Развитие мышления у детей

Задания и игры, которые помогут ускорить развитие логического, пространственного и наглядного мышления у детей, а также советы педагогов – в материале КП

Развитие мышления у детей. Фото: shutterstock.com
Айгуль Гранд Педагог-психолог Вера Смирнова Руководитель клуба детского развития Екатерина Цыбульская Автор КП Ольга Коровина Научный консультант образовательного портала Ярослав Федосов Основатель центра игровой терапии

Мышление – это важный навык восприятия окружающего мира и происходящих в нем явлений. В возрасте полутора-двух лет активно развивается наглядно-действенное мышление – малыш познает мир, пробует на вкус, тактильно знакомится с игрушками и предметами. Одновременно с развитием речи, в три-четыре года, формируется наглядно-образное мышление. Ребенок понимает окружающий мир без прямого взаимодействия с предметами, опираясь на образы в памяти. Затем, на основе образного мышления, к пяти-семи годам формируется логическое мышление. Так в старшем дошкольном возрасте дети могут использовать абстрактные понятия: мораль, время, искусство, мир. Отличительной чертой этого возраста можно считать умение выстраивать причинно-следственные связи, свободно рассуждать на разные темы, сравнивать предметы и явления.

Особенности развития мышления у детей

Мышление развивается с младенчества и здесь важно, чтобы родители не тормозили процесс всевозможными запретами. Для малышей от шести месяцев до двух лет важно знакомиться с миром. Например, пробовать то, что нельзя, чтобы понять вкус. Ломать и кидать игрушки – для возможности изучить предмет. Возиться с животными и ощущать мягкую шерсть в ладонях. В этом возрасте созревает зрительная кора мозга и мозжечок. Первая – это зрительное восприятие предметов и мира, а вторая область отвечает за движение и физическую нагрузку. Если у малыша есть возможность свободно изучать все, что его окружает, – значит, и наглядно-действенное мышление будет развиваться органично.

Особенности развития наглядно-образного мышления заключаются в одновременном развитии речи и способности предсказать результат действий. Четырехлетка может предугадать раздраженное мяуканье кота в ответ на дерганье за хвост или дать четкий ответ на вопрос: «Для чего нужен стул?» В этом возрасте активно развиваются височные и моторные области коры мозга.

К семи годам завершается развитие лобной коры с другими отделами мозга и формируется логическое мышление. Здесь имеет значение уровень познания мира, жизненного «багажа» ребенка – от этого зависит, сможет ли он сравнить предметы, дать определение сложным понятиям и классифицировать, определить характерные черты для явлений и предметов.

Полезные факты развития мышления у детей

Наблюдение и воспроизведение действийМалыш формирует представление о мире в игре: изучает цвет, форму, материал игрушки. На примере значимого взрослого учится повторять действия с предметами.
Создание первых представлений и образов в памятиНа основе изученных предметов и явлений, действий ребенок формирует первые представления и образы о мире, может предугадать результат действия.
Выстраивание логических взаимосвязейУчится формировать причинно-следственные связи, закономерности, делать выводы, анализировать и описывать явления, предметы окружающего мира.

11+ способов развития мышления у детей

Развитие мышления зависит не только от генетических особенностей ребенка, но и усилий родителей. Мы собрали советы экспертов по развитию мышления у детей разных возрастов.

Пошаговая инструкция для развития мышления у детей младшего дошкольного возраста

Кажется, что развивать мышление у двухлеток – сложно и не обязательно. Однако ничего особенного делать не нужно, а результат скажется на нескольких функциях – памяти, внимании и речи. Все советы и игры простые в повседневном применении. 

Помогайте изучать мир

Зачастую родители боятся за малышей, лишают их возможности изучать мир. Например, не позволяют доставать крупы из кухонного шкафа: «Потом придется убирать!» Или ограничивают передвижение ползуна специальными «заборчиками» на полу. Рекомендуем рассуждать иначе и воспользоваться советом из системы Монтессори – сделать небольшие прозрачные мешочки и сложить в них гречку, горох, бобы, рис. Так малыш сможет тактильно ощутить разницу между предметами из окружающего мира. Кроме того, для понимания и составления образов, первых представлений, ребенок может наблюдать за тем, как мама готовит, прибирается или гладит вещи.

