Масляный фильтр

Для защиты внутренних деталей двигателя внутреннего сгорания от загрязнений используют специальное очистительное устройство — масляный фильтр. Его нужно менять вместе с маслом, так как он очищает его от вредных примесей, которые образуются в процессе работы мотора
Масляный фильтр
Масляный фильтр. Фото: shutterstock.com

Чтобы машина никогда вас не подводила, нужно за ней тщательно следить: вовремя проходить ТО, менять масло, свечи, все имеющиеся фильтры.

— Масляный фильтр — деталь в двигателе, бензинового или дизельного, которая предназначена для очистки моторного масла. Она выполняет важную роль в автомобиле. Фильтр продлевает срок службы двигателя, поэтому очень важно вовремя его менять. Делать это можно самостоятельно или же обратиться в автосервис, — комментирует Николай Воронин, механик, владелец магазина автозапчастей.

В нашем материале расскажем, где находится масляный фильтр, для чего он нужен, как часто его менять, а эксперт ответит на самые популярные вопросы читателей.

Для чего нужен масляный фильтр

Какова роль масляного фильтра в машине, рассказывает эксперт Николай Воронин. 

— Как было сказано выше, масляный фильтр выполняет важную и нужную функцию в автомобиле — очищает  моторное масло, которое заливается в двигатель. Когда мотор работает,  в нем накапливаются продукты горения из цилиндров. Эти продукты ухудшают смазывающие свойства. При трении металлических деталей образуются частицы, которые изнашивают подшипники скольжения и другие подвижные части двигателя.  Масляный фильтр задерживает и очищает все вышеперечисленное, тем самым продлевает срок эксплуатации мотора, обеспечивая его нормальную работу.

Масляные фильтры бывают:

  • неразборный. Корпус у него цельный, то есть снимается вместе с фильтрующим элементом. Неразборный фильтр очень удобен в использовании — выкрутил и закрутил на его место новую деталь. Но стоит дороже.
  • разборный. В этом случае корпус остается на месте, вытаскивается только фильтрующий элемент, который требует замены. Снимать его не так удобно, как неразборный.

Где находится масляный фильтр

Автомобилей огромное количество, и масляный фильтр может располагаться в разных местах — зависит от модели. Но в большинстве случаев он находится рядом с защитой картера, то есть у нижней части двигателя.

В переднеприводных автомобилях масляный фильтр располагается обычно поперечно, над передней осью. Однако бывают исключения: в Hyundai Solaris он находится в самом низу двигателя и выкручивается из-под машины. 

Определить, где располагается масляный фильтр на вашем авто, можно, открыв соответствующую главу руководства по эксплуатации и рассмотрев схему. В заднеприводных машинах, многих кроссоверах и внедорожниках двигатель расположен продольно. В этом случае масляный фильтр находится ближе к лобовому стеклу.

Через сколько надо менять масляный фильтр

Как уже было сказано, масляный фильтр — важный элемент системы смазки двигателя, защищающий мотор от износа и увеличивающий его эксплуатационный ресурс. Его необходимо вовремя менять, а чтобы продлить срок службы — заливать масло предложенной производителем автомобиля спецификации. При выборе состава следует знать, что не рекомендуется смешивать разные типы масел, например, доливать минеральное в полусинтетику или синтетику. Также не стоит смешивать масла разной спецификации и вязкости.  

В целом, многие автовладельцы предпочитают синтетику. Это объясняется тем, что оно зарекомендовало себя как устойчивое к низким температурам и к химической деградации при наработке моточасов.Однако при подборе масла нужно учитывать тип двигателя и условия эксплуатации авто — иногда полусинтетика более предпочтительна, чем синтетика. 

Согласно общепринятым критериям, обновлять масло на дизельных автомобилях нужно примерно через каждые 10 000-15 000 км пробега или примерно раз в 6-12 месяцев. Однако, если машина эксплуатируется в тяжелых условиях (частые короткие поездки, длительная работа на холостом ходу, передвижение по пыльным и грязным дорогам, езда в условиях экстремально низких или высоких температур), то менять фильтр нужно еще чаще, примерно через каждые 7500-10000 км. Это объясняется тем, что масло и сам фильтр загрязняются гораздо быстрее, чем при обычной езде, и требуется более частое обслуживание. 

 —  Не  оставляйте старый фильтр, когда заливаете свежее масло, — говорит Николай Воронин.

При своевременной замене фильтра вы получаете:

  • меньший износ двигателя. Масло гораздо хуже очищается через засоренный фильтр. Если пренебречь заменой, то могут возникнуть проблемы с работой двигателя, вплоть до критических отказов. Все дело в том, что смазывание металлических подвижных частей мотора будет происходить ненадлежащим образом;
  • снижение расходов при ТО. Масляный фильтр стоит недорого, особенно если сравнивать с ремонтом поломок, которые могут возникнуть из-за халатности владельца машины;

Отсутствие загрязнения свежего масла. Некоторые обновляют только масло, а замену масляного фильтра оставляют до лучших времен. В итоге новое масло проходит через грязный старый фильтр.

