65 лет фильму «Летят журавли»: на съемках Алексей Баталов упал лицом на кол, а Татьяна Самойлова заболела туберкулезом

65 лет фильму «Летят журавли»: на съемках Алексей Баталов упал лицом на кол, а Татьяна Самойлова заболела туберкулезом Кадр из фильма «Летят журавли» (1957)

В 2022 году военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли» – фильм, ставший культовым для нескольких поколений, – отмечает свое 65-летие. КП-Афиша решила вспомнить историю появления этого шедевра, удостоенного главной награды Каннского кинофестиваля – «Золотой пальмовой ветви».

Сюжет

Москвичи Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) любят друг друга и собираются пожениться, но война разлучает молодых людей. Борис уходит добровольцем на фронт, Вероника же, раздавленная горем после гибели родителей во время бомбежки, становится женой Марка (Александр Шворин) – двоюродного брата ее жениха. Жизнь Бориса обрывает вражеская пуля, а Вероника страдает из-за собственной неверности. 

История создания фильма

Фильм «Летят журавли» был снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Он написал ее еще в 1943-м, однако первая публикация произведения состоялась лишь в 1956-м – на страницах альманаха «Литературная Москва». Добавим, что в том же 1956-м постановкой именно этой пьесы в Москве открылся театр «Современник»: в роли Бориса был Олег Ефремов – режиссер спектакля: начиная с 1960-го, он играл другого персонажа – Федора Ивановича.

Пьесу прочитал и Михаил Калатозов – известный кинорежиссер и лауреат Сталинской премии. Она потрясла его: Калатозов разыскал Розова и попросил его написать сценарий. Оператором стал Сергей Урусевский – выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где его педагогом был Александр Родченко – один из основоположников конструктивизма. «Сельская учительница» Марка Донского, «Возвращение Василия Бортникова» Всеволода Пудовкина, «Урок жизни» Юлия Райзмана – лишь некоторые картины из фильмографии Сергея Павловича, кинохудожника-новатора.

Татьяна Самойлова. Кадр из фильма «Летят журавли»

На роль Вероники утвердили Елену Добронравову, сыгравшую Катю в драме Иосифа Хейфеца «Большая семья»: в 1955-м этот фильм не только оказался в конкурсной программе Каннского фестиваля, но и получил награду в номинации «Лучший актерский ансамбль». Однако незадолго до начала съемок Урусевский увидел фильм Владимира Каплуновского «Мексиканец» – экранизацию рассказа Джека Лондона. Боксера-революционера Риверу играл Олег Стриженов, а его возлюбленную Марию – Татьяна Самойлова: загадочная и харизматичная. Оператор решил, что именно она сможет наиболее полно раскрыть сложный образ главной героини. Урусевский предложил Калатозову пригласить молодую актрису на кинопробы. И хотя Розов решил, что у нее нет достаточного профессионального опыта, кинематографистам было понятно: Самойлова – та самая Вероника, которую они искали. «Ее любимый человек ушел на фронт, у нее не осталось родителей – этой девочке нужно было справляться одной: своими силами, своим мужеством, своим героизмам», – объясняла Самойлова корреспонденту немецкого телеканала в 1959-м. Ну а на роль Бориса был утвержден Алексей Баталов – продолжатель известной актерской династии. 

Алексей Баталов Кадр из фильма «Летят журавли»

Сложные съемки: травмы и болезни актеров

Калатозов предоставил Урусевскому, что называется, полную свободу: чтобы камера плавно «летела» за героем Баталова на лестнице, оператора сажали в специальную «люльку», а для съемок сцены гибели Бориса решили сконструировать круговые рельсы. «Это был один из самых скромных и молчаливых людей. Он ходил, заложив руки, смотрел на небо, смотрел в камеру, смотрел как приборы стоят – все время менял приборы, еще что-то пододвигал… И потом начинал снимать: очень сложные вещи – какие-то сложные панорамы. Но он все понимал», – делился Баталов своими воспоминаниями об Урусевском в передаче «Острова» на «Культуре» в 2008-м.

