Умение мечтать и фантазировать – важнейший навык, который помогает нам прогнозировать последствия своих действий. Вместе с экспертами мы разбираем, как проходит развитие воображения у детей и как оно помогает им в творчестве и учебе
Воображение – несомненно важная часть нашей жизни. Ведь оно отвечает не только за фантазирование и творчество, но и за умение заранее продумывать варианты развития ситуации, тем самым помогая успешно решать не только повседневные, но и самые нестандартные задачи. И закладывать нужные навыки необходимо уже в детском возрасте. Как это сделать – разбираемся вместе с экспертами. Отдельно расскажем об особенностях развития воображения у детей с задержкой психического развития.
Практически все дети по своей природе любят фантазировать и воображать, их сознание достаточно свободно и открыто новому. Очень важно создать условия, в которых процесс воображения станет привычным и легким делом, и в первую очередь для этого ребенку нужны контакты со сверстниками и взрослыми: чем больше накопленный опыт и шире словарный запас, чем больше интересных событий и историй произойдет в жизни, тем проще будет создавать новые комбинации образов.
Воображение начинает развиваться естественным образом уже в возрасте 2-3 лет, и этот процесс не прекращается в течение жизни. Однако есть важный фактор, который нужно учитывать при воспитании ребенка: если в дошкольном возрасте воображение является неотъемлемой частью детской психики и взрослым достаточно просто давать малышу достаточно «материала» для выдумок, то в школьные годы, а особенно в подростковом возрасте, необходимо направлять усилия на сохранение способности и желания фантазировать.
При этом необходимо научить ребенка использовать воображение для прогнозирования событий и достижения целей, в том числе творческих и учебных. Наталья Николаевна Пименова, искусствовед Новой художественной школы имени А. Г. Поздеева, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения Сибирского федерального университета, считает: «Воображение – часть такого важного для человека визуального мышления, которое позволяет нам наглядно представлять результат наших действий (и потому идти к нему увереннее), заранее смоделировать последствия принятых решений, увидеть изобретение в работе еще на стадии проекта. Универсальная ценность воображения в том, что именно оно помогает человеку формировать свой образ будущего, прогнозировать и планировать».
Воображение тесно связано с речью | Расширение словарного запаса помогает ребенку использовать большее количество образов при фантазировании. |
Воображению необходимы знания | Базой для процесса воображения являются имеющиеся знания, умения и впечатления. |
Воображение используется в учебе | Воображение необходимо для представления и лучшего понимания ситуаций, описанных в учебниках истории и естествознания, а также в литературных произведениях. |
Мы собрали лучшие советы, которые помогут развить воображение у вашего ребенка, а также выяснили, как развивать воображение у детей с задержкой психического развития.
Дети 3-5 лет не готовы к длительным занятиям чем-либо, поэтому наши советы помогут вам развивать воображение ребенка даже во время обычных повседневных дел.
Рассказывайте ребенку, как прошел ваш день, что вы увидели по дороге на работу, и обязательно спрашивайте, что интересного произошло у него. Важно: не показывайте сразу фото и видео, сначала дайте время представить ситуацию самостоятельно.
Обязательно используйте в разговорах с ребенком как можно больше разных слов и понятий, не пытайтесь упрощать речь до уровня его знаний: чем активнее будет развиваться словарный запас, тем большее количество образов ваше чадо сможет использовать. Если какое-то слово окажется непонятным, подробно объясните его значение. Возможно, в начале сложно будет не только ребенку, но и вам самим: все мы привыкли разговаривать короткими офисными фразами, но постепенно закостенелость пройдет и речь станет намного свободнее.
Совет из списка самых простых и банальных, но его невозможно пропустить. Книги – это то, что развивает воображение многих и многих поколений уже сотни лет. Читайте детям перед сном и приучайте их к самостоятельному чтению. Интересная книга обязательно заставит ребенка рисовать в воображении самые яркие моменты сюжета или представлять себя его героем. А если концовка покажется неподходящей, то и выдумать собственное продолжение любимой истории. Ну и конечно, чтение тоже отлично расширяет словарный запас!
Рисовать можно что угодно и чем угодно. Носите с собой ручку и небольшой блокнот для скрашивания времени ожидания в очереди к врачу, за столиком в кафе или в пробке, если позволяет вестибулярный аппарат. Главное – не ограничивать фантазию ребенка и не требовать от него проявления профессиональных художественных навыков.
