Кино о войне занимает особое место среди многочисленных жанров этого искусства. Здесь важна и достоверность в подаче событий и игра актеров, которым нужно передать всю гамму чувств и эмоций персонажа. Эти фильмы – способ предупредить современников и потомков о тех ужасах, что несут на своих крыльях бомбардировщики, о горе, которое стучится в каждый дом.
В представленном рейтинге фильмы о Первой и Второй мировых войнах, о войне 1812 года, войнах во Вьетнаме и Ираке. Место и время действия не столь важно, режиссер и актеры пытались донести до зрителя мысль о том, как страшна война в любом ее проявлении.
Сюжет: Естественно, во время Великой Отечественной войны в СССР снимали фильмы в основном про войну. Из десятков созданных в первой половине 40-х картин (от «Антоши Рыбкина» до «Она защищает Родину», от «Великого перелома» до «Воздушного извозчика»), хочется особо отметить картину Марка Донского об оккупированной нацистами украинской деревне. В нее приходит беременная партизанка. Фашисты требуют от нее информации о других членах отряда, а когда она отказывается отвечать – морят голодом и пытают. Деревенский мальчишка, попытавшийся передать ей хлеб, застрелен немцем. Мать вынуждена тайком похоронить его прямо в избе, но фашисты ищут тело — и берут нескольких крестьян в заложники, угрожая расстрелять, если оно не будет выдано.
Один из лучших современных российских кинокритиков Михаил Трофименков писал о «Радуге» в своей замечательной книге «История русского кино в 50 фильмах»: «Натурализм (насколько он вообще был доступен тогда кино) Донского достигает накала, переводящего «Радугу» в мистериальное измерение. Мать, ежедневно, вопреки запретам, приходящая к брошенному во рву, оледеневшему телу казненного сына, или беременная женщина, которую солдаты гоняют, полураздетую, по снежному полю – совершенно христианские образы мученичества. (…) Вряд ли найдется режиссер, который не ощущал бы тогда, сколь немыслим нацистский ужас и сколь недостаточно выразительны средства мейнстрима, прежде всего кино, для передачи этого ужаса. (…) Писателям было легче описать ужас, чем киношникам с их неповоротливым инструментарием. Киношникам – но не Донскому».
Это тягостный фильм – поэтому его, в отличие от каких-нибудь «Небесного тихохода» или «Беспокойного хозяйства», практически не показывают по телевизору ни 9 мая, ни в другие дни. Но эффект, произведенный «Радугой» в 40-е, был огромен. Учеником Донского считал себя Роберто Росселлини, с фильмов которого в итальянском кино начался неореализм. С Донским мечтал познакомиться (и познакомился) Ингмар Бергман. А президент США Франклин Делано Рузвельт лично прислал ему письмо: «В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм «Радуга». Я пригласил профессора Чарльза Болена переводить нам, но мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии». И картина вышла в широкий прокат в США; рассказывают, что прямо в кинотеатрах были организованы призывные пункты, и потрясенные «Радугой» люди, выходя с сеансов, записывались в армию, чтобы отправиться в Европу и сражаться с фашистами.
Сюжет: Масштабная экранизация романа-эпопеи Льва Толстого. Картина рассказывает о жизни нескольких московских дворянских фамилий в период 1805-1813 годов. Это время стало знаковым и определяющим будущее России, оно вобрало в себя множество событий, главное из которых – Отечественная война 1812 года. Необычайную зрелищность фильму придают масштабные батальные сцены, павильонные и панорамные съемки, они проводились в новой для тех лет манере. Создатели картины во всем следовали исторической достоверности – в костюмах, предметах быта и интерьера.
Множество музеев СССР предоставляли свои экспонаты для съемок, а для создания костюмов была использована коллекция оловянных солдатиков ленинградского коллекционера.
Сюжет: Летом 1942 года фашистские войска, развивая крупный успех под Харьковом, разворачивают масштабное наступление на южном фланге. Советские солдаты вынуждены отступать, оставляя мирных жителей на милость захватчика. Стрелковый полк, который показывают зрителю, растерзан жестокими сражениями, но не сломлен. Яростные бои сменяются короткими передышками. В такие моменты бойцы вспоминают мирную жизнь, своих любимых и просто подшучивают друг над другом. Кажется, что и войны нет. Но она вновь напоминает о себе гулом самолетов и разрывами снарядов.
В фильме режиссер собрал блестящий актерский ансамбль. Картина стала послед ней для Василия Шукшина, во время съемок он скончался. Его героя Лопахина озвучивал Игорь Ефимов.
