25.06.2022

Даже Кокорин хочет купить себе клуб. Что такое медиафутбол, который задвигает на второй план «Спартак» с «Зенитом»

Футбольное реалити-шоу захватывает всю Россию

На матчи «Амкала» болельщики ходят с удовольствием, но еще больше людей следят за командой в Youtube. Фото: «Амкал»
На матчи «Амкала» болельщики ходят с удовольствием, но еще больше людей следят за командой в Youtube. Фото: «Амкал»

В России набирает популярность новое явление – медиафутбол. Люди создают свои любительские команды и лиги, и делают из них что-то наподобие реалити-шоу. Все что можно показать – показывается. Никаких запретов. Драки на футбольном поле, разборки в раздевалках, спорные судейские решения – все это снимается немедленно, и выкладывается в Youtube.

Там счетчики наматывают миллионы просмотров. И вот уже спонсоры, среди которых немало букмекерских компаний, выстраиваются в очередь с контрактами. И вот уже в любительских командах выступают бывшие профессиональные футболисты с именами. Такие как Дмитрий Тарасов, например, — бывший муж Ольги Бузовой, сыгравший за сборную России аж 8 матчей. И вот уже топ-клубы типа «Динамо» проводят встречи с любителями из «Амкала» и берут к себе в команду Александра Овечкина. А посмотреть на все это на трибунах в Петровском парке собираются 15 тысяч зрителей во главе с Филипом Киркоровым. И вот уже известные игроки большого футбола Георгий Джикия, Александр Соболев и Александр Кокорин думают над тем, чтобы открыть свои собственные команды в медиафутболе.

То есть с футболом происходит то, что ранее произошло со СМИ и журналистикой. Рядом с большими газетами, интернет-порталами и ТВ-каналами появились блогеры, ютуберы, телеграмы, и отъели немалую часть рекламного рынка. Но могут ли любительские футбольные команды потеснить топ-клубы типа «Зенита», «Спартака» и «Динамо» или вообще заменить их?

«КП Спорт» — о том, что такое медиафутбол. И почему он стал так популярен в России.

Привет папе. Почему Овечкин играет за футбольное «Динамо» под номером 3 Привет папе. Почему Овечкин играет за футбольное «Динамо» под номером 3

«Ты че, травишь, #####»

Медиафутбол так и называется, потому что здесь все подчинено законами реалити-шоу.

5-й тур Медийной Футбольной Лиги. Матч ФК «Broke boys» х ФК «На спорте», 11-я минута матча. Главный судья матча Дмитрий Жилинский останавливает игру и подходит к футболисту «Броуков» Павлу Лелюхину: «Я даю тебе желтую карточку, потому что ты прыгаешь. Это не подкат. Я 25 лет в футболе, и могу отличить подкат от прыжка».

Где-то рядом с этим диалогом находится Дмитрий Тарасов — экс-футболист «Локомотива», сборной России, а сейчас — игрок «На спорте». Тарасов настоятельно просит судью обратить внимание на его голень. Там две красные точки от того самого прыжка — требует красную: «У тебя же есть ВАР. Посмотри»!

ВАР действительно есть. Это маленький квадратный экран под импровизированным шатром — комментаторской ложей. По телеку показывают трансляцию для видеохостинга. За ним сидят комментаторы матча: Дмитрий Шнякин с «Матч ТВ» и Наиль Умяров — действующий опорник «Спартака».

Умяров уступает место Жилинскому на деревянной скамейке у экрана. А судья, надев наушники, просматривает спорный эпизод, комментируя свои размышления: «Мне больше не нужно повторов. Спасибо. Это красная карточка».

Жилинский меняет желтую на красную, а на бровке, где стоит толпа толи членов команд, толи приближенных зрителей, начинается революция: «Ты хочешь красную показать? Ты че, травишь, #####. Он ногу поджал», — орет один из «Броуков» на судью.

В это время президент «Броуков» Дмитрий Егоров кидает в судью фальшивые купюры. Райзен — тренер — прыгает и во всю глотку матерится на футболистов «На спорте». Репер  T-killah, который тоже бегает за «На спорте», пытается успокоить кого-то из фанатов.

Все это снимается на камеру, микрофоны повсюду. Десятки людей на поле в окружении операторов. Это вам не зажравшиеся футболисты-миллионеры, отгородившиеся от фанатов за высокими заборами клубных баз и секюрити пятизвездочных отелей.

«Амкал» не участвует в медиалиге, а предпочитает гастролировать по всей стране. Фото: «Амкал»

Футбольное реалити

Это и есть законы реалити-шоу. Все тот же зеленый газон, мяч, две команды. Только в медийном футболе играют не футболисты, а блогеры, актеры, музыканты… На худой конец, футболисты, которые уже закончили свою профессиональную спортивную карьеру.

И первое правило медиафутбола звучит так:

Главное — не сам футбол и матчи. Главное то, что происходит вокруг футбола.