Как поменять масляный фильтр своими руками

Одни выбирают обратиться с заменой масляного фильтра и масла в автосервис, другие же делают это самостоятельно. Второе имеет место быть, если знать, как правильно это делать своими руками.

Есть версия, что заменить фильтр можно, не поднимая машину на эстакаду. Но на практике это не всегда так. Как минимум, без смотровой ямы, упрощающей доступ к нижней части автомобиля, зачастую не обойтись. Дело в том, что иногда масляный фильтр «прикипает», его невозможно открутить без помощи специальных инструментов. Расскажем пошагово, как заменить его своими руками.

Итак, в первую очередь вам нужно подготовить следующие инструменты для замены. А именно:

  • специальный ключ или специальный съемник для фильтра;
  • специальный ключ, который будете использовать под сливную пробку на корпусе ДВС (картере);
  • посуду/емкость объемом не менее семи литров для старого масла. Подойдет и ведро, и тазик, и специальный маслоприемник с удобным каналом, чтобы аккуратно перелить «отработку» для дальнейшей утилизации;
  • силиконовые перчатки (масло тяжело отмывается) и ветошь (пригодится вытирать загрязнения).

Поскольку масляный фильтр обычно меняют вместе с маслом, работу нужно выполнять в определенной последовательности:

  1. прогрейте двигатель автомобиля до рабочей температуры. Это необходимо для того, чтобы масло было текучим;
  2. заезжайте на эстакаду/подъемник/смотровую яму для удобства замены расходников. Машину необходимо установить горизонтально без уклона;
  3. заглушите двигатель и оставьте автомобиль на несколько минут, чтобы моторное масло стекло из системы смазки двигателя в поддон, а также немного остыло;
  4. открутите крышку заливного отверстия;
  5. выкрутите пробку слива на поддоне, обязательно сначала поставьте снизу пустую емкость, куда будет стекать отработанное масло;
  6. дождитесь, пока основной объем масла стечет, далее демонтируйте с помощью ключа старый фильтр. Проверьте, не осталась ли на его месте прокладка;
  7. закрутите сливную пробку сразу после того, как перестало стекать старое масло. Если производитель автомобиля регламентирует замену металлического уплотнительного кольца на сливном болте, то установите новую шайбу;
  8. закрутите новый масляный фильтр;
  9. залейте нужный объем нового моторного масла через горловину;
  10. закрутите крышку заливного отверстия;
  11. убедитесь, что вы сделали все правильно, заведите машину на несколько минут, осмотрите ее, проверьте, нет ли подтеков;
  12. заглушите машину, дайте постоять несколько минут, чтобы моторное масло стекло в поддон картера, после чего проверьте уровень масла при помощи щупа. В случае, если его недостаточно, долейте еще, следуя рекомендациям производителя автомобиля.  

— Нет ничего сложного, чтобы самостоятельно заменить масляный фильтр. Это не занимает много времени и сил. Однако совсем новичкам лучше обратиться к специалистам, — отмечает автоэксперт.

Популярные вопросы и ответы

На часто задаваемые вопросы о замене масляного фильтра ответил механик, владелец магазина автозапчастей Николай Воронин.

Нужно ли заливать масло в масляный фильтр?

— Нет, этого делать не нужно. Никакого вреда, конечно, это не принесет, просто вы сделаете дополнительную ненужную работу. Пользы не будет никакой. Многие думают, что из-за того, что масляный фильтр сухой, может образоваться воздушная пробка. Но это не так. Хочу отметить, что после замены «на сухую» он работать не будет. Свежее масло уже прокачается по системе, заполнит все необходимые места трения.

Сколько стоит масляный фильтр?

— В среднем масляный фильтр стоит 300-800 рублей, в редких случаях дороже. Поэтому еще раз хочу отметить, что экономить на его замене не нужно, это доступная каждому цена. Ремонт обойдется в разы дороже.

Можно ли повторно использовать масляный фильтр?

— Нет, этого делать не нужно. Оставив старый фильтр после замены масла, водитель рискует столкнуться с проблемами — засорить новое масло загрязнениями с прежнего фильтрующего элемента. Визуально определить, нужно ли менять фильтр, не так легко, особенно, если у него неразборная конструкция. Понять, что нужен новый, можно по следующим признакам:

• Высокая (свыше 100ºС) температура охлаждающей жидкости. Это говорит о том, что двигатель перегревается;
• Прерывистая работа мотора;
• Падение мощности двигателя, особенно заметная при разгоне;
• Если на приборной панели загорелась контрольная лампа «аварийное давление масла». 

Детали с бумажным фильтрующим элементом не подлежат промывке — от засорений и наслоений грязи на них избавиться нельзя. Фильтр нужно менять. Экономия в мелочах может обойтись гораздо большими расходами, если двигатель выйдет из строя.

Что будет, если забьется масляный фильтр?

Современные фильтры устроены так, что даже при большом загрязнении пропускают через себя масло в двигатель. Но есть одно «но». Засорение фильтра приводит к тому, что масло очищается существенно хуже, в мотор попадают частицы металла и другие загрязнения, которые негативно влияют на работу авто. Если вовремя не сменить забившийся масляный фильтр, то мотор может выйти из строя.