Объясняйте действия

«Сейчас мы наденем кофту, штаны, шапочку и пойдем гулять». Такие пояснения от родителей необходимы для формирования причинно-следственных связей. Это скажется на развитии речи и появлении первых слов. Заостряйте внимание на свойствах предмета: «Смотри, какой красивый заяц. У него длинные уши, маленький хвостик и пушистая шерсть».

Читайте книги

У многих возникнет сопротивление: «Зачем малышу книги? Он же еще ничего не понимает!» Однако на практике это не только развивает мышление, знакомит с характерами персонажей, с понятиями зла и добра, но и отвлекает от сложных моментов. Например, когда у ребенка прорезываются резцы или болит живот.

Меняйте маршруты прогулки – парки, водоемы, пляж, лес. Это позволит ребенку увидеть разнообразие мира. Фото: pixabay.com

Меняйте маршруты прогулки

Развитие мышления у детей зависит от разнообразия обстановки, в которой он может знакомиться с окружающим миром. Так для ребят младшего школьного возраста родители могут менять маршруты прогулки – парки, водоемы, пляж, лес. Это позволит ребенку увидеть разнообразие мира и расширить представление о нем.

Включайте музыку или аудиосказки

Знакомство с миром происходит не только во время непосредственного взаимодействия с предметами. Заложить основу для логического мышления и причинно-следственных связей помогут музыкальные композиции или аудиосказки. Можно включать детские песенки о доброте, дружбе, семье или русские народные сказки – в них простые, понятные сюжетные линии, а отрицательный герой всегда несет ответственность за плохие поступки.

Пошаговая инструкция для развития мышления у детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст предполагает индивидуальную деятельность ребенка. Однако родители также могут помочь – мотивировать на новые занятия или обучить новым навыкам.

Решайте логические задачки

Для детей старшего школьного возраста можно найти сложные ребусы, головоломки и пазлы с большим количеством элементом. Разумеется, заставить ребенка заниматься не получится. Отец может вовлечь сына в решение крутой головоломки, заказанной в интернет-магазине, но не принудить. Все зависит от возраста ребенка, но главное – поддерживать детей в стремлении развить мышление и интеллект.

Педагог-психолог Айгуль Кайпкалиевна Гранд приводит пример интересных логических задачек, которые подходят детям разных возрастов: «Для развития логического мышления подходят логические задачи. Часто они бывают остроумными, с подвохом, веселые. Поэтому обычно они нравятся детям. Например, задайте вопрос: «Если гусь стоит на одной лапе, он весит 7 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе лапы?» (7 кг). Или «У папы Мэри пять дочерей: Чичи, Чача, Чучу и Чече. Как зовут пятую дочку?» (Мэри).

Запишите ребенка на курсы по логике

Для школьников 7-11 класса есть онлайн-курсы по логике. На занятиях дети изучают базовые логические операции и их свойства, решают логические задачи, формулы и функции, а также учатся работать в Excel. Все уроки тесно связаны с алгеброй и вычислениями, что поможет подготовиться к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Играйте в настольные игры или найдите игровой клуб

Настольные игры – эффективная альтернатива логическим задачам для развития мышления. Этот способ поможет весело провести время и активно развивать нейронные связи.

— Развитию мышления у детей активно способствуют настольно-ролевые игры наподобие DnD («Подземелья и драконы»), – говорит Ярослав Федосов, основатель центра игровой терапии Gâme Therapy. – Сидя за столом, дети путешествуют по фэнтези-миру, устно описывая действия персонажей и бросая игральные кости. Причем результаты бросков они вычисляют сами: когда от этого зависит спасение принцессы, математика становится чем-то действительно важным. Помимо прочего, настольно-ролевые игры развивают словарный запас и тренируют навыки общения. Ребенок не просто слушает сказку об отважном герое, а сам сочиняет историю вместе с другими детьми. Во время игры он осваивает речь, познает новое и экспериментирует, делая то, что пока не умеет делать в реальности. А если с этим возникают сложности, на помощь приходит ведущий игры. В DnD можно играть группой от пяти до семи детей примерно одного возраста в диапазоне от шести до двенадцати лет. Самому юному игроку на моей практике было пять. Ей понравился рогатый заяц, и она всю игру придумывала собственных мифических зверей. Такая практика полезна для развития у ребенка воображения, особенно когда он сам демонстрирует инициативу в творческой деятельности.

