Готовиться к началу учебного года надо заранее, и главная задача родителей в этом — вызвать интерес к учебе. Наша пошаговая инструкция и советы эксперта подскажут, как заинтересовать ребенка учебой
Одни дети очень любят школу и рвутся к учебе, другим нужна серьезная мотивация и поддержка. Но всем без исключения не помешает подготовка к учебному году, так как внутренний настрой определяет эффективность освоения новых знаний. Настроить ребенка на учебу — задача серьезная, и решение ее в каждом возрасте будет немного отличаться. Как разбудить в школьнике жажду знаний и заинтересовать его учебой, рассказываем в статье.
В таблице собраны несколько важных рекомендаций, которые помогут вызвать интерес к учебе у ребенка.
Как заинтересовать ребенка учебой | Советы |
---|---|
Не требуйте совершенства | Ребенок не может одинаково преуспевать по всем предметам. Развивайте те способности, которые заложены у ребенка от природы. |
Рассказывайте о выдающихся личностях | Читайте биографии известных людей, достигших успехов в своей сфере деятельности. Объясняйте, какие знания понадобились им для этих достижений |
Развивайте внутреннюю мотивацию | Ребенок должен сам понимать, для чего ему нужны знания, и стремиться к тому, чтобы взять от учебы как можно больше для своего будущего благополучия |
Заражайте своим примером | Когда мама или папа, несмотря на работу, занимаются самообразованием, повышают квалификацию, это бывает заразительно |
Одобряйте достижения | Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже совсем небольшой. Только делайте искренне и без преувеличения |
Подготовить к школе — не только обеспечить нужными учебными материалами, базовыми знаниями и установкой на успех. Все это, конечно, имеет значение, однако принесет мало пользы, если ребенок не любит учиться. Гораздо важнее заинтересовать ребенка учебой. Вот несколько советов, как это сделать.
Еще в дошкольном возрасте ребенка нужно настраивать, что мы учимся не ради оценок, а ради результата. В первом классе существует безотметочная система, и это не случайно. Главная задача педагога — показать, что узнавать новое об окружающем мире очень интересно. И если ребенок ориентируется на отметки и им движет только соревновательный инстинкт, неудачи могут вывести его из колеи и отбить интерес к учебе. Если школьнику не дается какой-то материал, важно не подгонять его результат под приемлемую оценку, а постараться объяснить ему таким образом, чтобы он наконец понял. Полученные знания ценятся в жизни больше, чем отметки в аттестате.
Иногда ребенок испытывает трудности в обучении по объективным причинам. Если у него есть проблемы, связанные с неразвитостью когнитивной функции, заинтересовать его учебой сложно. Увидеть эти проблемы и устранить легче всего в дошкольном или младшем школьном возрасте. Желательно показать ребенка неврологу или нейропсихологу, если он жалуется на:
Речевые проблемы лучше еще до школы решить с логопедом, так как ошибки, допускаемые в речи, переходят в ошибки на письме и при чтении.
Если у ребенка есть какие-то страхи и тревоги, связанные со школой, проработать их можно через ролевые игры и терапевтические сказки. Говорить о школьной жизни и обучении следует в положительном ключе. Особенно это важно для тех мам и пап, которые склонны транслировать свои переживания по поводу школы: «Опять учебный год начинается… Страшно подумать, как мы его переживем!» Весь этот негатив и страх перейдет к школьнику и снизит его мотивацию к учебе.
В выборе целей нужно руководствоваться не родительскими амбициями, а интересами самого ребенка. При этом до школьника важно донести, что путь к цели довольно длинный, и его нужно разбить на много маленьких шагов — мини-целей. Понимание того, какую роль в жизни играют школьные знания и как они помогут реализовать мечту, дает хорошую мотивацию на учебу. Обращайте внимание на промежуточные результаты на пути к своей мечте. Например, запоминая таблицу умножения, мы развиваем свою память и становимся более успешными, так как хорошая память и развитые математические способности дают преимущества практически в любой деятельности.