Сюжет: Действие классической военной драмы, снятой по роману Джеймса Джонса, разворачивается в конце 1941 года, в Перл-Харборе — и понятно, что ближе к финалу мы увидим атаку японцев, с которой для США началась Вторая мировая война (эта сцена, кстати, снята превосходно и стоит всего фильма Майкла Бэя, посвященного тому же эпизоду). Однако до того нас ждет рассказ о будничной жизни солдат в казармах, в которой находится место трагическим историям.
Монтгомери Клифт и Фрэнк Синатра сыграли в этой картине едва ли не лучшие свои роли (Синатра получил «Оскара» — а всего «Оскаров» этому фильму досталось восемь). Роман Джонса мечтал еще раз экранизировать Терренс Малик, но в конце концов передумал и снял фильм по другой его книге — «Тонкая красная линия».
Сюжет: Один из самых известных фильмов в истории британского кино, получивший «Оскары» за фильм, режиссуру, сценарий, лучшую актерскую работу (Алек Гиннесс), операторскую работу, монтаж, музыку. Действие разворачивается в Бирме, в лагере для военнопленных. Командуют в этом лагере японцы, а содержатся в нем английские офицеры. Пленники должны построить железнодорожный мост через бурную реку; полковник, который руководит строительством, относится к нему с удивительным энтузиазмом.
Мост, который строят герои фильма, имеет 425 футов в длину и поднимается над водой на 50 футов. В фильме его строят за два месяца. Создание декорации для фильма заняло восемь месяцев, был использован труд 500 цейлонских рабочих и тридцати пяти слонов. Декорация обошлась в 85 000 фунтов стерлингов и была разрушена за считанные секунды.
Сюжет: Мрачная и яростная антивоенная драма, с которой началась слава Стэнли Кубрика, основана на романе Хамфри Кобба (а тот, в свою очередь, основан на реальных событиях). Франция, 1916 год, «позиционная война»; французские и немецкие войска уже два года сидят друг против друга в траншеях, лишь периодически друг в друга постреливая. В какой-то момент французские военачальники решают во что бы то ни было занять никому не нужный холм (просчитав, что в ходе операции погибнет «не более 55% атакующих солдат»).
Атака проваливается: никто не хочет идти на верную гибель. Тогда троих солдат, наугад выбранных из сотен, отказавшихся выполнять приказ, решают показательно расстрелять за неповиновение. Полковник Дакс (Кирк Дуглас) пытается спасти их, выступает на трибунале в качестве защитника, но процесс оборачивается циничным и абсурдным фарсом. «Сейчас мне стыдно, что я человек» — говорит Дакс судьям. Он призывает их к милосердию. Но остановить кошмар он не может.
«Человек – не «благородный дикарь», он – подлый дикарь. Он нерационален, жесток, слаб, глуп, неспособен быть объективным относительно всего, в чем лично заинтересован – вот примерно к этому он сводится» – сказал однажды Кубрик журналисту The New York Times. Это было уже в начале 70-х, после выхода «Заводного апельсина», но снимая «Тропы славы», он явно думал так же. Кубриковское описание нравов во французской армии особенно не понравилось французам: в этой стране фильм был официально запрещен до 1975 года как клеветнический и оскорбляющий нацию. Однако Уинстону Черчиллю, например, фильм очень понравился; английский экс-премьер особенно восхищался реализмом батальных сцен.
Сюжет: Вероника и Борис любят друг друга. Потом он уходит на фронт, а она выходит замуж за его двоюродного брата и страдает из-за собственной неверности. А Борис тем временем погибает. За четыре года до выхода этой трепетной мелодрамы ничего подобного в советском кино и представить себе было нельзя.
Зрители картины «Летят журавли» оказались ошеломлены как героиней, сыгранной Татьяной Самойловой, так и революционной работой великого оператора Сергея Урусевского. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля уравновешивалась в 1957-м проклятьями Хрущева, в сердцах объявившего героиню «шлюхой».
Сюжет: Юного солдата Алешу Скворцова, «со страху» подбившего два фашистских танка, отправляют в отпуск, повидаться с матерью. Фильм – про его долгий путь домой. Собственно встреча с мамой продлится несколько минут; а потом Алеша отправится обратно, и погибнет.
