Обязательная отработка для студентов-медиков в 2026 году

Подробно разбираем новый закон: что ждет студентов-медиков с 2026 года, как устроена обязательная отработка и какие последствия ждут тех, кто решит ее избежать

Обязательная отработка для студентов-медиков. Изображение: Александр Морозов / нейросети
Людмила Гайдамаченко Автор КП Ольга Харламова Директор стоматологической клиники Сергей Веснин Врач–мануальный терапевт клиники Medes Янина Смищенко Студентка медицинского колледжа, специальность «Стоматология ортопедическая»

С 2026 года жизнь выпускников медицинских вузов и колледжей изменится: после получения диплома их ждет новый обязательный этап. Государство решило закрепить молодых специалистов в системе здравоохранения, чтобы закрыть кадровый дефицит и обеспечить доступность медицины в регионах.

Закон уже вызвал бурные споры. Одни называют его спасением для больниц, другие — угрозой для мотивации студентов. В этой статье мы простыми словами объясним, что именно изменится, зачем это нужно и какие последствия ждут будущих врачей. Материал подготовлен на основе анализа официальных документов: Федерального закона № 424-ФЗ1 и статистических данных Министерства здравоохранения РФ.

Что такое обязательная отработка для студентов-медиков

Обязательная отработка — это период работы выпускника после окончания медицинского учебного заведения и получения аккредитации. В течение одного–трех лет молодой специалист направляется в государственные медицинские учреждения, где ведет практику по своей специальности.

Это полноценная работа: врач получает зарплату, принимает пациентов и несет ответственность за их лечение. При этом рядом с ним есть наставник — опытный коллега, который помогает освоиться и избежать ошибок в начале карьеры.

Полезная информация об обязательной отработке для студентов-медиков

Чтобы разобраться в новых правилах, собрали основные факты в краткой таблице.

КритерийОбязательная отработка для студентов-медиков
Срок отработкиОт 1 до 3 лет в зависимости от специальности
Наставничество Работа под руководством опытного врача
Место работыГосударственные клиники, которые работают в системе ОМС
Для кого обязательноВсе выпускники, получившие диплом после 1 марта 2026 года
ИсключенияНекоторые специальности (например, часть фарм-направлений)
Что будет за нарушениеШтраф в двукратном размере стоимости обучения, проблемы с аккредитацией
Целевые местаВсе бюджетные места в ординатуре станут целевыми

Цель обязательной отработки для студентов-медиков

Главная задача новой системы — восполнить нехватку кадров в государственных больницах и поликлиниках. По данным Министерства здравоохранения РФ на 2024 год,2 стране не хватает более 23 тысяч врачей и 63 тысяч специалистов среднего звена.  

Председатель комитета Госдумы по контролю Олег Морозов отметил:3 «По данным Счётной палаты, в 43 субъектах федерации отток медицинских кадров из государственных учреждений здравоохранения превышает их приток. Ежегодно порядка 35% выпускников-бюджетников в системе высшего и 40% среднего профессионального медицинского образования в дальнейшем не работают в государственной медицине».

Он добавил, что особенно тяжелая ситуация сложилась с участковыми врачами, терапевтами и педиатрами — именно теми специалистами, к которым пациенты обращаются чаще всего. В малых городах и сельской местности проблема ощущается наиболее остро: «Чем ближе к земле, тем острее проблема».

Обязательная отработка для студентов-медиков
Изображение: Александр Морозов / нейросети

Министр здравоохранения Михаил Мурашко подчеркнул,4 что закон призван «изменить ситуацию с кадровым обеспечением» и повысить качество и доступность медицинской помощи. По его словам, важно «не нести воду в решете», а обеспечить, чтобы выпускники доходили до своих рабочих мест после получения диплома».

Таким образом, инициатива преследует две задачи.

  1. Восполнить нехватку врачей, особенно в регионах и сельской местности.
  2. Дать выпускникам практику в реальных условиях под руководством наставников.

Закон об обязательной отработке для студентов-медиков

Федеральный закон № 424‐ФЗ, подписанный Президентом РФ 17 ноября 2025 года, вступает в силу 1 марта 2026 года. Документ вносит изменения в законы № 323-ФЗ5 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 года и № 273-ФЗ6 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года.

Основные положения

  1. Все бюджетные программы становятся целевыми: бесплатное обучение возможно только при заключении договора с будущим работодателем — клиникой или региональным органом здравоохранения.
  2. Выпускник получает диплом, проходит первичную аккредитацию и обязан отработать от одного до трех лет в медицинской организации, которая оказывает помощь по системе ОМС.
  3. Даже при платном обучении выпускник должен пройти обязательный период работы в системе ОМС.

Что будет, если отказаться от отработки? Бюджетники должны будут возместить стоимость обучения и выплатить штраф — в среднем суммарно это два–три миллиона рублей. Для всех выпускников действует единое ограничение: без прохождения обязательной отработки невозможно пройти периодическую аккредитацию, а значит, работать врачом.