Услышанную историю придется рисовать в воображении, а в мультфильме уже все сделано за нас. К тому же, помимо классических произведений, в интернете сейчас множество качественных современных сказок и детских подкастов, которые вообще существуют только в аудиоформате.
Вот некоторые из них:
Придумывать новое – сложная задача, для которой требуется много сил и умственных ресурсов, к тому же для успешного процесса воображения необходимо время, когда мозг «разложит по полочкам» полученные ранее знания. Эффективнее всего это происходит во сне, и согласно СанПиН 2.4.1.3049-131, продолжительность дневного сна ребенка 3-7 лет должна составлять 2-2,5 часа в дополнение к 10 часам ночного.
Любое путешествие – это новые знания и впечатления, которые так необходимы для воображения. Совершенно необязательно при этом улетать за тридевять земель, иногда достаточно пройтись по ближайшим дворам, чтобы увидеть что-нибудь необычное и запоминающееся: красивое граффити на стене, яркую клумбу с неизвестными цветами или кошку интересного окраса.
Для детей школьного возраста воображение может стать как способом расслабления, так и инструментом поиска новых вариантов решения учебных задач или более успешного и быстрого выполнения домашних дел. Однако для этого необходимо не просто научить ребенка пользоваться воображением, но и направить его в правильное русло.
Дети постарше, особенно в подростковом возрасте, часто боятся проявлять фантазию при взрослых, потому что слышат гневную фразу: «ты опять что-то напридумывал!»
Обязательно как можно раньше объясните ребенку, в каких ситуациях нужно рассказывать правду: например, на уроках в школе или в случае какого-то происшествия. Но выделять время для фантазирования необходимо и в 10, и в 15 лет, даже если потом вам придется выслушать миллион неправдоподобных рассказов. Предложите ребенку проиллюстрировать сюжет (подростков может заинтересовать создание собственного комикса вместо обычных рисунков) и закажите печать получившегося творения. И вам, и ребенку наверняка будет очень интересно пролистать такую книгу спустя годы. А вдруг эти истории станут началом профессионального писательского пути?
Как бы избито это ни звучало, но телефонные и компьютерные игрушки не несут ребенку ощутимой пользы. Конечно, существуют викторины и головоломки, но мало кто из детей сознательно предпочтет любую угадайку яркому и красочному экшену. Но воображение не развивается, если все уже заранее придумано и нарисовано.
Помните серию «Барбоскиных», где у них отключили свет, и детям пришлось играть с дедом в «Морской бой»? Первые партии показались всем ребятам скучными, но потом они сами захотели поиграть снова, потому что научились представлять себе те водные баталии, которые разворачивались на обычном листе в клеточку. Кстати, умение играть в такие игры («футбол», «точки», «крестики-нолики» на бесконечном поле и прочее) вполне способно дать подросткам повод отвлечься на время от гаджетов и компьютеров, да еще и удивить сверстников необычными знаниями, что особенно важно для старших школьников.
Воображение – это не только фантазирование, но еще и процесс просчитывания вариантов развития ситуации. Для тренировки этого умения как нельзя лучше подходят настольные игры (конечно, не бродилки, где все сводится к успешности броска кубика). Ребенку нужно будет продумывать свой следующий ход, а жажда победы заставит делать это максимально старательно. Выбор сейчас огромен: можно найти игру с любимыми персонажами, подобрать по стилю иллюстраций и типу заданий или поиграть в классические шашки и шахматы. Даже, казалось бы, простейшие карточные игры часто сопряжены с выстраиванием последовательности действий.
Для подростков 15-17 лет можно выбрать сложные настольные игры с продолжительным сюжетом, который поможет тренировать не только воображение, но и память для последующей подготовки к экзаменам. Подойдут также игры, изданные на иностранных языках: они потребуют еще и углубления лингвистических познаний.
Несколько лет назад очень популярны были книги с так называемыми IQ-тестами. Не будем говорить о том, насколько это объективный или необъективный показатель, однако же задания, использованные в этих тестах, – отличный повод проявить воображение и образное мышление. Также полезно решать олимпиадные задания, выходящие за рамки привычной школьной программы и требующие нестандартного подхода. Кстати, такая разминка для мозгов будет полезна не только ребенку, но и взрослым, которым в повседневной жизни чаще всего приходится выполнять обязанности практически «на автомате».