Григорий Чухрай, такой же славный интеллигентный юноша, во время войны выжил только чудом, выбираясь из самых немыслимых и трагических передряг. Его лирический и трагический фильм – такой же символ кинематографической оттепели, как «Летят журавли«». Но – обратный случай – Хрущев пришел от картины в восторг, распорядился обеспечить широкий прокат и выдал Ленинскую премию. К слову, Чухрай остается одним из очень немногих наших соотечественников, персонально номинированных на «Оскар» – за сценарий к «Балладе».
Сюжет: Повесть Михаила Шолохова «Судьба человека» – простая история человека с простым именем Андрей Соколов. За четыре года войны шофер, ставший солдатом, потерял все: дом, жену, детей, здоровье и смысл жизни. Он побывал в концлагере, его рвали на куски собаки, он работал на износ, превратился почти в скелет, его ресурс выносливости оказался практически исчерпан. Но в финале Шолохов дает ему надежду: Соколов встречает мальчика, который тоже потерял дом и родителей, и становится ему приемным отцом. Правда, уже трудно понять, на сколько хватит изношенного сердца Соколова.
Повесть была опубликована в двух номерах «Правды»: последнем номере за 1956 год и первом за 1957-й. Прочитала ее вся страна, в том числе Сергей Бондарчук, один из самых известных актеров в стране, народный артист СССР (он получил это звание еще при Сталине, в начале 50-х). «Прочитал не отрываясь, на одном дыхании, – вспоминал он потом. – Потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше, чем «творческим планом». Больше, чем мечтой. Это стало целью моей жизни». Причем Бондарчук еще никогда не снимал кино в качестве режиссера. Вероятно, он подбадривал себя соображениями, что Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд и Чаплин тоже были актерами, и это не помешало им осуществлять выдающиеся постановки.
«Судьбу человека» ждал триумф. В СССР ее посмотрели миллионы зрителей. За границей кто-то называл ее «русским неореализмом», кто-то сравнивал с фильмами французской новой волны. Уинстону Черчиллю (или, по более правдоподобной версии, английскому рецензенту) приписывают фразу: «Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию, посмотрите «Судьбу человека». Пабло Пикассо был в восторге. Папа Римский рекомендовал показывать «Судьбу» в школах как самый милосердный фильм. Роберто Росселлини пригласил Бондарчука на одну из главных ролей в фильме «В Риме была ночь» (кажется, это был первый случай, когда советский актер сыграл в картине, снятой в капстране). Ну, и главная почесть: в 1961 году режиссеру, у которого за плечами один-единственный фильм, доверили постановку самой масштабной картины в истории советского и мирового кино, «Войны и мира».
Сюжет: Полнометражный дебют Андрея Тарковского, мгновенно принесший ему славу (фильмом восхищались Бергман и Сартр, он получил «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции). Это история о маленьком и одновременно очень взрослом разведчике, у которого война забрала все.
«Я – Бондарев! Вы будете отвечать! Соедините меня со штабом полка!» – с этими словами в кино вошел подросток Николай Бурляев, героя которого в «Ивановом детстве» трудно забыть даже спустя годы после просмотра. (Забавно, что Тарковский спустя несколько лет отозвался о картине уничижительно – пересмотрев, он оказался ею очень недоволен. Ну да, впрочем, он вечно всем был недоволен).
Сюжет: Картина – шедевр Романа Полански, открывший мировому кинематографу имя Эдриана Броуди. Фильм основан на реальных событиях, он снят по автобиографии польского музыканта еврейского происхождения Владислава Шпильмана. Он был одним из лучших музыкантов 1930-х годов. Главный герой фильма – Владек – занимается искусством до тех пор, пока Польшу не занимают нацисты. Жизнь всех евреев резко меняется, их помещают в Варшавское гетто, запрещают работать, унижают, заставляют носить отличительные повязки, а затем отправляют в концлагерь.
В фильме сыграли дети и внуки реального пианиста Владислава Шпильмана.
Сюжет: Несколько пленных офицеров пытаются сбежать из немецкого концлагеря. Они предпринимают одну попытку за другой – и все неудачно: их ловят и возвращают обратно. В конце концов офицеров помещают в специальный лагерь: он так усиленно охраняется, что сама мысль о побеге выглядит абсолютно абсурдной. А герои не унывают: наоборот, они решают организовать Большой Побег для 250 заключенных…
Эта картина (поставленная автором «Великолепной семерки» и основанная на реальной истории) считается бесспорной классикой американского кино. Если помните британский мультфильм 2000 года «Куриный побег», это была как раз пародия на фильм Стерджеса.
Сюжет: Музыкальная трагедия о буднях второй эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка: между вылетами (с каждого из которых очень легко не вернуться) летчики репетируют и исполняют «Смуглянку-молдаванку».
Леонид Быков сам в юности мечтал стать летчиком, но в авиацию его не взяли (по легенде — из-за невысокого роста); тогда он стал истребителем на экране, придумав сюжет, сплетенный из множества реальных происшествий, имевших место во время войны. Странно, но этот фильм в свое время не хотели выпускать на экраны — Минкульт УССР положил его на полку, и только заступничество многочисленных ветеранов авиации, дослужившихся до званий генералов и маршалов, позволило зрителям увидеть картину. Зрители, кстати, страстно ее полюбили – в прокате «Стариков» посмотрело почти 45 миллионов человек, фильм до сих пор входит во все «народные» рейтинги лучших картин о войне, а написанная в 1940-м «Смуглянка» именно благодаря Быкову стала одним из главных хитов всех праздничных телеконцертов к 9 мая.
Сюжет: В 1970 году Алексей Герман снял отличный фильм «Проверка на дорогах» о предателе, перешедшем к немцам, а потом вернувшемся к своим. Фильм немедленно и со скандалом положили на полку (он вышел только в 1986-м), а к Герману приставили писателя Константина Симонова, чтобы тот занялся его «перевоспитанием» в нормального советского режиссера. Результатом совместной работы Германа и Симонова стал этот выдающийся фильм о военном журналисте Лопатине, который в самом конце 1942 года на три недели едет с передовой в тыл — в мирный, бедный, холодный Ташкент.
Кинематографическое начальство резко воспротивилось тому, чтобы главную роль играл Юрий Никулин с его «негероической» внешностью и основной профессией клоуна; актера (который, к слову, сам был ветераном войны) отстоял лично Симонов. Но тот же Симонов запретил Герману снимать в главной женской роли Аллу Демидову, заявив, что она в гриме слишком похожа на его бывшую жену Валентину Серову («а Серову я ненавижу так, что будет подыхать – не подойду!»). В результате ее заменили на Людмилу Гурченко. И два актера, за которыми тянулся шлейф легкомысленных комедийных ролей, великолепно выступили в ролях драматических.
Сюжет: История в фильме вымышленная, но она вполне могла бы произойти в годы Второй мировой войны. Вообще словосочетание «тонкая красная линия» означает достигнутый предел возможностей при ведении боя. Еще тонкой красной линией на картах обозначают линию обороны, которую держат бойцы одного подразделения. В центре сюжета — битва за Гуадалканал, разворачивающаяся в Тихом океане, и судьба солдат одной роты С. Бойцы, измотанные войной, личными неурядицами и сложными отношениями между собой, просто пытаются выжить в адском пекле войны.
Режиссерская версия фильма длится шесть часов. В картине снимались Гари Олдман, Вигго Мортенсен, Микки Рурк, Мартин Шин, Билл Пуллман, Лукас Хаас, но эпизоды с этими актерами не вошли в окончательную редакцию.
Сюжет: Интересно, что два самых беспощадных советских фильма о войне были сняты мужем и женой: сначала Лариса Шепитько выпустила «Восхождение», девять лет спустя Элем Климов снял «Иди и смотри» (о нем – ниже). «Восхождение» – фильм о двух белорусских партизанах (лучшие, видимо, роли Плотникова и Гостюхина), попавших в плен к немцам: один молчит на допросах, другой с перепугу все им рассказывает. Первого казнят, второй выживает – и страшно завидует мертвому.
История казненного Бориса Сотникова и спасшегося ценой предательства Николая Рыбака более чем отчетливо напоминала историю Христа и Иуды – что сильно смутило советское кинематографическое начальство. Фильм не хотели выпускать в прокат; положение спас Петр Машеров, первый секретарь ЦК компартии Белоруссии и сам бывший партизан. Он был настроен по отношению к «Восхождению» крайне скептически, полагая, что «баба» не сможет снять достойный фильм о войне, но уже в середине просмотра разрыдался. А потом произнес долгую и прочувствованную речь, из которой следовало, что «девочка», не пережившая в жизни ничего подобного, все-таки каким-то чудом знает и абсолютно точно показывает на экране и партизан, и фашистов, действовавших в белорусских лесах и деревнях зимой 1942 года. Все цензурные претензии к фильму мгновенно исчезли, он вышел на экраны и был отправлен на Берлинский кинофестиваль, где ему без разговоров дали главный приз, «Золотого медведя».
Сюжет: История трех парней из пенсильванского городка, призванных в армию, попавших во Вьетнам и захваченных в плен садистами-вьетконговцами. Но пережить войну оказывается даже легче, чем ее последствия. Один из лучших фильмов 70-х годов и, возможно, лучший фильм о вьетнамской войне (наряду с «Апокалипсисом сегодня») получил в 1979-м пять «Оскаров».
В Советском Союзе, однако, картину ругали за изображение вьетнамцев, которые заставляют пленных янки играть в «русскую рулетку» (уже в самом названии этой макабрической игры усмотрели антисоветский выпад).
Сюжет: Почти сюрреалистическая трехчасовая зарисовка о путешествии капитана Уилларда (Шин) в дебри Вьетнама, в сердце тьмы: он должен отыскать там полковника Курца (Брандо), сошедшего с ума и основавшего в джунглях свое маленькое мрачное царство.
История съемок этого фильма была историей непрерывных мучений. Коппола хотел сделать его в 60-е, но деньги ему дали только после успеха двух первых серий «Крестного отца». Предполагалось, что съемки займут 16 недель, но они заняли 16 месяцев. Коппола за это время потерял 50 килограммов веса, вложил в фильм несколько собственных миллионов, когда произошел перерасход бюджета, несколько раз был на грани самоубийства. Наркотики, которые он регулярно употреблял, делу точно не помогали. Тайфуны разрушали декорации, у Шина случился сердечный приступ (на время лечения в сценах, где его персонаж стоит спиной к камере, использовали дублера). Марлону Брандо за небольшую, в общем, роль, заплатили аванс в миллион долларов, но Брандо вдруг начал кочевряжиться, угрожать уйти из проекта и не вернуть денег. «Хорошо, – ответил Коппола. – Уйдете – мы будем пробовать на роль Николсона, Пачино, Редфорда». Брандо в итоге согласился, приехал пьяный, безобразно растолстевший, не прочитав сценарий. Прочтя, стал скандалить с Копполой из-за каждой строчки. Не хватало вертолетов, их пришлось одалживать у филиппинского правителя Фердинанда Маркоса — тот одалживал, но постоянно забирал обратно: они ему были нужны на борьбу с мятежниками…
Наградой режиссеру стала «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах. Сейчас эта картина – признанный шедевр (и, увы, последний великий фильм Копполы – ничего столь же выдающегося за следующие 40 лет он не снял). В 2000-м Коппола выпустил режиссерскую версию фильма, Apocalypse Now Redux, в которую вошло много сцен, выброшенных при первоначальном монтаже; фильм стал медленнее и не факт, что лучше. Главный из добавленных эпизодов связан с французами, живущими на затерянной плантации (их встречает в своем путешествии Уиллард, и по мысли Копполы, они – призраки, хотя так сразу и не догадаешься). Сейчас режиссер готовит еще одну, «окончательную версию», что он в нее вставит и что вырежет – ведомо лишь ему одному.
Сюжет: Рассказ о зверствах нацистов в Белоруссии и подростке Флере, невольно оказавшемся на несколько дней в настоящем аду – среди людей, в которых вселилось подлинное, беспримесное зло и их беззащитных жертв. Сцена сожжения фашистами амбара с жителями деревни вызывает нервно-паралитический эффект у зрителей всех стран и поколений. Рассказывают, на одном зарубежном просмотре случилась техническая накладка, в зале загорелся свет, и все двадцать минут, пока чинили проектор, зрители просидели в оцепенении, не издавая ни звука.
К слову, фильм Элема Климова и сейчас больше ценят на Западе, чем в России: британский журнал Time Out несколько лет назад назвал его величайшим фильмом о Второй мировой. У нас и не вспомнишь, когда «Иди и смотри» в последний раз показывали по телевизору: уж слишком тяжелое кино, зачем расстраивать зрителя.
Сюжет: Предпоследний фильм Кубрика – неровный, далеко не совершенный, но со своими выдающимися моментами – снова посвящен войне, на этот раз Вьетнамской. Он разламывается на две части: действие первой происходит в Америке, в учебке, где новобранцев готовят к отправке на войну, второй – уже собственно во Вьетнаме. Как раз первая часть, в которой сержант в блестящем исполнении Ли Эрми издевается над призывниками, унижает их, орет на них (и в результате добивается того, что один сходит с ума) – лучшая.
Чтобы добиться от актеров максимально реалистичной игры, Кубрик заставлял Эрми орать на них по десять часов в день, доводя всех до абсолютного исступления.
