Автокатастрофа унесла жизнь Винса Зампеллы — создателя Call of Duty. Игра родилась из мести корпорации EA после увольнения
Создатель шутера Call of Duty Винс Зампелла погиб в автокатастрофе
22 декабря 2025 года игровая индустрия потеряла одного из своих пионеров – Винс Зампелла погиб в автокатастрофе на шоссе Angeles Crest в Лос-Анджелесе, ему было всего 55 лет. Эта трагедия шокировала фанатов киберспорта и компьютерных игр по всему миру, ведь Зампелла, известный как сооснователь студий Infinity Ward и Respawn Entertainment, стоял у истоков таких хитов, как Call of Duty, Titanfall и Apex Legends. О гибели Винса Зампеллы писал KP.RU, публикуя видео с моментом ДТП.
История создания франшизы Call of Duty – это не просто технический процесс, а настоящая драма с элементами мести, корпоративных интриг и творческого гения. «Единственная причина существования Call of Duty — это то, что EA были ***», – прямо заявил Зампелла в интервью GQ в октябре 2025 года, подытожив причины, которые привели к рождению одной из самых прибыльных серий в истории видеоигр.
От конфликта с Electronic Arts (EA) после игры Medal of Honor до партнерства со студией Activision – это путь, который изменил жанр шутеров от первого лица.
Предыстория: Триумф Medal of Honor и предательство EA – почему Винс Зампелла ушел из 2015 Inc.
Карьера Винса Зампеллы в игровой индустрии началась в конце 1990-х, когда он присоединился к небольшой студии 2015 Inc. в Оклахоме. В 2000 году Зампелла представил идею шутера, вдохновленного фильмом «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга – голливудского режиссера, который лично курировал франшизу Medal of Honor (MoH). Спилберг, впечатленный успехом GoldenEye 007, хотел аутентичный симулятор Второй мировой войны. Результатом стал Medal of Honor: Allied Assault (2002), где Зампелла выступил ведущим дизайнером. Игра стала прорывом: за 10 месяцев продано более миллиона копий, она установила стандарты кинематографического геймплея, динамичных миссий вроде высадки в Нормандии и мультиплеера.
Но успех обернулся разочарованием. EA, издатель MoH, решила забрать франшизу внутрь компании, передав разработку своей внутренней студии. Команда 2015 Inc., включая Зампеллу, Джейсона Уэста и Гранта Коллиера, осталась без оплаты своей работы – бонусов за достигнутые этапы разработки. «Мы выполнили всю работу, но денег не увидели, и студия оказалась на грани», – вспоминал художник Infinity Ward Джастин Томас. EA пыталась заставить команду перейти в штат сотрудников, но разработчики отказались от потери независимости. «Они пытались нас принудить силой«, – говорил Зампелла в подкасте IGN Unfiltered в 2016 году. Это был как типичный корпоративный захват: EA видела в MoH золотую жилу, но не хотела делиться с внешними подрядчиками.
Конфликт разгорелся на фоне кризиса в 2015 Inc.: массовые увольнения, финансовые трудности. Винс Зампелла и его партнеры решили уйти, чтобы основать собственную студию. Без контрактов и средств они рисковали всем, но это стало катализатором для создания серии игр Call of Duty.
Основание Infinity Ward: Как Винс Зампелла нашел партнера в Activision и создал «убийцу» Medal of Honor
В 2002 году Винс Зампелла, Джейсон Уэст и Грант Коллиер основали Infinity Ward, забрав с собой ключевых специалистов из 2015 Inc. Изначально велись переговоры с EA о сиквеле MoH, но разрыв стал неизбежным. В отчаянии команда обратилась к Activision, которая недавно приобрела 2015 Inc. и увидела потенциал в «бунтарях». Activision предоставила 3 миллиона долларов за опцию выкупа 30% студии, позволив работать над новым проектом.
Задача от Activision была четкой: создать «Убийцу игры Medal of Honor«. EA доминировала в WWII-шутерах (шутеры-симуляторы Второй мировой войны), и Activision хотела отобрать рынок. Зампелла позже подтвердил: «Call of Duty был создан как ‘да пошли вы все’ со своим Medal of Honor«. Команда взяла лучшее из MoH – кинематографичность от Спилберга, реализм миссий – но добавила инновации: кооперативный режим, улучшенный ИИ, кампании с перспективами играть за несколькие стороны конфликта.
Разработка велась на движке id Tech 3 с акцентом на ПК-версию. Бюджет был скромным, но энтузиазм команды компенсировал все. «Мы хотели доказать, что способны на большее», – подытоживал Зампелла. Это был акт мести.
Разработка и релиз Call of Duty: Как Винс Зампелла превратил обиду в миллиардный хит
Call of Duty вышла 29 октября 2003 года и сразу превзошла MoH: Rising Sun от EA, продав 4,5 миллиона копий к 2013 году. Игра переносила игроков в Сталинград, Нормандию и Лондонский блиц, с миссиями от американцев, британцев и советов. Мультиплеер ввел классы персонажей, став основой для киберспорта в шутерах. Критики отмечали «голливудский размах», а продажи взлетели.
Успех продолжился: CoD 2 (2005) на новом IW Engine, затем прорыв – Call of Duty 4: Modern Warfare (2007) с современным сеттингом. Но корни всего – в конфликте с EA. «Мы пошли к Activision, и Call of Duty стал нашим ответом«, – вспоминал Зампелла. Франшиза заработала миллиарды, «убив» MoH, которая угасла к 2012 году. В киберспорте CoD стала основой турниров, привлекая миллионы зрителей.
Наследие Винса Зампеллы: От Call of Duty к Battlefield 6 и Apex Legends
Зампелла не остановился на CoD. После увольнения из Infinity Ward в 2010 году (был суд с Activision за бонусы) он основал Respawn и вернулся в EA, создав игры Titanfall и Apex Legends. Там же он возглавил разработку Battlefield 6 в 2025 году. Ирония судьбы: был конфликт с EA, но потом судьба привела его к возвращению в эту компанию. Его история учит: обида может породить шедевр. Ведь уже было продано более 500 миллионов копий Call of Duty, и это определило индустрию компьютерных игр и киберспорта.