ЦСКА становится строже. Это модно
Фан-шоп ПФК ЦСКА поменял ассортимент
Конечно, за три десятка лет, которые прошли после того, как наши клубы задумались об атрибутике, целая жизнь пролетела. Дешевые футболки и убогие кепки канули куда и надо кануть, и теперь, при желании, в фирменных футбольных магазинах можно потратить приличные деньги. Есть, конечно, «но».
Игровая форма, при всей своей красоте, на взрослых (порой, чего греха таить, пузатых) людях смотрится в обычной жизни довольно смешно. Ну в день матча на стадионе, да, нормально. Ну на отдыхе может быть. Но просто так же не походишь в форме с чужой фамилией на спине. И это одна их причин, по которой наши клубы на мерче зарабатывают мало, а то и вовсе не зарабатывают.
Пример самых успешных фан-шопов показывают испанские «Реал» (Мадрид) и «Барселона». Вот где бизнес. Но там львиную долю выручки делают туристы, которые и на футбол-то чаще всего не ходят. И, конечно, ассортимент у них самый разнообразный.
Но и наши, надо сказать, сильно продвинулись в деле разнообразия товаров. Очень приличные магазины у «Зенита», «Динамо», «Спартака», «Локомотива», ЦСКА … Армейцы на днях представили обновленную линейку своего мерча. Ассортимент магазина на стадионе «ВЭБ-Арена» обновляется и к зиме его обещают полностью переосмыслить.
Мы побывали на презентации и отметили основные тенденции — куда движется индустрия сувенирной продукции футбольных клубов.
- 1. Меньше навязчивости. Эмблема клуба, его символы и слоганы не доминируют на одежде. Не бросаются в глаза, их порой даже сложно сразу заметить.
- 2. Спокойные цвета. Яркие и насыщенные цвета, свойственные фанатской атрибутике во всем мире отступают на второй план. Как и в обычной молодежной одежде в новом мерче ЦСКА расцветка приглушенная. Надо сказать, что так смотрится и правда лучше.
- 3. Явный ориентир на женскую аудиторию. Футболки, свитера, поло, толстовки небольших размеров. Собственно тут все понятно — задача повысить уровень продаж у девушек. Заодно и фан-базу расширить.
- 4. Одежда на каждый день. Новая продукция явно предназначена не только для стадиона. От обычного ассортимента молодежных магазинов они отличается, пожалуй, только наличием клубной символики.
Эксперимент ЦСКА не кажется смелым, у такой продукции, конечно, найдется покупатель. Но, помня об ассортименте магазинов крупных европейских клубов, хочется посоветовать не отказываться от классического футбольного китча — игровых футболок и ярких шарфов. Если на трибунах все будут просто стильными — это все-таки скучно.