Самый известный «Тарзан» в истории кино Джонни Вайсмюллер — это легенда спорта и кинематографа, в чьей судьбе переплетены невероятные триумфы и трагедии. Пятикратный олимпийский чемпион, новатор плавания и культовый Тарзан, он преодолел бедность, болезнь и бюрократические барьеры, чтобы стать иконой XX века. Он стал легендой Олимпиады в Париже, которая открылась 4 мая 1924 года. Прошло 100 лет, а история Вайсмюллера — невероятно интересна.
Детство и преодоление невзгод
Джонни Вайсмюллер родился 2 июня 1904 года близ Темешвара, в Австро-Венгрии (ныне Тимишоара, Румыния), в семье этнических немцев Петера и Элизабет. В 1905 году, стремясь к лучшей жизни, семья эмигрировала в США на пароходе, осев сначала в Пенсильвании, где Петер трудился шахтёром. Позже они переехали в Чикаго, где отец открыл бар, а мать работала поваром в престижном ресторане. Но бизнес разорился, Петер пристрастился к алкоголю и покинул семью, оставив Элизабет с двумя сыновьями.

В девять лет Джонни столкнулся с тяжёлым испытанием: полиомиелит, грозивший параличом или смертью. К счастью, болезнь протекала в лёгкой форме, и врачи рекомендовали плавание для восстановления здоровья. Тренировки на озере Мичиган стали первым шагом к будущей славе олимпийского чемпиона. Финансовые невзгоды вынудили Джонни оставить школу: он работал лифтёром, курьером и спасателем, чтобы поддержать мать и младшего брата. Во время работы спасателем его заметил тренер Уильям Бахрах, разглядевший в юноше исключительный талант и пригласивший его в спортивный клуб Иллинойса.
Олимпийские триумфы и революция в плавании
Тренировки с Бахрахом принесли стремительные результаты. В 1921 году 17-летний Джонни Вайсмюллер стал чемпионом США на дистанциях 50 и 220 ярдов вольным стилем, продемонстрировав феноменальную скорость. Его рождение за границей могло помешать выступлениям за сборную, но он использовал документы младшего брата, родившегося в Америке, чтобы подтвердить гражданство. В 1922 году он установил мировой рекорд на 100 метрах вольным стилем, преодолев дистанцию за 58,6 секунды — впервые в истории быстрее минуты. За карьеру он установил 67 мировых рекордов, навсегда изменив плавание.
Джонни Вайсмюллер преобразил технику кроля: опущенная в воду голова, вдохи с поворотом лица и энергичная работа ног стали стандартом, используемым современными пловцами. Его стиль позволял экономить силы и увеличивать скорость, что сделало его непобедимым. На Олимпиаде 1924 года в Париже он завоевал три золотые медали (100 м и 400 м вольным стилем, эстафета 4×200 м) и бронзу в водном поло, выступая за сборную США. В 1928 году в Амстердаме он добавил два золота (100 м и эстафета 4×200 м), несмотря на пятое место команды в водном поло. Пять золотых медалей — выдающееся достижение для эпохи с малым числом наград в плавании.
Его уверенность поражала: «Я знаю, что одержу победу. Есть те, кто может проиграть, и есть я», — говорил пловец. В 1927 году Джонни проявил героизм, когда спас 11 человек после крушения туристического судна на озере Мичиган. Его навыки спасателя и физическая мощь помогли предотвратить трагедию, укрепив репутацию героя.
Легенда о Есенине: миф или реальность?
Существует вымысел, будто в 1922–1923 годах русский поэт Сергей Есенин, будучи в США с Айседорой Дункан, поспорил с Джонни Вайсмюллером и обыграл его в заплыве. Это не более чем миф. Есенин, несмотря на физическую форму, не мог соперничать с лучшим пловцом мира, чья техника и скорость были непревзойдёнными. Доказательств встречи нет, а Вайсмюллер в те годы был поглощён изнурительными тренировками, готовясь к мировым рекордам.
Голливуд и культовая роль Тарзана
После Олимпиады 1928 года слава олимпийского чемпиона сделала Джонни звездой: его фотографии украшали газеты и журналы, он рекламировал одежду и участвовал в телешоу. В 1929 году кинокомпания MGM предложила ему роль Адониса в фильме «Прославление американской девушки». Его атлетическое телосложение (рост 190 см, идеальная физическая форма) впечатлило продюсеров и в 1932 году он получил главную роль в серии фильмов о Тарзане. Роль требовала силы, ловкости и минимальных диалогов, что идеально подходило Вайсмюллеру. Его знаменитый клич Тарзана, созданный им самим, стал культовым и был зарегистрирован как товарный знак, используемый в маркетинге фильмов.
С 1932 по 1948 год Джонни Вайсмюллер снялся в 12 фильмах о Тарзане, заработав около двух миллионов долларов — огромную сумму для того времени. Его образ — мужественный герой джунглей — покорил зрителей по всему миру, сделав Тарзана символом приключенческого кино. Затем он сыграл охотника в 13 картинах о «Джоне из джунглей», но слава Тарзана ограничила его карьеру. «Голливуд видел во мне атлета с образом дикаря, а не актера», — говорил он с горечью. Роль, принесшая ему успех, помешала раскрыться в других амплуа, навсегда оставив его заложником лишь одного образа.
Культурное влияние Тарзана
Фильмы о Тарзане с Джонни Вайсмюллером стали культурным феноменом, определившим жанр приключенческого кино в Голливуде. Его образ вдохновил миллионы зрителей, а клич Тарзана стал узнаваемым символом, используемым в поп-культуре. Серия фильмов привлекала аудиторию не только зрелищными сценами в джунглях, но и харизмой Вайсмюллера, чья физическая мощь и естественная уверенность делали героя живым и правдоподобным. Эти картины заложили основу для будущих экранизаций и повлияли на восприятие Тарзана как архетипа героя, живущего в гармонии с природой.
Закат карьеры и личные трудности
К 1950-м годам возраст не позволял Джонни играть героев боевиков. Он вернулся в Чикаго и вложился в бизнес по продаже бассейнов, надеясь применить свой опыт пловца, но предприятие потерпело крах. Ещё больше средств ушло на разводы: у него было семь браков, включая громкий разрыв с актрисой Лупе Велес, которая позже покончила с собой. Самый долгий и стабильный союз был с немкой Марией Бауманн, которая оставалась с ним до конца.
К 1970-м годам Джонни Вайсмюллер оказался почти без средств. Он брался за любую работу: в Лос-Анджелесе издавал клич Тарзана у входа в ночной клуб, в Лас-Вегасе приветствовал гостей в отеле, вызывая ностальгию у поклонников. Здоровье стремительно ухудшалось: инсульты, сердечные заболевания и психические расстройства подрывали его силы. С Марией он переехал в мексиканский Акапулько, где снимался его последний фильм о Тарзане. Там, в клинике, он провёл последние годы, борясь с недугами.
Джонни Вайсмюллер умер 20 января 1984 года от отёка лёгких в возрасте 79 лет, хотя некоторые источники ошибочно указывают 1979 год. По его завещанию похороны прошли в Акапулько под звуки записанного клича Тарзана — символа его славы. Перед смертью он сказал: «Я — Тарзан на все времена».