Ментальная арифметика для детей

Что такое ментальная арифметика для детей, можно ли ее освоить в домашних условиях и как она помогает в учебе – в материале «Комсомолки»

Ментальная арифметика для детей. Фото: Pavel Danilyuk, pexels.com
Айгуль Гомбоева Автор КП Мария Андреева Преподаватель русского языка и литературы Мария Потапова Эксперт в сфере EdTech Эмиль Ахундов НИИ Развития народного образования

Что такое ментальная арифметика

Ментальная арифметика – это развивающая система, основанная на быстром счете в уме. Опирается она на азиатскую технику вычислений, при которой используются счеты-абакус (соробан). Сперва ребенок учится считать на них, заодно развивая мелкую моторику, а затем представляет счеты мысленно и считает уже в уме. Специалисты отмечают, что ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллект, тренирует концентрацию, внимание и логику. После регулярных занятий ребенок может вычислять в уме многозначные цифры.

Полезные факты о ментальной арифметике

Ментальная арифметика – это не только быстрый устный счётВладение приемами ментальной арифметики позволяет ребенку быстрее и проще справляться с любой интеллектуальной и творческой работой. Также развивается способность находить нестандартный подход к решению задачи.
Лучший возраст для занятий ментальной арифметикой – от 4 до 14 летВ этот период мозг развивается наиболее интенсивно. Раньше заниматься смысла нет – ребенок просто не поймет, чего вы от него хотите. Позже мозг уже не может приобретать и использовать сложные навыки в таком количестве.
Полезно заниматься ментальной арифметикой в пожилом возрастеХотя пожилому человеку и сложнее освоить устный счет в уме, такие занятия будут хорошей профилактикой болезней, связанных с памятью и концентрацией внимания.
Занятия ментальной арифметикой полезны для развития мелкой моторикиСчитать в уме без овладения счетом на абакусе практически невозможно. Поэтому вначале придется активно пользоваться счетами, что предполагает постоянные мелкие движения пальцами. 
Овладение ментальной арифметикой не гарантирует «пятерок» по математикеЕсли ребенок не понимает условия задачи, не знает формул и правил, то, к сожалению, ментальная арифметика не поможет. При этом дети, владеющие приемами ментальной арифметики, легче вникают в условия задачи из-за развитого воображения.

Как проходят уроки по ментальной арифметике

Программы занятий бывают разные, но принцип схож. Осваивать ментальную арифметику начинают с умения работать с абакусом. Это японские счеты, которые имеют косточки, с помощью которых делают вычисления.

Первоочередная задача – научиться быстро считать на абакусе. Постепенно преподаватель дает все более сложные примеры для вычислений, а затем физический абакус убирается, и ребенок представляет счеты в уме.

Топ-10 курсов по ментальной арифметике

Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту edu@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Мы выбрали десять курсов, которые помогут ребенку освоить ментальную арифметику. При подборе мы учитывали доступность занятий, наличие положительных отзывов и пробного урока.

Ментальная арифметика от AMAkids

Занятия проходят по видеосвязи. Ученики выполняют задания на интерактивной онлайн-платформе под руководством тренера, а затем закрепляют полученную тему, выполняя домашнее задание. После каждого занятия вы получаете подробный отчет об успехах ребенка.

Занятия в международной сети школ «Абакус центр»

Занятия в Центре проходят раз в неделю и длятся по 1,5 часа с перерывами каждые 30 минут.  Есть также вариант занятий два раза в неделю по 60 минут.  Курс для детей дошкольного возраста длится от 5 до 6 месяцев. Этот этап называется подготовительной ступенью. Курс для школьников состоит из пяти ступеней, на овладение каждой необходимо от 3 до 6 месяцев.

Ментальная арифметика от центра «Пифагорка»

Занятия длятся один академический час и проходят по авторским методикам, которые разрабатываются для каждой возрастной группы отдельно. Ребята занимаются два раза в неделю, двигаясь в обучении от простого к сложному. Педагоги дают домашние задания, но их выполнение занимает не больше 15 минут. На сайте центра есть удобный инструмент для тренировки счета онлайн.

Репетиторы по ментальной арифметике от Tutor Online

Это индивидуальные занятия с дипломированным специалистом. У каждого репетитора есть рейтинг, который формируется исходя из оценок учеников. Также на сайте можно посмотреть количество уроков, которые провел преподаватель, его стаж в качестве репетитора по ментальной арифметике, почитать отзывы учащихся. Первое занятие бесплатное.

Ментальная арифметика для детей
Ментальная арифметика опирается на азиатскую технику вычислений, при которой используются счеты-абакус. Фото: pixabay.com

Дошкольный курс по ментальной арифметике от онлайн-школы «Аметодика»

Курс рассчитан для детей с четырех лет. Можно заниматься дома вдвоем с малышом или собрать мини-группу из детей одного возраста. Курс специально рассчитан на детей, которые еще не знают цифр, не умеют считать, вычислять и читать. Все задания детям в игровой форме дает журавлик Плюсик, герой помогает лучше выстроить коммуникацию с маленькими детьми.

