно. Причина в технике, в которой ее выполнил автор.
— Картина писалась долго и многократно переписывалась, слои наносились друг на друга порой без какой-либо межслойной обработки. И со временем толстый слой краски начал расслаиваться, — объясняет ведущий художник-реставратор отдела реставрации масляной живописи Русского музея Наталья Романова. — Такая многослойная толстая живопись — мина замедленного действия: расслоение может возникнуть в любом месте в любой момент. А потому картина нуждалась в полной комплексной реставрации.
Вдохновение для создания картины художник Михаил Нестеров черпал во время поездки в Соловецкий монастырь в 1901 году.
«Святую Русь» сняли со стены, осторожно вынули из рамы и на особых тележках переместили в зал по соседству прямо на подрамнике. После тщательного исследования состояния полотна и укрепления самых поврежденных участков его перевернули. Поработав с обратной стороной холста и кромками, его перевернули обратно с помощью специально сооруженного для проекта стола-планшета. Началось самое интересное — склеивание всех слоев краски между собой осетровым клеем. Затем целую неделю картину выдерживали под прессами.
— При прессовании важен даже не столько вес, сколько ровность, чтобы картина оказалась между двумя абсолютно гладкими поверхностями, — добавляет Романова. — Мы использовали шлифованный керамогранит, который прокладывали фланелью и фильтровальной бумагой. За все время реставрации картину переворачивали, проклеивали и прессовали несколько раз. Также специалисты очистили живопись от загрязнений и пожелтевшего лака, который искажал цвет.
Заполнив картину крошечными заплатками, ее покрыли защитным лаком. Завершилось «разминирование» спустя полгода, 8 октября 2019-го. Ближайшие десятилетия столь масштабная реставрация полотну точно не понадобится. Первая поездка «Святой Руси» намечена в Кемерово, где организуют выставку одной картины.
Справка «КП»
Замысел картины «Святая Русь» пришел Михаилу Нестерову в конце 1890-х годов. Работа над полотном размерами 2,33 на 3,75 метра длилась шесть лет, за это время автор не раз менял композицию и переписывал целые фрагменты. Впервые «Святая Русь» предстала перед публикой в 1907 году в Петербурге и сразу же попала в Музей Императорской Академии художеств, а в 1909-м картина завоевала золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене. С 1921-го работа хранится в Русском музее.
Реставрация
В Екатерининском дворце уже восстановили уникальный Лионский зал и готовят к открытию личные покои императрицы
— Мы до сих пор залечиваем раны, нанесенные войной: разрушенный Царскосельский дворцово-парковый ансамбль начали восстанавливать гораздо позже, чем другие пригородные жемчужины, — начинает свой рассказ директор государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова. — В последние годы этот процесс удалось ускорить благодаря поддержке меценатов. А в нынешний непростой период их помощь поистине бесценна. Поддержка ПАО «Газпром» помогла совершить Царскому Селу настоящий реставрационный прорыв: под свое крыло компания взяла восстановление уникального Лионского зала, церкви Воскресения Христова и Зубовского флигеля. В результате спустя 74 года после окончания Великой Отечественной в экспозицию вернули всю парадную анфиладу Екатерининского дворца. И на этом работы не заканчиваются.
Церковь Воскресения Христова создали по проекту Растрелли и освятили в 1756 году в присутствии Елизаветы Петровны. Храм поражал роскошным убранством: лазурные стены, золоченая резьба иконостаса, десятки фигур ангелов, три монументальных живописных плафона и 144 иконы. Здесь венчали членов Императорской семьи и крестили Николая I и Николая II. В Великую Отечественную войну храм был разграблен и разрушен, но устоял. Уже в 1950-х церковь приобрела экспозиционный вид.
Ставку в первой за полтора века реставрации уникального храма сделали на максимальное сохранение подлинной отделки. На все работы 350 специалистам — позолотчикам, лепщикам, резчикам, живописцам — потребовалось четыре года. Более двух с половиной лет потратили только на реставрацию 100 квадратных метров живописи центрального плафона.
— Сотня позолотчиков возвращала роскошь и блеск фигурам ангелов и цветочным гирляндам, — подчеркивает директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов. — При Елизавете Петровне стены украшала деревянная золоченая резьба, но после пожара 1820 года ее частично заменили орнаментом и скульптурой из папье-маше. При работе с папье-маше реставраторы находили внутри спрятанные записки с именами мастериц XIX века. Так до наших дней дошли имена Акулины Никифоровой и Параскевы Максимовой.
Отдельного внимания потребовали стены цвета берлинской лазури: краска была нанесена на ткань «золотой бутон», до наших дней дошло только 60 процентов холста.
