Советы от мотоледи:
Как девушке собраться
в мотопутешествие

Наталья Антонович

Мотоциклист

«Отправиться в далекие страны на стальном коне!» — идеальный слоган для рекламных плакатов. Обычно на мотоцикле изображен брутальный мачо на чоппере, умело рассекающий просторы гладкой, как зеркало, трассы. А если ты хрупкая барышня, но дух авантюризма тебе не чужд, что делать? Как собраться с духом, поехать «на дальняк» и что взять с собой? Об этом Наталья Антонович поговорила с мотопутешественницей Софией Хисамутдиновой.
София Хисамутдинова, она же Соня Мотогаечка.
В шесть лет ей вручили в руки скрипку, напророчив блистательное музыкальное будущее. В девятнадцать она послала к черту классическое образование и купила себе первый мотоцикл. Получила высшее образование по специальности «журналистика», но работать пошла в мотосферу. Продавала мотоциклы, квадроциклы, снегоходы и гидроциклы. В двадцать семь снова взяла в руки скрипку. Ныне является первой скрипачкой-мотоциклисткой. В двадцать восемь получила диплом мотоинструктора.

— Мотоскрипачка — это как?

— На некоторые выступления на мотоцикле выезжаю, где позволяет площадка. Просто выезжаю так на площадку, ставлю мот и беру в руки скрипку. Есть один клип, где и на мотоцикле катаюсь, и играю.

— Какой у тебя опыт управления мотоциклом? Сколько времени за рулем?

— С 19 лет, то есть 9 полноценных сезонов. За сезон накатываю минимум 20 тыс км.

— Девушке за рулем мотоцикла сложнее или легче, чем парню? Есть ли какие-то джентльменские жесты со стороны водителей или никто особо не разбирается?

— Я думаю, сложнее. Есть, безусловно, преимущества, в виде «отпустили за красивые глазки». Но, учитывая растущее количество мотоледи, это преимущество может скоро исчезнуть. Джентльменские моменты тоже, конечно, есть. Много раз предлагали помощь, причем, когда она не нужна. Из серии «не помочь ли вам выкатить мотоцикл?». А в целом, конечно, сложнее. Женщина по своей природе — физически слабое создание, а если она дерзнула залезть на мужскую территорию, ей приходится оттачивать мастерство вождения, дабы не ударить в грязь лицом.

— Я так поняла, ты ездишь в мотопутешествия. Сколько их уже было?

— Давай так, поездки в Питер, Орел, Минск или всякое прочее в радиусе 700 км от Москвы за путешествия не считаем, иначе слишком много выйдет. Дважды ездила в Европу и регулярно совершаю вылазки в радиусе 500-700 км от города.

— Вот про Европу как раз будет интересно. Какой у тебя мотоцикл? Для таких поездок не каждый, наверное, подойдет, спина и ниже все отвалится.

— Конечно, и дело не только в спине, на каком-либо спортбайке каждые 150 км надо делать пит-стоп на заправку... Увольте, лучше на поезде. Мой мотоцикл BMW K 1200 S, спорттурист с запасом хода почти на 300 км. Хотя я обычно через 250 начинаю искать заправку, никак не приучу себя ехать 140 км/ч на шестой передаче. Или же 120км/ч? Вот видите, не знаю эконом-режим. Ужас!
— А с какой скоростью обычно едешь по городу, по трассе в путешествии?

— Скорость в городе зависит от нескольких вещей: настроение, траффик и с кем еду. Часто, если одна, то по городу 140, 180, на прямых могу «выстрелить» за 200. Но со скоростными прострелами также нюансы есть, это должна быть хорошо просматриваемая дорога с отбойниками. По трассе опять же 180 по большей части, если это трасса Москва-Брест, то там временами открываюсь до максимума (290 кажется), чтоб не уснуть от скуки.
Если говорить о передвижении по спальным районам, а также небольшим дорогам, куда могут выйти люди, то там еду крайне аккуратно, 60-70 км/ч. Может быть, и медленнее, если по обочинам припаркованы машины. Люди часто выходят именно из-за них. Как мне кажется, губит не скорость сама по себе. Губит скорость там, где ее быть не должно. И внезапные препятствия.
— Сама идея мотопутешествия как у тебя появилась?

— Это случилось, наверное, в 2010 году. В очередной раз, прокатавшись всю ночь напролет по Москве, пришла мысль, что здесь уже все видела, уже просто скучно. И в первые же выходные нашла компанию ребят и рванула с ними в Нижний Новгород. Потом начались регулярные вылазки в Беларусь...

— В путешествия сама ездишь или в компании? Мне кажется, одной барышне все-таки страшновато…

— Не то что страшно, но некомфортно, здесь не поспорить. Разок возвращалась одна из Минска из-за большой разницы скоростного режима с товарищем. Мне не понравилось ехать одной. Мысль «А мало ли?» всегда сидит в голове, пусть и тихо. Путешествовать все же лучше вдвоем как минимум.

— Помогают ли незнакомые водители на дороге или у тебя таких ситуаций не возникало?

