Вместе с экспертом разберемся, как приучить ребенка делать уроки и сколько времени должны тратить дети разного возраста на домашние задания в 2025 году
С 1 сентября 2025 года Министерство просвещения РФ утвердило1 единое время на выполнение домашних заданий школьниками. В документе сказано, что суммарно по всем предметам время не должно превышать трех с половиной часов. Согласно приказу ведомства, домашнее задание — это самостоятельная подготовка учеников к занятиям. В реальности мамы и папы до позднего вечера сидят рядом с детьми, чтобы убедиться, что уроки сделаны.
В статье расскажем, как объяснить ребенку необходимость выполнять домашние задания и привить привычку делать это самостоятельно. Вместе с педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы дадим советы и упражнения, которые помогут детям и родителям делать дома уроки без давления, слез и стресса, а также выясним, какие документы регламентируют время на выполнение домашней работы в 2025 году.

Нежелание выполнять дома задания — это не каприз, а естественная часть взросления. Мозг и психика ребенка сталкиваются с вызовами, которые мешают с радостью браться за учебники.
В начальной школе «домашка» для детей — это как сверхурочная работа после тяжелого дня для взрослых. Ребенок сидел за партой, слушал учителя, концентрировался. После учебы ему хочется отдыхать и творить, а не выполнять скучные упражнения. Зачем чертить в прописи палочки? Зачем читать еще пять страниц, если уже читал в школе? Ученик воспринимает учебу не как развитие, а как рутину и нагрузку.
В средних классах возрастает количество предметов и заданий. Школьник может теряться в таком объеме, испытывать панику и желание все отложить. Авторитет родителей и учителей уже не так силен. В приоритете друзья, хобби, социальные сети. Учеба конкурирует с общением и самоутверждением. Ребенок хочет логичного объяснения: как пригодятся падежи тому, кто решил стать блогером?
В старшей школе частая причина нелюбви к выполнению уроков — усталость. Дети находятся в состоянии стресса: выпускные экзамены, выбор вуза, давление родителей и социума. Ребята концентрируются на двух-трех предметах, ключевых для поступления, а остальные задания воспринимают как бессмысленную трату времени и сил. Также отказ от «домашек» может быть протестом против несовершенства образовательной системы. Например, учитель недостаточно объясняет материал на уроке и поручает школьникам самим разобраться в теме.
В приказе Минпросвещения России отмечено, что объем домашних заданий определяется в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».2 В таблице мы кратко изложили рекомендации документа по возрасту, на которые можно ориентироваться.
| Когда детей должны делать уроки | Сколько времени тратить |
|---|---|
| 1 класс | 1 час |
| 2–3 классы | 1,5 часа |
| 4–5 классы | 2 часа |
| 6–8 классы | 2,5 часа |
| 9-11 | До 3,5 часов |
Единого возрастного критерия нет, так как умение учиться самостоятельно — это процесс. Дети взрослеют и поэтапно осваивают целый набор навыков, который позволяет им выполнять домашние задания без постоянного контроля. В силу индивидуальных особенностей развития ребенку может требоваться больше времени для закрепления того или иного навыка.
В среднем можно ожидать, что в младшем школьном возрасте ученик умеет следовать инструкции и выполнять типовые задания по образцу. В подростковом возрасте — работать с разными источниками информации и распределять время на решение заданий по нескольким предметам. В старших классах школьник сам ставит учебные цели, выбирает средства их достижения и оценивает результат.
Основная задача взрослых — передать ребенку ответственность за выполнение домашних заданий. Вот шесть шагов, которые помогут родителям постепенно сменить роль «контролера» на роль «наблюдателя».
Обсудите на семейном совете разделение обязанностей, связанных со школой. Например, папа организует комфортное рабочее место, мама — стирает и гладит форму. Делать уроки и собирать рюкзак — задача ученика. Можно подписать импровизированный договор и придумать для всех итоговый бонус: необычный выходной, исполнение одного желания.
Важно, чтобы у ребенка был налажен режим дня, в котором выделено время на учебу и отдых.
— Организуйте постоянное рабочее место и зафиксируйте время для занятий — это поможет ребенку настроиться на выполнение уроков, — советует Анна Тараканова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы. — Чтобы школьник не пугался большого объема, разбейте расписание на периоды: 25 минут работы, потом пять минут отдыха.