Каждая команда имеет свои платформы и снимает свой контент. Дмитрий Егоров, например, облюбовал Телеграм, где ссорится сейчас с комментатором Шнякиным. T-killah в соцсетях собирает деньги на спор. Ну, и съемки тренировок, конечно.

Второе правило медиафутбола почти повторяет первое:

Абсолютно все должно быть подчинено просмотрам!

Все, что позволяет набрать интернет-трафик, идет в дело. Игроки ведут себя не как типичные футболисты. Необходимо чтобы было больше шума, разговоров и одиозности. Плюс, у каждого игрока должна быть своя база подписчиков. Так проще раскрутиться и привлечь в команду новую аудиторию. Так что самые успешные в этом новом футбольном бизнесе те, кто уже имеет «стартовый капитал» подписчиков — популярные блогеры, журналисты, геймеры. У них своя аудитория, которая и составляет фан-базу медиафутбольных клубов.

Еще более верный способ — скандалы. Выяснение отношений между соперниками иногда обсуждается больше и охотнее, чем 90 минут игры. Все по правилам реалити. Личные противостояния переносятся на поле, обсуждаются в соцсетях, снимаются на камеру. Иначе в этом нет никакого смысла.

Амкал
В игре вратарь «Амкала» Александр Маменко, который раньше выступал за «Спартак-2». Фото: «Амкал»

«Жесткие тусовки с футболом не очень совместимы»

Наверное, самый популярный медийный футбольный клуб страны — «Амкал», созданный блогером Германом «Эль Классико». «Амкал», кстати, не играет в Медийной футбольной лиге, зато катается по стране и собирает тысячи людей на трибунах. Еще больше — у экранов.

«КП Спорт» пообщался с 22-летним голкипером «Амкала» Александром Маменко и узнал о том:

  • Как зарабатывают блогеры-футболисты
  • Почему на их матчи собираются толпы фанатов
  • Насколько отличается их жизнь от графика профессионального футболиста
  • И почему «Амкала» нет в Медийной футбольной лиге

— Ты серьезно занимался футболом, был в «Спартаке-2». Оцени уровень медийного футбола, тебе же есть с чем сравнивать. На что это похоже?

— Я после «Спартака-2» года три был в профессиональных лигах. Проходил просмотр в «Амкаре», например. И, конечно, уровень кардинально отличается.

— Тогда почему у блогерских команд такая большая фан-база, если уровень не очень?

— Мы максимально открыты. С каждым болельщиком, который хочет с нами пообщаться, мы пообщаемся. Делаем с ними совместные активности. Билеты на наши матчи либо бесплатные, либо стоят символические 300 рублей.

— Вы же снимаете все: и тренировочный процесс, и какие-то кулуарные истории. Ты не терялся перед камерами?

— Очень сильно терялся, боялся камер, не знал, как себя вести. Но в какой-то момент я поехал к Жеке Спирякову (тоже вратарь «Амкала» — прим. «КП Спорт») на съемку и сам себе вопрос задал: «Почему я стесняюсь, если всем только и нужно, чтобы я был собой»? Помню, на той съемке я отлично себя чувствовал. Давления стало меньше.

— А есть такое, что пацаны играют на камеру?

— Кто-то играет, но у нас таких нет. Мне кажется, весь прикол в том, чтобы оставаться собой, а не пытаться что-то исполнить.

— Вы не пошли в медийную футбольную лигу как раз из-за того, что в «Амкале» не любят показушно играть на камеру?

— Сейчас МФЛ — это какая-то грязюка. Там очень много шоу-бизнеса и наигранных конфликтов. Конечно, нам это чуждо, и наблюдать за этим неприятно. Но изначально этого не было прописано, мы об этом не знали. Так что причина, конечно, не в этом. На всех пресс-конференциях Герман правильно говорил, что пока «Амкал» даст больше МФЛ, чем лига «Амкалу».

Александр Овечкин смог исполнить свою мечту и сыграть футбольное «Динамо», да еще и забил «Амкалу». Фото: ФК «Динамо

— Грязюка, шоу-бизнес… То есть, Медийная лига — это реалити-шоу?

— Ну, да. Мне кажется, там даже есть постановочные конфликты. Это самое настоящее реалити-шоу.

— Футболисту интересно играть против актеров, музыкантов и блогеров?

— Если так рассуждать, то нет. Мы играли в Нижнем и Саранске против непрофессиональных футболистов. Было неинтересно, иногда даже не хотелось выходить. На таких шикарных стадионах, как в Нижнем, было бы интереснее сыграть против молодежки «Нижнего Новгорода». У них, наверное, больше футбольного понимания.

— В Нижнем Новгороде было много народу на трибунах, кстати.

— В Нижнем еще мало. Вот в Казахстане было много народу. Я в шоке был. Это и есть футбол, на самом деле. Люди хотят стать футболистами ради такого, чтобы приходило как можно больше народу. В Казахстане было 11,5 тысяч болельщиков. 

— График профессионального футболиста, все примерно понимают. Расскажи, как живет футболист медийного футбола?