Развитие мышления у детей
Шахматы – эффективная альтернатива логическим задачам для развития мышления. Фото: Vlada Karpovich, pexels.com

Займитесь робототехникой или создайте семейный сайт

Для погружения в робототехнику не обязательно записываться на курсы, в магазинах продаются специальные наборы для знакомства с направлением. Можно собирать и усовершенствовать роботов на скорость, как в популярных распаковках видеоблогеров. Кроме того, можно вместе с ребенком создать семейный сайт: составить и загрузить туда генеалогическое древо, интересные факты о фамилии или предках. Все это развивает логическое мышление, расширяет кругозор и прокачивает востребованные навыки программирования.

Учитесь анализировать вместе с детьми

Умение анализировать, классифицировать и описывать предметы, выстраивать логические цепочки необходимо в любом возрасте. В этом хорошо помогают конструкторы и настолки. Не стоит думать, что они подходят только малышам. Для подростков тоже есть много интересных игр для тренировки в построении причинно-следственных связей: металлические конструкторы, шашки, «Эрудит».

— Строительство с помощью конструкторов развивает мышление, логику и креативность. Игры с буквами и цифрами помогают детям научиться читать, считать и анализировать информацию, – рассказывает Ольга Сергеевна Коровина, научный консультант образовательного портала «Единый урок», кандидат педагогических наук. – Шашки – это игра, которая помогает развивать стратегическое мышление и планирование ходов. В «Собери слово» дети должны составлять слова из буквы, помогает развивать лексику и умение анализировать информацию. 

Лайфхаки и советы экспертов

Вера Валентиновна Смирнова, руководитель клуба детского развития, педагог начальных классов высшей категории, методист:

Мышление человека тесно связано с развитием памяти. Благодаря памяти мы можем анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому, занимаясь с ребенком, уделяйте большое внимание развитию его памяти. Для этого можно использовать игры и задания. 

  1. «День-ночь». Перед ребенком раскладываются картинки. При слове «день» ребенок рассматривает картинки, запоминает их расположение. При слове «ночь» – закрывает глаза. За это время педагог меняет картинки местами, убирает или заменяет другой одну из картинок. Услышав слово «день», ребенок открывает глаза и называет, что изменилось.
  2. «Опиши картинку». Предлагаем ребенку в течение 30 секунд рассмотреть картинку, на которой изображено не менее шести предметов. После этого картинку переворачиваем, а ребенок рассказывает, что описывает предметы, которые он видел на картинке. 
  3. «Снежный ком». Взрослый называет слово, ребенок повторяет слово взрослого и добавляет свое слово. Взрослый называет свое слово, слово ребенка и свое новое слово. Такая словесная эстафета способствует развитию слуховой памяти. 

Заучивание стихов и пересказы текстов тоже помогают в развитии памяти.

это интересно
11+ способов развития памяти у детей
Простые советы, которые помогут ребенку лучше запоминать информацию
подробнее

Занятия по развитию логического мышления включают в себя игры на развитие внимания, классификацию предметов, нахождение закономерностей, решение головоломок и нестандартных задач. Особый интерес у ребят вызывает игра «Мозговой штурм». В процессе этой игры дети придумывают необычное применения самым обыденным вещам – карандашу, носку и так далее.

Популярные вопросы и ответы

Какие задания и игры существуют для развития мышления у детей?