Пока школьник выполняет домашние задания, оставайтесь поблизости, занимаясь своими делами. Когда ребенок попросит помочь, подскажите или объясните. Так вы поймете, с какими реальными трудностями он сталкивается: не может сконцентрироваться, не понимает тему. Не навязывайте помощь, пусть инициатива остается за сыном или дочерью. Для ребенка это возможность без давления попробовать силы и принять ответственность.
— Не вмешивайтесь без просьбы. Стоять рядом и комментировать каждую ошибку — прямой путь к конфликту, — объясняет эксперт. — Предложите ребенку побыть в роли учителя и объяснить вам пройденную тему. Так он закрепит знания и почувствует себя увереннее.
Договоритесь, что при появлении сложностей ученик сначала выполняет три действия: перечитывает условия задачи, возвращается к параграфу в учебнике, записывает мысль. Если вопрос остался, подходит к вам. У ребенка формируется навык самостоятельного поиска решений и работы над ошибками. Поделитесь опытом, как еще можно найти информацию: использовать статьи в интернете, брать в библиотеке книги и справочники.
Чтобы закрепить у школьника новую привычку не ждать ваших правок, смотрите тетради по запросу. Например, когда он сомневается в правильности или домашняя работа особенно важна. В других случаях проверьте один пример из десяти: если решение верное, ребенок справился. Если нет — предложите самому найти ошибку и переделать. Так ученик начинает понимать, что итоговая оценка — это следствие его труда, а не вашего контроля.
Если ребенок теряет мотивацию, сместите акцент: предложите самому начать с одного самого сложного задания. Похвалите за усилие, за найденное нестандартное решение, за самостоятельную попытку. Другие упражнения, если захочет, обсудите вместе.
Дети могут бояться, что получится неправильно, некрасиво и учитель поставит низкий балл. Объясните школьнику: почти всегда оценку можно исправить, а ошибки — нормальная часть учебы.

Одним детям может быть сложно воспринимать на слух информацию из учебника. Другим — скучно изучать тему, не подкрепленную жизненными примерами. Чтобы сохранить интерес к учебе, подключите к домашней работе интерактив.
Комиксы. Сопроводите задания поясняющими картинками и схемами. Например, можно начертить тот самый бассейн и трубы, по которым течет вода. А выучить стихотворение поможет рисование мини-иллюстраций.
Веселый диктант. Чтобы запомнить орфографию и словарные слова, сочините свой собственный забавный диктант. Это может быть история про самого ребенка или сказка с фантастическими героями.
Реальные подробности. Вместе с учеником добавьте правдоподобные детали к задаче по математике: что это за пункты А и Б и что именно везут поезда, которые туда идут.
Игры. Иностранный язык можно изучать с помощью карточек: на одних написать иностранные слова, на других — перевод. Пусть ребенок соберет их в пары. Примеры на сложение и вычитание легче решать с помощью деталей «Лего». Исторические факты лучше запоминаются через викторину с вопросами и ответами. Для заданий по географии используйте карту мира, карточки с названиями стран, фишки и кубик. Биологию, физику, химию интереснее изучать с помощью готовых наборов с экспериментами.

Анна Тараканова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города города Москвы:
Ребенок не ленится «просто так». Его сопротивление — это следствие вполне конкретных причин. Школьник не понимает, зачем нужна учеба лично ему и воспринимает ее как навязанную обязанность. Оценки и абстрактное «надо» не поддерживают внутреннюю мотивацию.
Требование сесть за домашние задания сразу после пяти–шести уроков в школе противоречит базовой потребности в отдыхе. Ребенок энергетически истощен, ему требуется «перезагрузка». Он испытывает высокую тревожность, потому что боиться сделать ошибку. Не готов столкнуться с критикой из-за плохо выполненного задания, поэтому откладывает или вовсе не делает.
У младших школьников, а часто и детей средней школы, нет сформированных навыков самоорганизации. Их нужно учить грамотно планировать время, распределять силы и концентрироваться на сложных задачах. Задача родителя — быть тренером, а не надзирателем. Важно избегать гиперконтроля: он подавляет в ребенке инициативу и ответственность. Ваша цель — не идеальная тетрадь сегодня, а самостоятельный человек завтра.
Отвечает Анна Тараканова:
Источники