— Примерно также, как профессионал. У меня каждый день тренировки. Если не с командой, то один в зале. С тренером вратарей дополнительно. Я же еще не закончил. Летом, дай Бог, перейду в профессиональный клуб. Уже есть несколько вариантов.

— Есть в команде люди, которые откровенно «забивают» на режим?

— Почти все. Многие ходят пить, к сожалению. До режима нет никому дела.

— Они не расстроятся, если мы вставим это в интервью?

— Увы, это не секрет. Я хотел написать об этом пост, кстати. О том, что зря мы все это выкладываем. Нас же дети смотрят. Жесткие тусовки с футболом не очень совместимы. Тем более, не нужно это показывать.

— На что существует медийный футбольный клуб?

— «На Спорте», насколько я знаю, начинал финансировать один конкретный человек. Почти везде сначала идет индивидуальное спонсорство, а потом это перерастает в финансирование от каких-то компаний.

— Футболисты тоже чувствуют к себе интерес со стороны спонсоров?

— Безусловно. У нас почти у всех есть рекламные контракты с теми же букмекерами. Одна компания спонсирует весь клуб. Помимо этого много разных рекламных штук прилетает. Это помогает как-то жить. Особенно людям, которые кроме футбола ничего не умеют в жизни.

— Команда что-то платит?

— У нас только премиальные. В основном зарабатываем на рекламных контрактах.

Игрок «Броук Бойз» Георгий Тигиев и спартаковец Антон Зиньковский на матче медиалиги. Фото: «Броуки»

Пресс-конференции в медиафутболе превращаются в «Пусть говорят»

Контента должно быть много — это обязательное условие, чтобы держать публику и подогревать ее интерес не столько к футболу, сколько к отношениям внутри команды или лиги. Пресс-конференции — любимый жанр, на котором в любой момент можно закрутить новый сюжет или развернуть конфликт.

Если в профессиональном футболе тренеры и игроки стараются не раскрывать всех карт и не выносить внутренние разборки на показ, то в блогерском футболе все иначе. Здесь чем ярче ты на микрофоне, тем круче.

Пресс-конференция с разбором 6-го тура МФЛ, например, суммарно идет больше трех часов. А темы все те же, что и в большом футболе: судьи, текущая форма, разбор полетов после матча. Тоже самое, если умножить раскрепощенность на три. И у микрофонов известные не только в медиафутболе люди. Такие, например, как комментатор «Матч ТВ» Дмитрий Шнякин.

Перепалки идут постоянно. И все конфликты обязательно вносятся на публику. Закрытость – главный грех в медиафутболе.

Шнякин: Пацаны, у меня вопрос по поводу «Броук дома»…
Райзен: Да все, с «Броук домом» закончено. У нас была пресс-конференция и мы сказали уже ребятам, что с этими историями закончено.
Шнякин: Где вы сказали?
Райзен: Перед матчем на «Rutube».
Шнякин: Хорошо, здесь расскажите.
Райзен: А что нам об этом говорить? Это внутри команды.
Шнякин: ######, медийный футбол внутри команды. Ну, давай сейчас будем превращаться в РПЛ. Вы сейчас прямо в ФК «Уфа» превратитесь…

В медиафутболе есть все, в том числе и веселые плакаты. Фото: «Амкал»

Клубы медийного футбола популярнее топов РПЛ?

Конец футбольного сезона в профессиональном футболе — время подводить итоги. И они для клубов РПЛ неутешительные. По крайней мере, в медийной сфере. В начале июня расклад по подписчикам в самых популярных соцсетях был в пользу блогерских команд.

Для сравнения берем три наиболее популярные площадки: YouTube, Телеграм и Instagram (запрещенная в России социальная сеть). Если суммировать подписчиков в этих социальных сетях, то в топ-5 окажутся лишь два профессиональных клуба.

  1. «2DROTS» — 3 479 836 подписчиков
  2. «Амкал» — 3 267 370 подписчиков
  3. «Сахалинец» — 2 193 949 подписчиков
  4. «Зенит» — 1 374 035 подписчиков
  5. «Спартак» — 965 399 подписчиков

Тут, конечно, нужно пояснить, что «Спартак» и «Зенит» играют не на своей территории. Их аудитория – на стадионах и у экранов ТВ во время трансляций. То есть профессиональные клубы берут качеством футбола, как зрелища. А вот медийные команды живут в YouTube, им и питаются.

Но топ-клубы – это игрушка больших корпораций и миллиардеров. А медиафутбол зарабатывает популярность и деньги для не таких уж больших инвесторов. Но многие вещи из него все равно просачиваются в большой футбол, и не всегда его делают лучше. Например, выступления супруги владельца «Спартака» Заремы Салиховой в интернете – это типичный трешток из медиафутбола. Знаменитые кадры из зенитовской раздевалки, где Дзюба и Азмун имитировали половой акт – это тоже элемент из медиафутбола, где нет секретов и показывается все, что скрыто.

Профессиональных футболистов, конечно, критикуют за излишнюю закрытость. Но страшно представить, что было бы, если бы игроки «Спартака» или «Зенита» тренировались с камерами в руках.

КП КП
Реклама