Айгуль Гранд:

Кроме логических игр, о которых я уже говорила, интеллектуальные игры также способствуют развитию мышления. Самая доступная из них – домино. Она тренирует быстрый счет и способность принимать решения на основе анализа. Дополнительное преимущество домино состоит в том, что игра демонстрирует принцип логической цепочки. Если у вас нет набора домино, подойдет также игра в слова, в города. Например, вы загадываете букву и называете город («А» – «Астрахань»), а задача ребенка – продолжить цепочку, назвав город на последнюю букву («Н» – «Новосибирск»). Пазлы из множества частей и головоломки стимулируют образное мышление, логику, развивают внимание и способность к анализу. Например, пазл изображает домик в лесу. Ребенку нужно собрать все элементы одного предмета, чтобы собрать избушку, или классифицировать их по цвету для того, чтобы выложить полянку и деревья. Компьютерные игры – например, «Тетрис». Можно купить приставку, а можно скачать игру на телефон. Задача – складывать фигурки из постоянно падающих сверху экрана элементов. Игрушка развивает мелкую моторику, а вместе с этим – логику, пространственное мышление, комбинаторные способности и быстрое принятие решений.

Как проходят занятия по развитию логического мышления у детей?

Ольга Коровина:

Педагог должен создать комфортную и дружелюбную среду, чтобы дети чувствовали себя свободно и удовлетворенно. Прежде чем начать занятие, педагог может провести небольшой вводный курс о логическом мышлении и его применении в повседневной жизни. Дополнительно педагог может проводить обсуждения и дебаты, чтобы научиться анализировать информацию. Например, какие решения могут привести к тому, чтобы представить результаты в конкретной ситуации. В конце занятий педагог проводит рефлексию, чтобы понять, какие навыки были улучшены и что еще нужно улучшить в будущем. Это помогает детям понять, как использовать знания в повседневной жизни.

Ярослав Федосов:

Мы включаем в сюжет настольно-ролевых игр задачи на смекалку и головоломки, дети их очень любят. Однажды ребят настолько поглотил процесс, что они разгадали анаграмму, которую до этого не могла разгадать более взрослая группа. Но здесь важно учитывать сложность и уровень подготовки детей. Перенапряжение может плохо сказаться на усвоении материала и дальнейшей мотивации детей.

На что влияет развитие пространственного и наглядного мышления?

Вера Смирнова:

Формирование пространственного мышления также является важным аспектом развития детей. Благодаря пространственному мышлению мы ориентируемся на местности, читаем карты и разбираемся в чертежах, определяем местонахождение и управляем автомобилем, решаем геометрические задачи и создаем целые картины, читая тексты. 

Дети, у которых развито пространственное мышление, преуспевают в географии, спорте, черчении, геометрии, физике, химии, конструировании. Развить пространственное мышление помогают графические диктанты, пазлы, оригами и конструкторы. Пространственное мышление является лишь частью наглядно-образного мышления. Именно с наглядно-образным мышлением связана вся учебная деятельность ребенка: обучение чтению и письму, формирование математических навыков.

Ольга Коровина:

Пространственное мышление позволяет рассматривать объекты в пространстве, понимать их расположение, а также воспринимать и использовать пространственные координаты и отношения. Развитие мышления полезно для профессий, связанных с инженерией, архитектурой, картографией, дизайном и другими сферами, где необходимо работать с трехмерными объектами и пространственно удаленными объектами. Наглядное мышление позволяет выявить информацию в образах и картинках, а не только в словах и символах. Развитие наглядного мышления помогает лучше понимать, запоминать информацию и ее использовать для решения задач. Оно полезно в профессиях, применимых с наукой, технологией, изобразительным искусством и другими сферами, где необходимо воспринимать и анализировать воздействие.

Ярослав Федосов:

Пространственное мышление играет важную роль в усвоении математики и других научных дисциплин: оно помогает понимать принципы, формулы и геометрические закономерности. К слову, умение визуализировать предметы любых форм и размеров пригодится не только на уроках геометрии. Оно является незаменимым спутником инженеров, архитекторов, дизайнеров и даже нейрохирургов.

В быту пространственное мышление помогает ориентироваться на местности, строить маршруты и легко находить нужную улицу в незнакомом городе, парковать автомобиль и планировать перестановку мебели. А благодаря наглядно-образному мышлению можно мысленно примерить новые обои в квартире, не меняя их физически. Такое мышление особенно развито у людей творческих профессий. Например, у писателей, художников и режиссеров.
КП
Реклама О проекте