— Ситуации были, куда же без них... Пару раз «высыхала» на трассе и отправляла совершенно незнакомых водителей за бензином. Был неприятный случай на трассе Питер-Выборг, когда у меня на ходу выключился мотоцикл. От ветра между бензобаком и рулем «зажевало» брелок, висевший на ключе, и ключ повернуло. Хорошо, успела выжать сцепление и остановиться. Теперь никаких брелков, только ключ и все. А когда на сотом километре Ярославки у меня разорвало в клочья задний баллон (скорость была за двести) и я как-то остановила мотоцикл, водители автомобилей подъезжали, наверное, через одного. Не стала никого напрягать, вызвала эвакуатор. Если припоминать еще интересные случаи, к примеру, заплутали в Альпах, стемнело, ничего вообще не видно, вокруг горы… И какими-то окольными путями, через деревушки, чуть ли не огородами и проселками, выезжаем на долгий перевал… И вот Словения, прямой автобан, и у меня чуть не слезы от счастья, что после 450 км по горам, наконец, прямая дорога, с прекрасным освещением. Приключения есть всегда.
— У меня, признаюсь честно, самая долгая мотопоездка была до Сергиева Посада, и почти отвалилась попа. Что помогает тебе выдерживать такие переезды? Спортивные тренировки? Волшебная сидушка с силиконом? Буддисткие мантры? Есть какой -секрет или приспособления, чтобы облегчить дорогу?

— Еще раз повторюсь, не последнюю роль играет выбор мотоцикла. У тебя какой мотоцикл? Наверняка не спорттурист и не круизер, поэтому и неудобно. На моем комфортно, и без лишнего напряжения можно проехать тысячу километров в день. Можно больше, но лично мне нравится больше ездить в удовольствие. Однажды приехали в Минск с друзьями, один товарищ был на спортбайке. Ему после 700 км пути хотелось принять положение лежа и вызвать массажистку. А я надела каблуки и готова была всю ночь протанцевать. Я против долгих перерывов в пути. Только настроишься на дорогу, и тут начинается: «Давайте поедим, давайте поболтаем». Куча времени теряется.

— Значит, никаких хитрых приспособлений для облегчения дороги ты не используешь?

— Пожалуй, нет. Существуют гелевые сидения, но они высокие, а у меня ножки короткие, еле до земли на мотоцикле достаю.
— Я в путешествие с собой собираю целый чемодан. Причем пересобираю его раза три и в итоге везу тысячу ненужных вещей. В мотопутешествиях, понятное дело, ты ограничен размером кофра. Что девушка берет с собой в такую поездку? И что особенно важно взять?

— Именно дальние поездки на мотоцикле научили меня не брать ненужное и в обычные путешествия. Ну, вот пример: отправилась на две недели в Европу на мотоцикле. Осень, где-то холодно, а в Адриатике, напротив, можно искупаться. Забегая вперед, мне хватило средней бмвшной сумки. При этом с собой были дождевик, толстовка, термобелье, запасные мотоперчатки. А к выбору вещей подошла так: чем больше вариантов сочетания одежды, тем лучше. Плюс, одежда должна быть многофункциональной. Например, термобелье выглядит как обычная водолазка. Пара маек, пара футболок, пара купальников. Незаменимая вещь — удлиненный кардиган, из тонкой шерсти. Тонкий, теплый, места мало занимает, выглядит стильно. По обуви умудрилась удивить всех: кеды на танкетке, босоножки также на танкетке и шлепанцы. Конечно же, шорты и парочка джеггинсов. И платье, ты никогда не знаешь, где можешь оказаться. С косметикой также немного покреативила — я не засну без крема с гиалуроновой кислотой, и после долгой дороги волосам необходима маска. Крем переехал в маленькую упаковку, набрала с собой одноразовых масочек для волос в индивидуальных упаковках. Декоративную косметику и в обычной жизни не сильно жалую, а bb крем, пудра и карандаш для бровей помещаются в моей поясной сумочке.

— Ты планируешь детали путешествия заранее или все спонтанно? Я про выбор трассы, отеля, маршрутов и т.п.

— Выбор трассы, как правило, происходит заранее, но всегда возможны варианты. Все отели бронирую по факту, через сайт booking.com, там сразу видны все интересующие условия и спецпредложения. Но иногда останавливалась и в придорожных отелях, если, к примеру, рано стемнело. Очень не люблю ездить в темное время суток

— Какой маршрут ты бы посоветовала новичку для первой поездки?

— Самое безопасное, на мой взгляд, — Европа. Люди на дорогах адекватные, мотоциклистов пропускают. Чтобы не перенапрягаться — первый день Москва — Минск, второй — Минск-Варшава.
— Какие опасности поджидают барышню-мотоциклиста в дороге? Чего или кого нужно опасаться?