Закон также закрепляет обязанность государства помогать выпускникам с трудоустройством и обещает разработку дополнительных мер социальной поддержки. Конкретные механизмы пока находятся в стадии подготовки и будут определены позже.

это интересно
Целевое обучение в вузе
На какие специальности абитуриенты могут получить направления от предприятий
подробнее

Система наставничества молодых медиков по закону об обязательной отработке для студентов-медиков

С 2026 года выпускники медицинских образовательных учреждений начинают карьеру не самостоятельно, а под руководством наставника. Это обязательное условие: первые годы работы молодой специалист проводит рядом с опытным врачом, который помогает освоиться в профессии и контролирует качество работы.

Наставником может быть врач со стажем не менее пяти лет. Его задачи официально закреплены: поддержка в сложных клинических случаях, обучение ведению медицинской документации и проверка правильности действий молодого коллеги. За выполнение этих обязанностей наставнику назначается дополнительная плата.

При этом выпускник занимает полноценную должность, получает зарплату и несет ответственность за пациентов так же, как и другие врачи. Наставничество не отменяет его самостоятельности, а создает безопасные условия для первых шагов в профессии.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко подчеркнул7, что подобная модель широко применяется в странах G20 — от США и Западной Европы до ЮАР, где наставничество считается важным элементом подготовки специалистов.

Кого коснется обязательная отработка

Обязательная отработка для студентов-медиков
Изображение: Александр Морозов / нейросети

Новые правила распространяются на всех выпускников медицинских вузов и колледжей: после получения диплома и аккредитации они обязаны отработать в системе ОМС, вне зависимости от того, учились они на бюджете или платно.

Исключения:

  • те, кто успеет получить диплом и аккредитацию до 1 марта 2026 года;
  • отдельные направления, например часть фармацевтических специальностей или узкие профили вроде гигиены труда и авиационной медицины (перечень утвердит Минздрав). 

Плюсы обязательной отработки для студентов-медиков

Закон об обязательной отработке для медиков вызвал горячие споры в обществе. Согласно исследованию сервиса SuperJob за февраль 2025 года, 60% россиян поддерживают эту идею, но каждый пятый выступает против. Разберемся, какие аргументы приводят обе стороны.

Аргументы «за»

  1. Выпускник сразу получает рабочее место без изматывающего поиска вакансий.
  2. Целевое обучение связывает студента с конкретной клиникой, что снижает риск ухода из профессии.
  3. Поддержка наставника помогает избежать ошибок и мягче войти в профессию, а работа в государственной клинике — это хорошая профессиональная школа.
  4. Районные больницы и сельские фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) наконец-то получат молодых специалистов.
  5. Закон поможет отсеять тех, кто идет в медицину без настоящего призвания.

Минусы обязательной отработки для студентов-медиков

Противники закона считают, что новые правила ограничивают свободу молодых специалистов: обязательная отработка мешает строить личную жизнь, заводить семью и планировать карьеру на своих условиях. Вместо гибкости выпускники оказываются жестко привязаны к системе ОМС.

Что еще не так для тех, кто против

  1. Целевой договор позволяет заранее выбрать клинику, но полностью свободного выбора нет.
  2. Наставничество может превратиться в формальность, если у опытных врачей не будет времени, ресурсов и мотивации.
  3. В законе нет гарантий жилья и подъемных выплат, что критично для работы в отдаленных районах.
  4. Ужесточение штрафов вызывает споры. По данным SuperJob, 42% россиян не поддерживают идею штрафов, а часть студентов, возможно, отказались бы от поступления в медвуз, если бы такие правила действовали раньше.  
  5. Закон не предусматривает исключений для выпускников, чьи жизненные планы изменились за время длительного обучения в вузе.
Обязательная отработка для студентов-медиков
Изображение: Александр Морозов / нейросети

Мнение экспертов об обязательной отработке для студентов медицинских вузов и колледжей

Ольга Харламова, директор стоматологической клиники «Стомтек», основатель производства STOMTECH PRO:  

Когда я сама выпустилась из университета, то пошла работать в государственную клинику, хотя у меня была возможность устроиться и в частную. И сейчас понимаю, что там я получила прекрасный бесценный опыт. Большой поток пациентов учит работать быстро и эффективно, брать ответственность на себя и расти профессионально. В госполиклинике у нас была одна медсестра на пять врачей — приходилось включать автономность и отвечать за свои действия. Это и привело к моему профессиональному росту.

Что касается большой медицины — хирургии, кардиологии, онкологии, урологии, — здесь все еще очевиднее. Такое оснащение операционных, как в государственных учреждениях, частная клиника может позволить себе очень редко: стоимость одной операционной измеряется миллионами, а вместе с ней нужны и отделения реанимации. Без сильной базы, квалифицированного наставника и большого потока пациентов невозможно научиться работать по-настоящему. В частной клинике гарантия того, что руководство будет вкладываться в развитие молодого специалиста, очень небольшая.  

Частные клиники часто лучше оснащены для отдельных направлений, но именно в госучреждениях молодые врачи получают настоящую школу — сталкиваются с разными случаями и учатся самостоятельности. Даже с точки зрения зарплаты старт в частной клинике не всегда выгоднее: там чаще дают простые случаи и ограниченные возможности для развития.  