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Но этот диагноз зачастую не окончателен, ведь детский мозг очень пластичен, и многие вещи можно скорректировать. Однако родители таких детей должны понимать, что им обязательно нужно уделять ребенку достаточное количество времени, и тогда уже к окончанию начальной школы он может догнать сверстников.
– Воображение у детей с ЗПР обычно ограниченное. Дети не могут целостно видеть ту или иную ситуацию, у них отмечается низкий уровень беглости и гибкости мышления, – отмечает Наталья Викторовна Жарикова, клинический психолог, руководитель Красноярского психологического центра «Счастье мое». – Как результат, дети редко участвуют в ролевых играх, не могут реализовать свои задумки, не способны выполнить даже самую простую творческую работу.
Преодолеть отставание в развитии психических процессов можно только благодаря регулярным занятиям, считает Наталья Жарикова. Каждый день нужно делать хотя бы один шаг для того, чтобы мозг ребенка получал какую-то задачу и накапливал опыт их решения. Поскольку внутренней мотивации не хватает, а потребность в обучении у таких детей снижена, родителям важно придумывать разные поощрения: это могут быть интересные мелкие предметы или просто очень эмоциональная радостная реакция на успехи ребенка.
Следующие игры, предложенные Натальей Жариковой, подойдут для развития воображения у детей с ЗПР, но также будут интересны и всем остальным ребятам.
Предложите ребенку подвигаться, как большой слон, попрыгать, как маленький зайчик. Изобразите какое-то животное звуками или жестами сами, и пусть ребенок угадает, кого вы показываете.
Ребенок должен дорисовать геометрические фигуры до узнаваемых картинок. Предложите посмотреть на примеры и придумать свои варианты. Например, из кругов получаются солнышко, очки, яблоко и прочее.
Игра развивает речь, воображение, умение следовать сюжету. Взрослый выдает себе и ребенку по пять случайных карточек с названиями и изображениями животных или предметов. Цель – придумать историю. Первый игрок кладет на стол одну из своих картинок (например, ему попалась корова) и начинает по ней рассказ, например: «Жила-была корова». Второй игрок продолжает: «Она дружила с котом». И так далее: история может получиться невероятной, но главное, чтобы она была логически связной.
Предложите ребенку описать свист ветра, шелест дождя, звонок, скрип двери и прочее. Спросите: «какой это звук: толстый или тонкий, широкий или узкий, добрый или злой.» Например, звонок – громкий, неожиданный, мелодичный, пронзительный.
Детям предлагается представить себя в сказке и рассказать об этом. Примеры вопросов-ситуаций для игры:
Наталья Пименова, искусствовед Новой художественной школы имени А. Г. Поздеева, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения СФУ:
Одним из главных условий развития воображения можно назвать поддержку. Ведь воображение развивается естественным путем, это не нонсенс, а нормальный ход вещей. Можно сказать, что труднее вообразить человека совсем без воображения – вот это действительно была бы сенсация. И поэтому ценной помощью для ребенка будет внимание близких взрослых к тому, что он создает: сочиняет ли истории, выдумывает ли героев или новые слова, рисует ли что-то несуществующее. Важно, чтобы он не сталкивался с нашим взрослым «так не бывает» и «это неправда, этого не существует». И тогда воображение вырастет и станет помощником не только в творчестве, но и в любой сфере жизни.
Юлия Станиславовна Янко, старший педагог детского лагеря «Дружите.ру»:
Маленькие дети – это целая кладезь различных историй, героев и миров. Просто прислушайтесь к тому, что говорит ваш ребенок, когда фантазирует, поддержите диалог с ним, расспросите детали. Для нас, взрослых, поток мыслей детей может казаться непонятным и иногда даже бессмысленным. Но именно он и даст вам ответ, какое занятие близко вашему дитя, что ему интересно и к чему лежит душа. Спросите, почему солнце, которое он нарисовал, зеленое, а не желтое, о чем песня, мотив которой он тихо напевает сам себе по пути домой. Относитесь к внутреннему голосу своего ребенка искренне и с любовью, поддержите любые его нестандартные начинания.
Источники