В материале рассказываем, что такое Болонская система образования, каковы ее плюсы и минусы и какие преимущества даст отказ России от европейской модели обучения в 2024 году
Слова «бакалавриат» и «магистратура» появились в лексиконе жителей нашей страны в 2003 году. Болонская система образования приживалась в России с трудом, вопросы о ее целесообразности велись беспрерывно, о ее плюсах и минусах высказывались многие депутаты, ректоры вузов, преподаватели, студенты и их родители. 24 мая 2022 года Валерий Фальков в своем заявлении поставил точку в обсуждениях единой европейской модели обучения. В Минобрнауки сообщили об отказе от двухуровневой системы. Почему наша страна приняла такое решение и что ждет отечественное высшее образование в ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы даем вместе с экспертами.
Если говорить кратко, то Болонская система высшего образования — это концепция, при которой учебный процесс делится на 2 части. Первая длится 4 года и называется бакалавриат. Вторая — это магистратура, обучение на которой ведется в течение 2-х лет. Вузы стран, которые подписали Болонскую декларацию, создают единое учебное пространство, а критерии и методологии в разных университетах становятся сопоставимыми.
В вузах вводится общеевропейская система оценивания работы студентов, модульная система обучения и специальное приложение к диплому. Все эти меры направлены на поддержку, развитие и повышение конкурентоспособности европейского подхода к образованию.
Одним из главных преимуществ двухуровневой системы образования является возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а потом поступить в магистратуру на другую образовательную программу. Таким образом студент может поменять профиль и в сравнительно короткий срок освоить 2 профессии.
Еще один несомненный плюс Болонской системы — мобильность обучающихся. Это значит, что студент, начавший обучение в своей стране, может перевестись в вуз другой страны без потери курса. По словам Юрия Мосейкина, декана экономического факультета Российского университета дружбы народов, Болонская система открывала возможность интеграции в международное образовательное сообщество, содействуя образовательной, научной, академической общественности в реализации совместных проектов, научных исследований, образовательных программ. В этом её значительный плюс, значительный положительный эффект на всю нашу образовательную среду, которой недоставало широкого взаимодействия с наукой и предпринимательской сферой.
Третья важная сторона обучения по-болонски — возможность выбирать часть дисциплин для обучения. Кроме того, в университетах с европейской моделью образования нет «ненужных» предметов. Так, лингвисты не изучают физику или биологию, а математикам не нужно изучать историю. Однако некоторые видят в этом минус. Об отрицательных сторонах Болонской системы и поговорим далее.
Сокращение времени обучения в вузе — один из самых обсуждаемых минусов европейской системы образования. Многие студенты, окончив бакалавриат (4 года), не стремились поступить в магистратуру. В итоге в багаже знаний выпускников только базовые навыки, которых зачастую не хватало для дальнейшей профессиональной деятельности.
Кроме того, неоспоримый плюс в виде высокой мобильности дал негативные последствия для нашей страны. Юрий Мосейкин считает, что главный минус для России состоял в том, что, если для европейского рынка общее образовательное пространство было его естественным элементом, для нас включение в этот процесс без участия в остальных аспектах общего рынка создавало угрозу утечки подготовленных кадров в Европу, что, собственно, и происходило.
Болонская система образования подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение времени на самостоятельную работу. К сожалению, многие студенты, получив больше свободы, не использовали ее для учебы. Результат — снижение уровня подготовки выпускников.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия планирует отказаться от Болонской системы образования. Он объяснил это тем, что к европейской модели образования нужно относиться как к прожитому этапу. Министр добавил,что нас ждет своя собственная уникальная система образования, которая будет отвечать интересам национальной экономики.
Многие поддержали идею министерства. Олег Долгицкий, преподаватель-исследователь, преподаватель психологии, специалист по государственному муниципальному управлению, считает:
— Опыт показывает, что четырёх лет совершенно недостаточно для освоения высшего образования (в некоторых случаях не хватает даже и пяти). Большинство студентов-выпускников после четырёх лет обучения довольно редко получали степень магистра в силу того, что хотели поскорее начать работать и получать за это деньги. В целом по стране это привело к снижению уровня образования. Мы в итоге получили огромное количество выпускников, которые учились в вузе на один год меньше, чем раньше. Это заметно снизило средний уровень экспертности в стране.
О конкретных датах отмены Болонской системы образования пока не говорится. Ясно одно: переход будет осуществляться постепенно. Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что переход к заявленной уникальной системе российского образования займет не один год. По выбранным образовательным программам бакалавриата и магистратуры должны как минимум закончить обучение студенты, поступившие в вузы в 2022 году и ранее, а также те, кто поступал на анонсированные вузами программы бакалавриата в 2023 году.
Отвечает Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ.