9, 10 и 11 февраля, а также 6 и 7 марта 2024 года на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоится спектакль «Мейерхольд. Чужой театр». Он приурочен к 150-летию со дня рождения великого режиссёра и реформатора театра Всеволода Мейерхольда. В основе постановки — стенограмма общего собрания коллектива Государственного театра Мейерхольда (1937). Тогда в повестку дня вошло рассмотрение статьи «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда». Интересно, что ее автор Платон Керженцев – проверенный партиец, которого бросали на трудные участки работы. Таким «участком» стал и театр тех лет – одни ратовали за его незыблемость, другие — за разрушение.
Платон Керженцев придумал своего рода «дорожную карту» для уничтожения «царского» театра и создания «пролетарского», ее язвительные деятели сцены быстро окрестили «бездарной программой». Страсти закипали. Что же касается непосредственно ГосТИМа, то здесь он поначалу устраивал диспуты, а затем напечатал в «Правде» ему общественный приговор. Через три недели там же был опубликован приказ Совнаркома о ликвидации Театра Вс. Мейерхольда, самого же реформатора расстреляли спустя два года. Этим трагическим событиям и посвящена постановка Валерия Фокина.
В спектакле показана начальная точка пути — коллективное обсуждение, а, фактически, осуждение режиссёра труппой и всеми работниками театра. Порицали Мастера кто за что: за ущемлённое самолюбие, за разногласия в творчестве, за те или иные поступки рядового характера, которые вызвали у работников театра личное неудовольствие. Ставить спектакль о реформаторе сцены и обойтись без новаторских театральных решений невозможно. Валерий Фокин пошел на эксперимент, он объединил реальные диалоги почти вековой давности с воспоминаниями, фантазиями самого Мейерхольда. Это было сделано мастерски. Так конфликт перестал быть бытовым и поднялся на уровень вечных вопросов. Теперь речь идет не о том, кому Мейерхольд наступил на ногу, скажем, а о взаимоотношениях художника с обществом, о допустимости компромисса ради творчества, об ответственности Мастера перед самим собой и перед теми, кто пошёл за ним.
В спектакле задействованы звезды отечественного театра и кино. Мейерхольда, мятущегося, отстаивающего пьесы «врагов народа», до конца еще не осознавшего, какой маховик запущен, зритель увидит в исполнении Владимира Кошевого. С тонким юмором, острым гротеском, нотками нежности и грусти воплощаются неоднозначные персонажи постановки народными артистами России Владимиром Лисецким, Светланой Смирновой, Дмитрием Гиревым, молодыми актерами Степаном Балакшиным, Олесей Соколовой, Анастасией Пантелеевой и Владимиром Маликовым.
Цена билетов на спектакль «Мейерхольд. Чужой театр», который будет идти 9, 10 и 11 февраля, а также 6 и 7 марта 2024 года на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, от 2 300 до 3 000 рублей.