Съемки фильма «Летят журавли». Фото: globallookpress

Во время съемок Самойлова заболела туберкулемой – формой туберкулеза легких. «Меня кололи каждые три часа, сама бы я не справилась. Нагрузка была такой капитальной, что после фильма у меня еще и сердце разболелось. Пришел врач, послушал и сказал: «Таня, у вас микроинфаркт», – рассказывала актриса КП в 2002-м. Так мало этого, во время съемок на натуре пострадал и Баталов. «Я полностью разорвал себе лицо, наткнувшись на кол, когда по сценарию выяснял отношения с солдатиком. Потом меня зашивали, я долго лежал в больнице. Съемки приостановили, пока швы не зажили», – рассказывал Алексей Владимирович КП в том же 2002-м.

Съемки фильма «Летят журавли». Фото: globallookpress

Реакция критиков и зрителей

Фильм вышел в советский прокат 12 октября 1957 года. Многочисленные коллеги Калатозова и Урусевского были в неописуемом восторге от картины. Режиссер Лео Арнштам, например, признался читателям «Советского экрана»: «Мне хочется назвать этот фильм вдохновенным гимном человеческой верности, чистоты и стойкости. Что особенно привлекает в картине? То, что о простых людях, о простых вещах в ней говорится языком высоко поэтичным». А вот у некоторых критиков работа Калатозова вызвала неоднозначную реакцию. Баталов рассказывал КП: «Фильм, как по циркуляру, начали ругать во всех центральных газетах как идеологически неправильную картину: «Не может у нашей девушки быть такой внешности, и никогда она себя так не поведет». Но, несмотря на рецензии, лента «Летят журавли» завоевала сердца советских зрителей: в 1957-м ее посмотрели более 28 миллионов человек.

Кадр из фильма «Летят журавли»

Триумф в Каннах

В конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1958 года фильм «Летят журавли» оказался во многом благодаря Клоду Лелушу – будущему оскароносному режиссеру, создателю знаменитой мелодрамы «Мужчина и женщина». Все дело в том, что летом 1956-го он – 19-летний – находился в Москве: Лелуш работал над документальным проектом «Когда поднимается занавес». Оказавшись на «Мосфильме», молодой человек не только познакомился с Калатозовым, но и стал свидетелем съемок одной из сцен фильма – с Борисом на лестнице. Вернувшись во Францию, Лелуш связался с дирекцией престижного киносмотра и рассказал о новом «грандиозном» советском фильме.

Кадр из фильма «Летят журавли»

Картину «Летят журавли» ждал триумф: советской ленте впервые досталась «Золотая пальмовая ветвь» – главная награда кинофестиваля. Самойловой же вручили специальный диплом и «Апельсиновое дерево» – приз жюри. Через неделю после окончания киносмотра в «Известиях» вышел материал «Мысли о фестивале в Каннах». Его автором был Жорж Садуль – известный французский критик и киновед. Он написал: «Фильм потряс прежде всего своей правдивостью. Всем хорошо известны высокий героизм советских воинов и мужество советского народа, спасшего народы Европы от рабства и нищеты. Но не многие на Западе понимали и понимают, какими бесконечными страданиями было заплачено за победу. Фильм раскрыл им глаза».

Добавим, что по итогам 1958-го лента «Летят журавли» стала одним из лидеров французского кинопроката: картину посмотрели более 5,4 миллиона зрителей.

Как сложились судьбы исполнителей главных ролей

Татьяна Самойлова – Вероника

Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» и в 2007 году. Фото: Лариса Кудрявцева

В Каннах картину увидел и Пабло Пикассо – любимый художник Урусевского: один из основоположников кубизма смотрел советскую ленту со слезами на глазах. В 2009-м Самойлова рассказала КП: «Пикассо был в восторге от фильма, специально ему показывали «Летят журавли» отдельно… Он сказал: «Таня, вы даже себе не представляете, какая вы прекрасная женщина. Вы сегодня просто женщина, завтра вы будете всемирной звездой». 