Сюжет: «21 сентября 1945 года. В этот день я умер». Это первые слова фильма. Подросток по имени Сэйта скончался от голода на железнодорожной станции города Кобэ, прямо на глазах у многочисленных прохожих. Став призраком, он пустился гулять по собственному прошлому, вспоминая радости и горести своей короткой жизни.
Под конец войны квартал, где жили Сэйта и его маленькая сестра Сэцуко, был уничтожен американскими бомбардировщиками, мать погибла, отец был далеко, на флоте (и тоже, скорее всего, уже погиб); Сэйта и Сэцуко оказались на улице. Их ненадолго приютила тетя – недобрая, жадная пожилая особа; когда жизнь стала совсем трудна, пришлось покинуть ее дом и перебраться в убежище на берегу озера. Там они и жили, питаясь кореньями и лягушками, пока девочка совсем не обессилела от голода. Они были похожи на потерпевших кораблекрушение – с той только разницей, что вокруг было полно людей и еды, просто никто и не думал помогать двум маленьким оборванцам.
«Могила светлячков» – один из самых серьезных и печальных фильмов в истории анимации. Простая история рассказана и нарисована Исао Такахатой с поразительным мастерством: Сэйта и Сэцуко кажутся совершенно живыми детьми, с совершенно естественными эмоциями и реакциями. И эффект от этой тихой картины — убийственный. Американский критик Роджер Эберт предлагал заносить «Могилу» во все списки лучших картин о войне, и с его предложением трудно спорить.
Сюжет: В самом конце 30-х годов немецкий промышленник Оскар Шиндлер открывает в Кракове фабрику по производству эмалированных изделий и нанимает в качестве персонала евреев из гетто. Немецкое командование тем временем планирует отправить всех евреев в концлагеря. Шиндлер постепенно проникается страшной участью своих работников и превращается в их ангела-хранителя. Он спасает их от физического уничтожения, некоторых буквально вырывая из лап смерти — и при этом рискует не только репутацией, но и жизнью. Он проявляет чудеса изобретательности, идет на подкуп и взятки, разоряется дотла, но дарит жизнь 850 людям.
Эта реальная история стала основой сначала для романа Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», а потом – и для фильма Спилберга, десять лет собиравшегося перед съемками с духом. Наградой ему стал первый режиссерский «Оскар» (второй он получил за «Рядового Райана»).
Сюжет: История о том, как несколько американских солдат во главе с Томом Хэнксом, матерясь и отстреливаясь от немцев, продираются через Нормандию, чтобы найти и отправить в тыл юнца по фамилии Райан (Мэтт Деймон). Он четвертый сын у матери – и последний: трое других погибли на фронте. Он должен выжить, чтобы у несчастной матери осталось хоть какое-то утешение. Командование тем временем рассчитывает превратить историю о спасении рядового Райана в душераздирающую пропагандистскую акцию.
Спилберг старается показывать войну максимально реалистично – и запомнился фильм прежде всего сенсационной 20-минутной реконструкцией высадки американской пехоты в Нормандии 6 июня 1944 года.
Сюжет: Шестое июня 1944 года – легендарный день «Д». Союзные войска высадились в Нормандии близ городка Сент-Мер-Эглиз. Американский десант – 82-я и 101-я дивизии готовы к решающей схватке с нацистами. Картина разбита на три основные части. В первой показана подготовка союзников к высадке, которая задерживалась из-за плохой погоды. Вторая показывает переправу войск через Ла-Манш и заброс парашютного десанта в тыл врага. В третьей показан штурм нормандских пляжей. Неожиданный натиск привел противника в ступор.
Картина снята по одноименному роману Корнелиуса Райана. Автор собирал для написания книги множество документальных свидетельств очевидцев тех событий. Так что фильм презентует на историческую достоверность.
Сюжет: Рассказ о жестокой битве, случившейся в 1945 году на крохотном японском острове Иводзима. Сражались американцы и японцы; погибли десятки тысяч солдат. Японским бойцам начальство объяснило, что нельзя делать ни шагу назад; погибая, каждый должен забрать с собой на тот свет минимум десяток неприятелей. Между тем, всем было ясно, что Япония уже проиграла войну. Умирать, разумеется, никто не хотел — но деваться было некуда.