— Когда мы приступаем к реставрации какого- то объекта, словно звезды сходятся особым образом: к нам возвращаются вещи, мы даже находим «клады», — признается заместитель директора по научной работе Ираида Ботт.
— Во время реставрации в алтарной части обнаружили аккуратно сложенные детали золоченого декора — 182 фрагмента! Из 54 фрагментов собрали одну створку Царских врат. Из 114 икон, некогда наполнявших храм, сохранились лишь четыре. Чтобы восстановить иконостас, написали более 40 икон. В апреле 2019-го церковь открылась, одним из первых ее посетил Владимир Путин. Но иконописцы продолжают трудиться: в этом году они приступили к написанию еще 65 икон, которые расположат на стенах.
Лионский зал — один из лучших интерьеров архитектора Чарльза Камерона, созданный в 1781 — 1783 годах и по роскоши не уступающий Янтарной комнате. Входил в число личных апартаментов Екатерины II. Название получил благодаря отделке стен золотым шелком, изготовленным в Лионе. Стены и мебель были украшены лазуритом (на это ушло полторы тонны камня), а в декоре дверей и паркета использовали 12 сортов дерева и перламутр. В годы Великой Отечественной войны предметы интерьера эвакуировали вглубь страны, а вот декоративная отделка была уничтожена, паркет вывезен в Берлин (возвратился в Царское Село в 1947 году).
Первый шаг к возрождению Лионского зала сделали в 2005 году. Специалисты ориентировались на 25 предметов мебели, украшенной лазуритом и шелком цвета «золотой бутон», живописные полотна, а также описи, документы и фотографии.
— Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной, золотистый шелк сменил малиновый с цветочными гирляндами. В 1866 году стены вновь обили желтым шелком, теперь это была ткань «золотой бутон». Именно в таком виде Лионский зал в 1878 году запечатлел на акварели Луиджи Премацци. В Екатерининском дворце нет другого такого интерьера, который после существенных изменений и переделок стал одной из самых необычных петербургских гостиных второй половины XIX века, — объясняет Ираида Ботт. — Мы решили восстановить Лионский зал именно таким, каким он был в те годы. Соглашение о восстановлении Лионского зала между Царским Селом и меценатами подписали весной 2018 года. Выделенные средства были направлены на восстановление живописного плафона, лазуритовых панелей, басонных изделий и аграмантов, раскрой, пошив, монтаж обивки стен и оконных драпировок, реставрацию кресел. Любопытна история с изготовлением 320 метров шелка для портьер, обивки стен и мебели. В Лионе отыскали архивы ткацкой мануфактуры Prelle, которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. Именно ей доверили ткать «золотой бутон» при финансовой поддержке партнера ПАО «Газпром» — энергетической компании ENGIE. А вот с лазуритом и живописью работали отечественные специалисты. 5 июня 2019 года Лионский зал был открыт. Но работы будут продолжаться до конца 2020 года: зал в ожидании лазуритовых оконных порталов, мраморных каминов и паркета.
Это личные апартаменты Екатерины II — включают восемь интерьеров, созданных Камероном и Кваренги: Синий (Табакерка), Зеркальный и Серебряный кабинеты, Опочивальня, Купольный и Китайский залы, Туалетная и Рафаэлевская комнаты. Залы были отделаны цветным стеклом и фаянсом, золоченой бронзой и серебром, живописью и китайскими лаками. Убранство флигеля было полностью утрачено в войну.
Реставрация Зубовского флигеля стартовала осенью 2019 года.
— Воссоздание этих комнат — задача невероятной сложности: по крупицам собираем все, что может помочь, — поясняет Ираида Ботт. — В нашем собрании хранятся исторические акварели, коллекция автохромов, фотографии довоенного времени, элементы отделки комнат. Сохранились и вещи Екатерины II, после возрождения интерьеров они вернутся на свои исторические места. Работа кипит уже в пяти интерьерах, на остальные три интерьера разрабатывают документацию.
— Увы, старинные технологии утрачены, — добавляет заместитель директора по реставрации Наталья Кудрявцева. — Пришлось пойти по пути эксперимента и сначала отрабатывать методы воссоздания декора в мастерской. В ближайшее время возобновим прерванные пандемией переговоры с Китаем по подбору аналогов панно для Китайского зала. Найдено производство керамического декора для интерьера Зеркального зала и производитель «сложного» стекла для Опочивальни и Табакерки. Все восемь интерьеров планируют восстановить к 2024 году.
Тексты: Анна ПОСЛЯНОВА («КП»-Санкт-Петербург»), Александр АБРАМОВ,
Галина ЛЕСУНОВА.
Фото: Олег ЗОЛОТО («КП»-Санкт-Петербург»).
Дизайн и верстка: Мария ЗАРБАЛИЕВА.