Не забывайте поощрять ребенка за успехи, делая акцент на том, что дают ему полученные знания. «Посмотри, какой разнообразной и грамотной стала твоя речь. Теперь тебе легче будет писать сочинения. А при поступлении в вуз это даст тебе большое преимущество. А значит, ты стал еще на один шаг ближе к своей мечте!» В качестве поощрения можно использовать не только материальные подарки, но и поход в лазертаг, на концерт любимой группы, дополнительное время для компьютерной игры и так далее. Детям, как и взрослым, нужны понятные стимулы для повышения работоспособности.
Как ни странно, но интерес к учебе может появиться во время покупок. Особенно это работает у детей младшего школьного возраста. Например, электрическая точилка для карандашей разбудит желание больше работать в прописях и чертить заточенными карандашами. А стильная доска для заметок очень нравится подросткам. Она помогает запоминать важные факты из школьной программы. Или, например, подарив ребенку настольную лампу, которая во время работы умеет заряжать смартфон, вы можете пробудить у него желание выполнять под этой лампой домашнее задание.
Для кого-то школа ассоциируется исключительно с приятными эмоциями. Но, к сожалению, для большинства детей учеба в школе связана с большим количеством испытаний: умственные нагрузки, отношения в социуме, множество обязанностей. Школа — это важный этап становления личности, в процессе которого приходится проживать много неприятных моментов и регулярно сталкиваться с трудностями. А для многих детей выход из зоны комфорта неприятен и нежелателен. Как поддержать интерес к учебе на протяжении всего учебного года? Вот несколько эффективных способов.
Чтение книг может пробудить интерес к школе и заставить ребенка посмотреть на свои страхи и школьные проблемы с другой стороны. Психологи рекомендуют следующие книги:
Родителям полезно почитать книгу Людмилы Петрановской «Про школу», которая учит адекватно воспринимать задачи, которые ставит перед ребенком школа, и объясняет, что здоровье ребенка и теплые отношения с родителями намного важнее отметок и высоких достижений на школьном поприще.
Поддерживать интерес ребенка к школе можно в форме игры. Это актуально для детей начальной школы. Можно играть в игру, где родитель выполняет роль учителя, а ребенок — ученика, затем меняться ролями. Настольные игры также помогают развивать память и внимание. К примеру, популярная игра «Мемо» нравится детям любого возраста, и она укрепляет зрительную память и скорость реакции.
Для развития когнитивных способностей и речи полезно укреплять межполушарные связи. Для этого существует множество нейроигр, одна из самых любимых детьми — зеркальное рисование. Ребенок рисует двумя руками одновременно симметричный рисунок, например два одинаковых дерева или человечка.
Школьная жизнь наполнена стрессом. Чтобы у ребенка хватало сил справляться с ним, а его нервная система оставалась стабильной, необходимо соблюдать режим дня и следить, чтобы питание было здоровым и сбалансированным. Растущий организм расходует много энергии, и без качественной энергетической подпитки и восстановления сил поддерживать интерес к учебе будет сложно.
Помимо классической формы обучения в школе в наши дни существует множество других форматов изучения информации:
Вместе с ребенком смотрите обучающие видео, научно-популярные фильмы, ходите в музеи и на экскурсии или проводите занимательные опыты дома. Все это послужит дополнительным источником информации для ребенка, а еще это прекрасный вариант семейного досуга.
Ольга Малых, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель городского методического объединения педагогов-психологов города Новошахтинска, победитель муниципального тура конкурса «Учитель года» в номинации «Педагог-психолог», 2014 и 2020 годы. Победитель муниципального тура конкурса «Учитель года» в номинации «Советник директора» 2025:
Поддерживать интерес к учебе необходимо родителям совместно с учителем, воздействуя на ребенка с двух сторон. Прежде всего, нужно обеспечить благоприятную среду для обучения (комфортную обстановку, удобное рабочее пространство, интересные учебные материалы), чтобы процесс был приятен школьнику. Второй немаловажный фактор: отношение к ребенку как к личности. Необходимо учитывать его интересы и таланты. Третий совет: соблюдайте баланс учебы и отдыха. Можно даже самого заинтересованного в учебе ребенка привести к выгоранию чрезмерной нагрузкой.
Отвечает Ольга Малых: