Японцы не боятся российского флага: почему в Токио-2020 к нашим спортсменам относятся лучше, чем в Пхенчхане-2018

Винер отреагировала на решение МОК отстранить ОКР. Фото: ОКР

До старта Олимпиады в Токио остается меньше двух дней, и большинство российских спортсменов, которые будут участвовать в соревнованиях, уже прилетели в Японию. Как и три года назад на Играх в Пхенчхане, они лишены национального флага и гимна. Но на этот раз совсем не чувствуют себя изгоями. Корреспондент «КП Спорт» Иван Ильин – о том, что происходит на Играх-2020.

Российскому флагу – да

Когда Россию перед зимней Олимпиадой в Пхенчхане-2018 лишили флага и гимна, на Играх действовали очень жесткие законы. Спортсмены рассказывали, как строго организаторы следили, чтобы не просочилось на Олимпиаду хоть чуть-чуть российской символики. Бело-сине-красные цвета были как чумные, от них шарахались, и даже запрещали красить ногти в таком сочетании. А уж петь гимн и вовсе считалось преступлением. И все ходили в странной серой форме без опознавательных знаков.

Все опасались, что в Токио-2020 будет так же, и Олимпийские игры опять превратятся в партизанскую войну. Но здесь, как выяснилось, действуют другие законы. В том числе и по поводу российской символики. Например, в некоторых отелях столицы Японии был обнаружен наш триколор, который спокойно вывешен наряду с флагами других государств, чьи граждане остановились в этом здании.

Наиболее внимательные коллеги даже обратились в МОК за разъяснениями. И услышали, что никаких проблем в этом нет. Решение CAS распространяется только на олимпийские объекты, а гостиницы к ним, естественно, не относятся. Отельеры могут вывешивать те флаги, которые считают нужными. По особому режиму живут только в олимпийской деревне и на тех аренах, где соревнуются и тренируются спортсмены. Здесь за тем, кто во что одет, и какой флаг повесил на балконе, следят очень строго и волонтеры, и службы безопасности, и видеокамеры, установленные повсюду.

Станислав Поздняков, президент ОКР и его дочь София Позднякова, фехтовальщица сборной России. Фото: Телеграм ОКР

Почему в Токио все мягче, чем в Пхенчхане?

Спортивный арбитражный суд запретил использовать на двух ближайших Олимпиадах российскую государственную символику – флаг, герб и гимн. Но знак равенства с Играми в Южной Корее в феврале 2018-го ставить нельзя ни в коем случае. Тогда под запрет попал еще и Олимпийский комитет России, поэтому мы видели людей в странной серой форме. Выступали они в статусе «Олимпийские атлеты из России» или OAR, под флагом МОК.

В Токио ситуация принципиально другая. Официально наша команда называется Команда ОКР или ROC Team, если по-английски. Слова «Россия» и «российский» использовать нельзя, а вот аббревиатуру – можно. Главной эмблемой для наших спортсменов стал флаг ОКР, где есть белый, синий и красный цвета, но не в таком виде и количестве, как на государственном флаге. К слову, с такой же символикой выходили на лед российские хоккеисты на последнем чемпионате мира в Латвии.

Всем спортсменам и членам делегации перед поездкой в Японию официальный экипировщик ОКР выдал по чемодану формы. В нем одежда и обувь на все случаи жизни, вплоть до носков и зонтика от солнца. Каждую пуговицу в этой форме тщательно согласовывали с МОК. Так что никаких отдельных инструкции обладателям экипировки, в общем, не нужно – просто носи на Олимпиаде только то, что тебе подарили. А всем, кто сомневался, отдельно объяснили, что можно, а чего нельзя.

Российская делегация вывесила флаг ОКР на балконах своих номеров Олимпийской деревни Токио. Фото: телеграм ОКР

Балкон с символикой

У олимпийцев есть такая традиция – въезжая в деревню Игр украшать фасады здания, где они живут, национальными флагами. В Пхенчхане наши спортсмены этого удовольствия были лишены и смотрелись там бедными родственниками. Дом, куда их поселили, мне удалось найти только по наводке соседей-белорусов. А на площади олимпийской деревни, где выставляют в алфавитном порядке флаги стран-участниц, на месте России колыхалось знамя МОК.

В Токио же случился забавный конфуз, когда в какой-то момент на этой самой площади оказалось сразу два российских триколора. Ларчик открылся просто – на флаги Словении и Словакии, которые от нашего отличаются только дополнительными символами на фоне, но не цветами, эти символы нанесли только с одной стороны. Ошибку через пару дней исправили, но картинка успела разлететься по соцсетям.

Зато дом, где живут россияне, в Токио, в отличие от Пхенчхана, увидеть проще простого. Здание на берегу залива – вид из него кстати открывается роскошный – еще до приезда спортсменов украсили большими флагами ОКР. А теперь и балконы нарядили белыми полотнами с легко узнаваемыми языками пламени в наших традиционных цветах. Так что с самоидентификацией у российских спортсменов проблем в Японии точно нет. Осталось только дождаться, когда этот флаг ОКР под музыку Чайковского поднимут на церемонии награждения чемпионов.

Жители Японии протестуют против Олимпиады. Фото: Reuters

Ковид важнее

Сказать, что японцам есть хоть какое-то дело до решения Спортивного арбитражного суда (CAS), отнявшего у российских спортсменов национальную символику на чемпионатах мира и Олимпийских играх до декабря 2022 года, было бы большим преувеличением. Пожалуй, единственное, что их сейчас беспокоит – сводки заболевших коронавирусом. Неделю назад цифры по Токио были в районе 1300 человек в день, сейчас они уверенно стремятся к двум тысячам.

Народ недоволен, паникует и во всем винит Олимпиаду, из-за которой закрытый для иностранцев остров наводнили тысячи пришельцев. Тот факт, что 40 из 71 участников будущих Игр, сдавших положительный ПЦР-тест – сами японцы, местных особо не волнует. К приезжим настроение настороженное, хотя в целом довольно мирное. Например, наших спортсменов в аэропорте волонтеры встречали улыбками и весело махали руками. Впрочем, такая же реакция у них была и на прилетевших следом португальцев. Так что лучше назовем эту «радость» обычной вежливостью.

Большинство местных жителей вообще резко против Олимпиады, и периодически самые недовольные устраивают по этому поводу пикеты. Правда, немногочисленные, поэтому говорить о волне народного гнева не приходится. Ну а спортсмены этих настроений вовсе не ощущают – они живут в закрытой от внешнего мира деревне, и с простыми японцами не пересекаются никак.

Exit mobile version