Всемирной звездой она стала, хотя Голливуд так и не покорила – а ведь могла: американские продюсеры несколько лет присылали приглашения, актриса владела и французским языкам, и английский, но все решения принимались советскими чиновниками. «У Самойловой сейчас слишком много работы дома», – отвечали они представителям киностудий. С европейскими кинематографистами Самойловой, тем не менее, удалось поработать. В ее фильмографии – советско-французская картина «Леон Гаррос ищет друга», режиссером которой был номинированный на «Оскар» Марчелло Пальеро, венгерская военная драма Михая Семеша «Альба Регия» и «Они шли на Восток» – совместный проект «Мосфильма» и итальянской кинокомпании «Galatea S.p.A.», режиссерами которого стали Джузеппе Де Сантис и Дмитрий Васильев.

В 1967-м на экраны вышла «Анна Каренина» Александра Зархи с Самойловой в главной роли: картина должна была участвовать в основном конкурсе Канн в 1968 году, но из-за студенческих волнений киносмотр был прерван.

Ну а во второй половине 70-х исполнительница роли Вероники фактически ушла из кинематографа. Нет, Самойлова не сидела без работы: она служила в Театре-студии киноактера, где играла и в «Тане», и в «Грозе». В начале 2000-х неожиданно для многих актриса вернулась на большой экран, а последним фильмом, в котором снялась Самойлова, стала драма Игоря Волошина «Нирвана» – этот фильм получил приз на «Кинотавре-2008» в категории «Лучший дебют». Актриса умерла 4 мая 2014 года – в день своего 80-летия: накануне она попала в Боткинскую больницу с ишемической болезнью сердца и гипертонией.

Дмитрий Самойлов. Фото: Борис Кудрявов

Первым мужем Татьяны Самойловой стал актер Василий Лановой – этот союз просуществовал всего два года, с 1956-го по 1958-й. Вторым мужем актрисы был Валерий Осипов – известный журналист и писатель: эти отношения продлились 10 лет, с 1958-го по 1968-й. С 1968-го по 1973-й Самойлова была женой Эдуарда Машковича – администратора и режиссера Театра-студии киноактера. В 1969-м у пары родился сын – Дмитрий: сегодня он вместе с семьей живет в США, где работает врачом-рентгенологом.

Алексей Баталов – Борис

Алексей Баталов в фильме «Летят журавли» и в 2012 году. Фото: Антон Мелихов

После выхода фильма «Летят журавли» Алексей Баталов фактически в одночасье стал одним из самых популярных актеров советского кино. Он играл печального Гурова в «Даме с собачкой», одержимого работой Гусева в «Девяти днях одного года», бесстрашного Тибула в «Трех толстяках», проницательного Ботвинка в «Чисто английском убийстве». Естественно, отдельного упоминания заслуживает его самый «народный» киноперсонаж – интеллигентный и бесконечно благородный слесарь Гоша из оскароносной мелодрамы «Москва слезам не верит». А еще голос актера можно услышать в самом загадочном советском мультфильме – «Ежик в тумане». Его создатель – режиссер-аниматор Юрий Норштейн – в 2017-м признался КП: «Баталов был врачующий актер. Его неповторимый голос исцелял. Голос –  отдельное произведение искусства». Еще в середине 70-х Баталов начал преподавать во ВГИКе: в 1989-м он стал заведующим кафедрой актерского мастерства. Баталов скончался во сне 15 июня 2017-го – на 89-м году жизни. Последние месяцы он провел в больничной палате – в январе актер сломал шейку бедра правой ноги, а в феврале ему была сделана восстановительная операция.

Дочь Алексея Баталова Надежда. Фото: Михаил Фролов

Первой женой Баталова была Ирина Ротова – их брак просуществовал 10 лет и распался в 1958-м. В 1955-м у пары родилась дочь Надежда – окончив институт иностранных языков, она стала переводчицей. В 1963-м актер женился во второй раз – его избранницей стала Гитана Леонтенко, артистка цирка. В этом союзе родилась дочь Мария – она окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа и стала литератором.  

Расскажите об этом друзьям!