Выставка. Фото: Алексей Булатов
С 12 декабря 2025 года по 12 декабря 2026 года в Музее архитектурной художественной керамики в Санкт-Петербурге пройдет выставка «Изразцы Великого Новгорода». Экспозиция объединяет 20 предметов из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и знакомит посетителей с традицией новгородских изразцов XVII века.
Выставка «Изразцы Великого Новгорода» в Санкт-Петербурге представляет редкие образцы новгородской керамики XVII века, созданной для украшения храмов и архитектурных сооружений. Представленные предметы — часть крупного фондового собрания Новгородского музея-заповедника, где хранятся около 3 000 изразцов, поступавших в течение последних 100 лет. В экспозиции можно увидеть изделия, которые иллюстрируют основные типы храмовой керамики времени: рельефные муравленые плитки, поливные изразцы, архитектурные элементы с орнаментальными и сюжетными композициями.
В рамках выставки подробно раскрывается история самого явления — изразцов. Это разновидность керамических плиток с румпой на тыльной стороне, благодаря которой они крепились к кладке печей и стен. Изразцы появились в Европе в Средние века как часть конструктивной системы новых отопительных печей. Первые формы напоминали сосуды — это были «горшковидные» и «мисковидные» протоизразцы, увеличивавшие площадь теплоотдачи. Позднее в Чехии, Венгрии и Словакии возникли пластинчатые изразцы, которые стали основой для дальнейшего развития искусства декоративной керамики.
На Руси традиция создания рельефных и окрашенных изразцов сложилась в XV-XVII веках. Великий Новгород стал одним из главных центров их производства. Развитие этого ремесла было связано с обширным строительством и восстановлением храмов. Новгородские мастера изготавливали как терракотовые, так и поливные изразцы: яркие глазури, белые ангобы и цветные эмали делали декоративные вставки выразительными и позволяли использовать их не только в интерьерах, но и для украшения фасадов.
Одним из ключевых сюжетов выставки является деятельность мастерской Валдайского Иверского монастыря. Она славилась высоким качеством изделий, и именно туда поступали заказы для украшения новгородских храмов. Характерные черты продукции мастерской — рельефные изображения, красочные эмали и прочные глазури — легли в основу декоративного стиля, который стал типичным для архитектуры Севера России XVII столетия.
В экспозиции также представлены материалы, рассказывающие о сложной судьбе новгородской коллекции в XX веке. Значительная часть довоенного собрания была утрачена во время Второй мировой войны, а отдельные предметы удалось вернуть только в конце 1940-х годов. Археологические находки из помещений Новгородского кремля, обнаруженные возле Златоустовской башни (где прежде располагался Исторический музей), существенно пополнили музейную коллекцию. Именно эти керамические артефакты заложили фундамент современной архитектурно-археологической экспозиции.
Начиная с 1950-х годов коллекция активно расширялась благодаря археологическим находкам в городской черте и исследованиям старинных монастырей. Особое значение имели раскопки в Юрьевом, Антониевом, Хутынском, Аркажском и Вяжищском монастырских комплексах. Среди артефактов — самые ранние образцы XII века с прочерченным геометрическим орнаментом, так называемые «протоизразцы», показывающие, как зарождалась новгородская традиция архитектурной керамики.
Особое внимание уделено Вяжищскому монастырю — одному из главных памятников, где изразцов сохранилось особенно много. Красочные керамические плитки служили украшением важнейших элементов архитектуры: они декорировали входные группы, обрамляли окна и двери, украшали барабаны куполов и лестничные пролеты. Масштабы производства были столь значительны, что помимо валдайских мастерских к изготовлению привлекались также производства Москвы и Ярославля.
Финальный блок выставки касается XVIII века, когда в Новгороде традиция внешнего декоративного оформления храмов постепенно уходила. Тогда появилась новая мода на гладкие расписные плитки, вдохновленные голландскими дельфтскими изделиями. После своего путешествия по Европе Петр I поддержал создание подобных мастерских в России, и уже в Петербурге заработало несколько керамических центров, чьи изделия также представлены на выставке как пример дальнейшей эволюции изразцов.
Цена билета на выставку «Изразцы Великого Новгорода», которая пройдет с 12 декабря 2025 года по 12 декабря 2026 года в Музее архитектурной художественной керамики в Санкт-Петербурге, начинается от 150 рублей.