28.07.2025

ЦСКА становится строже. Это модно

Фан-шоп ПФК ЦСКА поменял ассортимент

ЦСКА представил обновленную линейку своего мерча. Фото: ПФК ЦСКА
ЦСКА представил обновленную линейку своего мерча. Фото: ПФК ЦСКА

Конечно, за три десятка лет, которые прошли после того, как наши клубы задумались об атрибутике, целая жизнь пролетела. Дешевые футболки и убогие кепки канули куда и надо кануть, и теперь, при желании, в фирменных футбольных магазинах можно потратить приличные деньги. Есть, конечно, «но».

Игровая форма, при всей своей красоте, на взрослых (порой, чего греха таить, пузатых) людях смотрится в обычной жизни довольно смешно. Ну в день матча на стадионе, да, нормально. Ну на отдыхе может быть. Но просто так же не походишь в форме с чужой фамилией на спине. И это одна их причин, по которой наши клубы на мерче зарабатывают мало, а то и вовсе не зарабатывают.

Болельщики ЦСКА верят в команду. Фото: Соцсети ЦСКА

Пример самых успешных фан-шопов показывают испанские «Реал» (Мадрид) и «Барселона». Вот где бизнес. Но там львиную долю выручки делают туристы, которые и на футбол-то чаще всего не ходят. И, конечно, ассортимент у них самый разнообразный.

Но и наши, надо сказать, сильно продвинулись в деле разнообразия товаров. Очень приличные магазины у «Зенита», «Динамо», «Спартака», «Локомотива», ЦСКА … Армейцы на днях представили обновленную линейку своего мерча. Ассортимент магазина на стадионе «ВЭБ-Арена» обновляется и к зиме его обещают полностью переосмыслить.

Мы побывали на презентации и отметили основные тенденции — куда движется индустрия сувенирной продукции футбольных клубов.

  • 1. Меньше навязчивости. Эмблема клуба, его символы и слоганы не доминируют на одежде. Не бросаются в глаза, их порой даже сложно сразу заметить.
  • 2. Спокойные цвета. Яркие и насыщенные цвета, свойственные фанатской атрибутике во всем мире отступают на второй план. Как и в обычной молодежной одежде в новом мерче ЦСКА расцветка приглушенная. Надо сказать, что так смотрится и правда лучше.
  • 3. Явный ориентир на женскую аудиторию. Футболки, свитера, поло, толстовки небольших размеров. Собственно тут все понятно — задача повысить уровень продаж у девушек. Заодно и фан-базу расширить.
  • 4. Одежда на каждый день. Новая продукция явно предназначена не только для стадиона. От обычного ассортимента молодежных магазинов они отличается, пожалуй, только наличием клубной символики.
ЦСКА под руководством Фабио Челестини выиграл Суперкубок России. Фото: Соцсети ПФК ЦСКА

Эксперимент ЦСКА не кажется смелым, у такой продукции, конечно, найдется покупатель. Но, помня об ассортименте магазинов крупных европейских клубов, хочется посоветовать не отказываться от классического футбольного китча — игровых футболок и ярких шарфов. Если на трибунах все будут просто стильными — это все-таки скучно.

КП КП
Джентельмен года