Занятия ментальной арифметикой по международной программе UCMAS от IQ KIDS

Авторы курса обещают, что вы увидите первые результаты уже после двух месяцев занятий. Длительность урока – 90-120 минут, также для закрепления ученики получают домашние задания, на выполнение которых нужно в среднем 15 минут. Пропущенные занятия можно догнать с репетитором.

Ментальная арифметика по программе ALOHA

Программа предназначена для детей от 5 до 13 лет и состоит из нескольких уровней. По завершении каждого уровня ученики сдают экзамен и получают международный сертификат. Заниматься можно в одном из центров сети или онлайн в мини-группах от трех детей. Занятия проходят раз в неделю и длятся 120 минут.  

Ментальная арифметика от Seven Kids

Школа заявляет, что обучила быстрому устному счету более 100 тысяч учеников. Есть программы для детей от 4 до 12 лет. Занятия проходят в группе, после каждого дается домашнее задание, которое проверяет куратор. Есть бесплатный пробный урок.

Ментальная арифметика от школы «Нью-Ньютоны»

Школа является сертифицированным членом международной ассоциации ментальной арифметики. Специалисты школы советуют начинать занятия с 5-6 лет. В группах не более восьми учеников, чтобы тренер мог уделить внимание каждому. Занятия проходят раз в неделю по 1,5 часа. В программе для детей помимо упражнений также развивающие игры. 10-15 минут ежедневно нужно уделять работе на онлайн-тренажере, чтобы закрепить навыки ментального счета. Длительность полного курса – два года.

Ментальная арифметика от Smarty kids

Занятия проходят в игровой форме на специальной онлайн-платформе. В программе шесть уровней обучения для детей разного возраста и уровня подготовки. Длительность курсов от 3 до 6 месяцев. В группе обычно от 4 до 10 учеников, задания чередуются с интерактивами, есть перерывы на подвижные и интеллектуальные игры. Ученики центра регулярно участвуют в олимпиадах по ментальной арифметике, чтобы проверить уровень знаний.

это интересно
Как быстро выучить таблицу умножения
Легкие способы, которые помогут разобраться в вычислениях
подробнее

Как обучить ментальной арифметике в домашних условиях

Ментальной арифметикой можно заниматься с ребенком и самостоятельно. Специалисты отмечают, что для этого нужна дисциплина и регулярность. Наши рекомендации помогут вам выстроить занятия таким образом, чтобы они были успешными.

Выделите регулярное время для занятий

Желательно заниматься в одно и то же время. Это позволит выработать режим, и ребенок будет психологически настраиваться на урок. Особенно это важно дома, где малыш чувствует себя расслаблено и может с неохотой воспринимать занятия. Время выбирайте, исходя из особенностей ребенка. Маленькому жаворонку больше подойдет урок в первой половине дня, а совенку – после обеда, когда организм уже точно проснулся и готов к освоению новых знаний. Также учитывайте дополнительные факторы: заниматься перед сном, когда малыш устал, или перед походом в гости – не самый лучший вариант. В первом случае концентрация может быть снижена из-за усталости, во втором – ребенку будет сложно сосредоточиться, находясь в предвкушении поездки. Что касается периодичности, то каждый день по 15 минут лучше, чем раз в неделю в течение часа.

Купите необходимую литературу или пройдите курсы

Научиться учить без определенных знаний сложно. Методика преподавания важна, она учитывает возрастные особенности ребенка, необходимую длительность и последовательность занятий. Сейчас есть множество курсов и учебных пособий для педагогов – выбирайте то, что подходит вам и изучайте.

Составьте программу уроков

Чтобы занятия были эффективными, они не должны проходить хаотично. Каждое занятие должно иметь свою небольшую цель. Лучше приобрести готовую программу, разработанную специалистами, и следовать ей.

Не торопитесь

Помните народную пословицу: «Тише едешь – дальше будешь». Не переходите на следующую ступень, пока ребенок полностью не освоит предыдущую. В ментальной арифметике важно качество, а не скорость.

Сохраняйте спокойствие

Если вы нервничаете, когда малыш не понимает, лучше доверить занятия профессионалам. Отношения с ребенком важнее. В состоянии стресса малыш как будто впадает в оцепенение, обучение в этот момент бесполезно. Спокойная и комфортная обстановка – залог успешного развития.