Медицина — это не про легкость и деньги, а про служение людям. И если человек пошел в медуниверситет за этим, то старт в государственной клинике — прекрасная возможность.

Янина Смищенко, студентка областного медицинского колледжа, специальность «Стоматология ортопедическая»:

В этом году я поступила в медицинский колледж, хотя мне уже 35 лет и за плечами есть высшее образование и опыт работы экономистом. Учусь платно, поэтому вопрос об обязательной отработке стоит остро. С одной стороны, наставничество — хорошая идея, но как взрослый человек понимаю: возиться с нами, скорее всего, никто не будет.  

Важно и место отработки: если отправят в деревню, многие будут отказываться и добиваться перевода. Что касается задачи «победить дефицит», сомневаюсь, что это реально. На мою специальность ежегодно набирают более 200 человек, но часть выпускников уходит переучиваться, кто-то боится начинать работу из-за недостатка практики, а у кого-то семейные обстоятельства.  

Идея закона сама по себе неплохая, но ее нужно детально проработать. Думаю, лучше принять решение и посмотреть, как все будет на практике.  

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Сергей Веснин, врач–мануальный терапевт MedesClinic, специалист в области организации здравоохранения и частной медицины:

Почему систему отработок для медиков назвали наставничеством?

В законе действительно нет слова «отработка» — используется термин «период профессионального наставничества». Формально это продолжение образования на рабочем месте: выпускник работает под руководством опытного врача и без этого не сможет пройти последующую аккредитацию. Термин выбран еще и потому, что слово «распределение» ассоциируется с принуждением, а «наставничество» звучит мягче.

Коснется ли отработка тех, кто обучается платно?

Да. Наставничество распространяется и на бюджетников, и на платников. Главное условие — получение аккредитации после 1 марта 2026 года.

Можно ли будет самому выбрать, в какой больнице отрабатывать?

Для бюджетников-целевиков место работы определяется договором: нарушишь — придется вернуть стоимость обучения и заплатить штраф. Платники без договора формально тоже проходят наставничество, но могут выбирать среди медорганизаций, работающих по ОМС. При смене работодателя срок суммируется, а не начинается заново.  

На практике это означает, что выпускник из крупного города чаще попадет в обычную поликлинику или стационар, а тот, кто учился в региональном вузе, может оказаться в районной или сельской больнице, где проблема с кадрами и обеспечением стоит особенно остро.

Поможет ли закон об обязательных отработках победить дефицит медиков?

Да, но только частично и на короткий срок. В первые годы после введения закона в больницах появится больше молодых врачей. Однако мировой опыт показывает: такие меры редко удерживают специалистов надолго.  

В Китае8 выпускники обязаны шесть лет работать в сельских клиниках — вакансии закрываются, но лишь 1,9% делают это по внутреннему желанию.  

В Японии9 университет Jichi готовит врачей для сельской местности: более 90% выполняют контракт, но только благодаря жестким штрафам и большому пакету льгот.  

В СССР система распределения работала за счет сочетания обязательств и социальных бонусов — жилья, статуса молодого специалиста, гарантий занятости.  

Вывод: закон может временно сократить дефицит, но без достойной зарплаты, жилья и условий труда удержать специалистов в профессии будет сложно.
  1. Федеральный закон от 17.11.2025 № 424-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/52592 
  2. Библиодосье. Заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном собрании Российской Федерации / Обеспечение регионов квалифицированными кадрами в сфере здравоохранения и образования: возможности и решения. Москва, апрель, 2025 // Парламентская библиотека Государственной думы. URL: https://parlib.duma.gov.ru/common/upload/document_bibliodosie/I_Obesp_reg_kval_kadr_100425.pdf 
  3. Морозов: данные Счетной палаты свидетельствуют об остроте кадровых вопросов здравоохранения и образования / 05 марта 2025 / Сайт dumatv.ru. URL: https://dumatv.ru/news/morozov—dannie-schetnoi-palati-svidetelstvuyut-ob-ostrote-kadrovih-voprosov-zdravoohraneniya-i-obrazovaniya 
  4. Видеозапись пленарного заседания Государственной думы от 05.03.2025 года // Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/multimedia/video/meetings/113143/ 
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/34333 
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 
  7. Мурашко заявил, что наставничество медиков соответствует мировой практике / 11 ноября 2025 / Сайт dumatv.ru. URL: https://dumatv.ru/news/murashko-zayavil—chto-nastavnichestvo-medikov-sootvetstvuet-mirovoi-praktike 
  8. Job satisfaction of village doctors in a rural-oriented tuition-waived medical education program in China / Original Research article / 23.07.2023 // Frontiers in Psychology. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2023.1184430/full  
  9. A Contract-Based Training System for Rural Physicians: Follow-Up of Jichi Medical University Graduates (1978-2006) / 25.09.2008 // The Journal of Rural Health. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1748-0361.2008.00182.x
КП
Реклама О проекте