— Если барышня путешествует одна – главное, не положить мотоцикл, ибо он и так тяжелый, а с багажом — вообще атас. Конечно, крутить гайки на обочине — тоже дело не самое приятное. А вообще, главное — следить за фурами, не лезть между ними, когда одна из них идет на обгон, в общем, соблюдать простые правила безопасности для всех мотоциклистов. Слепые повороты, обгоны по встречке — все стандартно. Предельное внимание! В темное время снизить скорость, обязательно. Недавно вечером ехала за городом, и на дорогу вышел лось. Огромный такой. Я ехала в районе 100 км/ч, поэтому без особого напряжения остановилась. Темное время суток в принципе опасное.
Но если соблюдать все правила безопасности, самой большой неприятностью для мотоледи будет, если в отеле, где она остановилась, нет горячей воды. Вот этого точно надо остерегаться.

— А с полицейскими в Европе приходилось общаться? Как там дела с междурядьем обстоят и другими правилами? Все пугают рассказами об огромных штрафах при выезде.

— И меня пугали, и, напуганная этими историями, я аж до Хельсинки от границы с Россией ползла 120. Но международное мотобратство явно сильное, местные рассказали, где висят камеры (под эстакадами, на заметку) и дальше дорога пошла веселее. Междурядье наблюдалось везде, где была. В Финляндии меня хотели оштрафовать за парковку в неположенном месте, но я по-человечески попросила этого не делать, вроде как сейчас сфоткаюсь и уеду. В Хорватии прокатили короткие шорты и московские номера. Хотя там я похулиганила немножко...
— А как с прохождением границы и визой? С обычным путешествием все понятно, приносишь билеты и брони отелей. Что нужно, чтобы в Европу на мотоцикле поехать для визы и как проходит само пересечение границы?

— Виза делается просто, можно сделать бронь с отменой, и я никогда не пишу, что планирую ехать на мотоцикле. Пишу, что на автобусе. На границе мотоциклы действительно проходят без очереди, багаж у меня смотрели только один раз, белорусские таможенники, когда я вернулась из Европы.
— Какой защитой ты пользуешься и берешь ли что-то дополнительное с собой?

— Как раз в дальние путешествия я надеваю полный экип. Мотоджинсы со встроенными наколенниками, мотоботы, куртку со встроенной защитой. Беру перфорированные перчатки.

— Каким навигатором пользуешься в поездках?

— В Финляндию ездила вообще без навигации, в Хорватию с навигатором BMW. Но мне, как ни странно, удобнее ехать по указателям.

— Почему барышня должна выбрать мотопутешествие? Например, я предпочитаю самолет, может, что-то упускаю?

— По моему субъективному мнению, путешествие на мотоцикле круче тем, что оно начинается уже от дома. Ты видишь города, которые проезжаешь буквально изнутри, плюс ты в любой момент можешь скорректировать маршрут и отправиться в другое место. И ощущения... Когда дышишь морским или горным воздухом, продолжая ехать (нет-нет, открытое окно машины — это не то, здесь эмоции другие). Ну, и дух приключений, что также немаловажно. А по себе скажу, что после проездов на мотоцикле по Европе стала еще и лучше знать географию. Так намного интереснее, иначе бы до пенсии путала Словакию со Словенией.
1. Техническое состояние мотоцикла.
Обязательно должны быть свежая резина и масло. Конечно, мой приятель делает ТО в Германии, а резину моему товарищу мы меняли в Хорватии, но когда ты новичок в путешествиях и не владеешь иностранным языком достаточно хорошо, лучше позаботиться об этом заранее.

2. Смотри прогноз погоды.
Поеду я в любом случае, если запланировала. Но поскольку люблю получать максимум удовольствия от дальней поездки, тщательно изучаю weather.com

3. Не брать лишних вещей.

4. Не ссориться с водителями на трассе.
Пока заправляешься, догонят, перегонят, отомстят. А если серьезно, именно они первые, кто может прийти на помощь.
5. Заранее позаботиться о документах.
Сделать европейскую страховку техники и здоровья.

6. Как и с одеждой, косметику подбирать максимально многофункциональную.
Даже если планируешь выйти и на светские мероприятия, не стоит тащить с собой всю палитру корректоров, достаточно bb крема и пудры, а также стика, который может быть и помадой, и румянами.
7. Ты не в Москве, соблюдай правила.
Если совсем скучно стало ехать со скоростью автомобилей, срочно знакомься с местными мотоциклистами и выясняй про «понятия на районе».

8. Ты леди, не стесняйся этим пользоваться.

9. Держи матирующие салфетки и теплый виндстоппер на шею в верхнем отделении кофра.

10. Стемнело — ищи ночлег.
Лучше ты проедешь меньше, но так будет безопаснее.

11. Устала, чувствуешь, что засыпаешь?
Неважно, какое время суток, паркуйся, отдыхай

12. И главное — путешествие должно приносить удовольствие, а не быть борьбой.
КОММЕНТАРИИ


Автор: Наталья АНТОНОВИЧ
Фото из личного архива Софии Хисамутдиновой, с официального сайта BMW, pixabay
Иллюстрация на обложке: Азер БАБАЕВ
Дизайн и верстка: Анна ЛАТУХОВА
Made on
Tilda