Этот фильм — часть дилогии, выпущенной Иствудом в 2006 году. «Американский» взгляд на те же события он изложил в фильме «Флаги наших отцов». Но «Флаги» практически сразу забыли. А «Письма с Иводзимы», снятые с японскими актерами и в основном на японском языке (которого сам Иствуд не знает), были номинированы на «Оскар» и сейчас считаются классикой военного кинематографа ХХI века.
Сюжет: Война, это не только рев самолетов и разрывы снарядов на полях сражений, война, это еще и битва умов. О сражении в глубоком тылу и рассказывает картина. Начало Второй мировой войны. Высокие чины британской разведки собирают лучших математиков и ставят перед ними задачу разгадать код фашистской шифровальной установки. Руководить этим мозговым штурмом поручено выдающемуся ученому Алану Тьюрингу. Он столь же невыносим в общении с коллегами, сколь гениален. Алан заносчив, груб, дерзок. Обстановку в команде несколько успокаивает только Джоан Кларк – единственная девушка среди мужчин.
Играя финальные сцены в образе Алана Тьюринга, Бенедикт Камбербэтч так вошел в роль, что у него случился эмоциональный срыв на площадке.
Сюжет: Фильм рассказывает о ходе Дюнкеркской операции в начале Второй мировой войны. Франция, 1940 год. Триста тысяч солдат английских, французских и бельгийских частей блокированы нацистскими войсками у города Дюнкерк. Союзники пойманы в ловушку – впереди противник, а сзади – море. И противник сжимает тиски все сильнее. Действие картины происходит в нескольких временных линиях, которые затем сходятся в одну.
Фильм безусловно достоит внимания. Он номинировался на 8 премий «Оскар», в итоге взял три – за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.
Сюжет: История американского сапера, который обезвреживает мины в Ираке. Практически каждый день ему грозит опасность разлететься на мелкие кусочки – с его товарищами именно это постоянно и происходит, – но в мирной жизни он чувствует себя еще более неуютно, не представляя, куда ему податься и чем заняться.
Режиссер Кэтрин Бигелоу сняла более мужской фильм, чем мог бы снять любой мужчина (включая ее собственного экс-супруга Джеймса Кэмерона, у которого она вырвала «Оскар» за режиссуру – он номинировался в один год с ней с «Аватаром»). Эта мастерски сделанная, очень жесткая, мощная драма. Десятки призов, которые получил фильм (в оригинале называющийся The Hurt Locker – что-то типа «Запертый ящик, наполненный болью») вполне заслуженны.
Сюжет: Картина об отряде еврейских мстителей, активно и безжалостно ликвидирующих немцев во время Второй Мировой войны. В 2009 году фильм Тарантино чаще ругали, чем хвалили: мол, автор чересчур непочтителен по отношению к военной теме, и чересчур увлекается киноманскими шуточками. Ну да, можно говорить, что Тарантино пороху не нюхал, оттого и шутит. Можно тоном Леонида Броневого сказать «Война – это… война!». Пусть так – но тарантиновские виртуозность и мастерство в работе с актерами никуда не делись.
«Ублюдки» — поразительно легкий, веселый, вдохновенный фильм; Питт и Крюгер сыграли в нем безусловно лучшие на тот момент свои роли, а австриец Кристоф Вальц оказался главным актерским открытием года (он тогда получил приз как лучший актер в Каннах и первый из двух своих «Оскаров»).
Сюжет: Идет Первая Мировая война. Самолет французских пилотов Морешаля и Больде сбил немецкий ас фон Рауффенштайном. Оба летчика остались живы и оказались в лагере для военнопленных. Французы объединяют усилия с британскими офицерами, которые уже находятся в этом лагере — они копают тоннель для побега. После победы французов на Западном фронте Морешаля и Болдье переводят в другую тюрьму, комендантом там служит их старый знакомый фон Рауффенштайн. Он встречает пилотов и объясняет им, что побег из этой тюрьмы невозиожен.
Фильм получился весьма и весьма удачным, иначе бы он не был запрещен в Германии министром нацистской пропаганды Йозефом Геббельсом, который назвал его «кинематографическим врагом №1».
Сюжет: Фильм можно ругать за отсутствие особой достоверности и излишнюю «попсовость», но масштаб военных действий в картине для своего времени поражал. В центре сюжета история двух летчиков. Рэйф и Дэнни дружат с самого детства, они почти братья. Друзей волнуют не только враги, в непростое время особенно хочется любви. У Рэйфа начинается роман с медсестрой Эвелин, но служба зовет его в Англию, откуда скоро приходит весть о его гибели. Дэнни и Эвелин находят утешение в объятиях друг друга. Однако герой, которого все считали погибшим, возвращается в родную часть. Однако думать приходится не только о делах сердечных, японцы готовят авиаудар по базе Перл-Харбор.