это интересно
Как научить ребенка математике
Игровые приемы, которые помогут младшим школьникам лучше понять «царицу наук»
подробнее

Отзывы экспертов

Мария Потапова, исполнительный директор цифровой школы «Академии Аристотель», эксперт в сфере EdTech:

Ментальная арифметика – это метод обучения детей быстрому счету в уме. Чтобы достичь результата, дети сначала учатся считать на деревянных счетах, а затем уже без них, представляя, как передвигаются шарики, уже в уме. Считается, что наличие визуального образа в голове помогает быстрее справляться со счетом. Однако отмечу, что быстрый счет не сделает ребенка математиком, многие математики не умеют быстро считать. Тем более в эпоху компьютеров этот навык становится все менее востребованным. Гораздо важнее обладать математическим интеллектом, который включает внимание, память, а главное способность рассуждать, как подойти к решению какой-либо проблемы. Развитие этих способностей происходит на разнообразном математическом материале, который не ограничивается элементарным сложением и вычитанием. К слову, математический интеллект определяет успешность ребенка не только в математике, но и в физике, информатике и других науках, где необходимо рассуждать, логически выстраивать решение и приводить доказательства своих решений.

Эмиль Ахундов, коммерческий директор в НИИ Развития народного образования, руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений»:

Ментальная арифметика – это система тренировок ума и умения быстро считать в уме. Она базируется на использовании визуальных и звуковых ассоциаций, а также специальных техник мозговой активации. Она позволяет развивать скорость и точность вычислений в уме. Ментальную арифметику придумали еще древние греки около 2500 лет назад. Позднее, в Азии, эта практика была доработана и стала популярной в Японии, Китае и других странах Восточной Азии. В настоящее время методы ментальной арифметики используются во всем мире для развития памяти и умственных способностей. В современном виде ее оформил японский ученый Тэцуя Сакамото в 1970-х годах. Он создал методику, основанную на быстром расчете в уме с помощью визуализации, ассоциаций и запоминания числовых паттернов. Эта методика была признана эффективной не только в Японии, но и во многих других странах. Однако еще до Сакомото один из известных ученых, который пропагандировал ментальную арифметику, это Яков Перельман. Он был московским математиком и популяризатором науки в начале XX века и написал несколько книг, в которых представил методику обучения ментальной арифметике. Его книги были очень популярны в СССР и используются до сих пор в школах и кружках для развития математических способностей у детей.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Мария Андреева, руководитель Школы интеллекта StarBoom

Можно ли заниматься ментальной арифметикой онлайн?

Онлайн-программа повышает эффективность занятий ментальным счетом и помогает поддерживать детский интерес к знаниям. Она сочетает проверенную веками японскую систему обучения, дополненную современными компьютерными технологиями для активного и гармоничного развития детей. Считаю, что если педагог занимается без использования цифровой платформы, то такие занятия в онлайн менее эффективны.

Какие задания дают на уроках ментальной арифметики?

На первом этапе дети учатся производить вычисления по определенным законам на специальных японских счетах – соробан (китайский: абакус, абак). На этом этапе закрепляется мышечная память, мелкая моторика. Далее переходим к счету в воображении (для детей – «на волшебных» счетах). Ребенок визуализирует устный счет. Занятия ментальной арифметикой не учат считать! Устный счет всего лишь средство, способ, возможность развивать детский мозг. И то, что дети начинают считать быстро, – приятный бонус, а не цель. Методика разработана для детей 5-11 лет. Ведь именно в этом возрасте идет самое активное развитие нейронных связей в мозге.

Какую пользу дает ментальная арифметика?

В основе – японская методика развития детей с помощью образного устного счета. Мы визуализируем устный счет, помогаем ребенку с помощью воображения производить расчеты. Именно эти упражнения и активизируют правое и левое полушария мозга, а также укрепляют связь между ними. И главное – ребенок, который занимается по этой методике, увеличивает концентрацию внимания, улучшает общую память, формирует нестандартное мышление и развивает скорость восприятия, что дает ребенку возможность:

• быстро производить математические действия в уме;
• больше и быстрее запоминать информацию;
• быстро и качественно ориентироваться в современном мире;
• быстро анализировать ситуацию и быстро принимать решение;
• лучше ориентироваться в различных гаджетах и любых механизмах;
• работать в различных направлениях с одинаковой продуктивностью, будь то гуманитарное или техническое направление;
• стать увереннее в себе и своих силах;
• легко осваивать школьные предметы;
• в дошкольном возрасте легко и быстро подготовиться к первому классу и безболезненно пройти адаптационный период в школе.

Первые результаты, которые видны уже через месяц, – быстрый устный счет, быстрое запоминание стихов. Дети запоминают стихи с одного-двух прочтений, исправляется почерк, легче изучаются иностранные языки, заметны прорывы в спорте и творчестве, просыпается интерес учиться. Чувство «Я могу немного больше, чем могут другие» – главный мотиватор развития ребенка.
КП
Реклама О проекте