О масштабности происходящего на экране говорит хотя бы то, что на постройку модели линкора «Оклахома» ушло восемь недель.
Сюжет: История Десмонда Досса, парня из штата Вирджиния, в конце Второй мировой войны записавшегося в армию. И тут же поставившего армейскому начальству условие: он не возьмет в руки оружия. Будет санитаром. Его религиозные убеждения (он адвентист седьмого дня) запрещают ему причинять боль людям, не говоря уж о том, чтобы их убивать. Естественно, это воспринимается как странный, почти болезненный каприз — но Досс стоит на своем. И в результате во время кровавой битвы на Окинаве проявляет себя как настоящий герой: спасает, вынося из-под огня, 75 человек. (Сама сцена боя, поставленная Мелом Гибсоном с большим мастерством и еще большим натурализмом, оставляет позади знаменитую сцену на нормандском берегу из «Спасти рядового Райана»: поле битвы состоит из огня, грязи, крови, пуль, выпущенных кишок, подъедающих их крыс, горящих людей — и на экране все это длится примерно час).
Сложно поверить, но история Досса — совершенно реальная: за спасение множества жизней он получил медаль почета из рук президента США, а потом дожил до глубокой старости. Рассказывая о Доссе и его подвиге, осуществленном вопреки логике и жестоким обстоятельствам войны, убежденный католик Гибсон прежде всего ищет новое доказательство бытия Божьего. Для себя он его находит. Зритель может соглашаться с ним или нет — но даже закоренелые атеисты вряд ли забудут лица солдат, которые перед тем, как идти на штурм, зачарованно ждут, пока рядовой Досс помолится.
Сюжет: Остров Ява, 1942 год. Британский майор Селльерс оказывается в японском лагере для военнопленных. Офицер проявляет необычайную стойкость духа, чем удивляет своих надзирателей. Начальник лагеря Йоннои непоколебимо верит в дисциплину и кодекс самурайской чести, а пленные в его глазах – трусы, которые предпочли такую жалкую жизнь смерти. Японец намерен сломить британца. В это противостояние характеров вмешивается полковник Лоуренс. Полковник любит и понимает культуру Японии, знает язык. К кому же из этих офицеров он окажется ближе?
Разница менталитетов проявлялась даже на съемочной площадке. Дэвид Боуи вспоминал после съемок, что режиссер Нагиса Осима детально прорабатывал сцены с актерами-японцами, британцам же говорил «делать что-нибудь, что ваши люди делают».
Сюжет: Уникальный документальный фильм о Первой мировой войне, сделанный режиссером «Властелина колец». В сущности, это монтаж хроникальных кадров, снятых в 1914-1918 годах; за кадром звучат голоса ветеранов (их воспоминания были записаны на пленку в 50-е – 80-е годы). Джексон отреставрировал аудиозаписи (теперь кажется, что они были сделаны вчера), а немую черно-белую хронику раскрасил и озвучил с помощью актеров дубляжа. Минуте на 20-й экран вдруг становится цветным, изображение – очень четким, а солдаты начинают разговаривать (их реплики восстановили с помощью специалистов, умеющих читать по губам).
Такой реалистичной Первую мировую не видел еще никто — кроме, разумеется, тех, кто побывал на ней лично. И благодаря этому фильму можно еще ярче представить, насколько чудовищной она была мясорубкой.
Сюжет: Фильм о двух юных капралах, которые 6 апреля 1917 года должны доставить срочное донесение через линию фронта. С одной стороны – стопроцентно «зрительское», захватывающее приключенческое кино; с другой – Мендесу удается сказать о Первой мировой все, что он хочет, за два часа развернуть панораму трагедии со всеми ее трупами, окопами и ужасами, показать абсолютно живых людей, теряющих друзей, родных, жилье, представление о том, как жить дальше. И, наконец, с третьей, «1917» – почти волшебство в техническом отношении. Фильм притворяется, что снят одним куском, без монтажных склеек (ну хорошо, двумя кусками, в середине там на несколько секунд темнеет экран). На самом деле, конечно, снят он длинными планами и склеек там очень много, просто все они виртуозно замаскированы. Минуте на пятой ты как открываешь рот, так и не закрываешь его до самого конца: «1917», как драгоценную игрушку, хочется поскорее разобрать, чтобы понять, как там все устроено внутри.