ESM-система позволяет автоматизировать внешние и внутренние процессы компании, значительно повышая эффективность работы. Подготовили список лучших программ и объяснили, на что в первую очередь обратить внимание при выборе ПО в 2025 году.
В современных реалиях ESM-системы стали необходимостью в работе крупных компаний. Они позволяют упорядочивать рабочие процессы, попутно исключая рутинные задачи для всех отделов предприятия. Учитывая многообразие предложений, выбрать подходящую ESM-систему не так уж просто. Вместе с экспертом разбираемся, какие ESM считаются лучшими и как их использовать в бизнесе.
ESM-система (Enterprise Service Management) — это единая программа для управления сервисами и услугами организации. Она систематизирует все рабочие процессы, упорядочивая их для операторов. Благодаря ней можно связать отделы в одной точке, автоматизировать шаблонную работу и следить за отсутствием сбоев. От отличие от ITSM-систем, ESM охватывает все отделы компании (кадровый, бухгалтерский и так далее), а не только сферу ИТ.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Популярная система с большим количеством функций. Подходит, в основном, крупным компаниям. Позволяет управлять активами, бюджетом, закупками, а также формировать отчетность по заявкам и услугам или использованию базы данных. Автоматизирует рутинные процессы благодаря использованию искусственного интеллекта, а также наличию сценариев. Поддерживаются различные интеграции. В том числе, с мессенджерами, телефонией и 1C.
Основные функции | • автоматизация процессов • управление задачами, инцидентами, активами • база знаний, документооборот, отчеты и аналитика, уведомления |
Тестовый период | 14 дней |
Период внедрения | от 2 недель до 3 месяцев |
Стоимость | от 10 тыс. рублей в год |
+ гибкая настройка
+ удобный интерфейс
+ интеграция с другими системами
+ мобильное приложение
+ масштабируемость
— сложное внедрение
— ограниченный базовый функционал
Универсальная платформа, созданная для управления сервисами на уровне всей организации. Включает в себя ITSM, ITOM и ИИ-аналитику с поддержкой российских стандартов безопасности. Имеет готовые решения для государственного сектора и банков, поэтому интегрироваться можно без дополнительных настроек. Набор функций также широкий. Помимо базовых опций имеются база знаний, инструменты согласования, настройка маршрутизаций, быстрая автоматизация. Все это в едином окне.
Основные функции | • управление услугами, продуктами, запросами, затратами, ресурсами и метриками • сервисный портал, управление конфигурациями, базы знаний, инструменты согласования • настройка маршрутизации, аналитика, автоматическое распределение задач |
Тестовый период | только пробная версия |
Период внедрения | 2-4 месяца |
Стоимость | по запросу |
+ готовые интеграции и встроенные решения
+ поддержка госстандартов, сквозная аналитика
+ ИИ-аналитика
— ограниченная кастомизация
Программа от российских разработчиков, предоставляющая широкий функционал для всех типов компаний, но больше подходит средним и крупным предприятиям. Позволяет управлять услугами, обращениями, событиями, фиксировать проблемы. Присутствует возможность оптимизации рутинных задач. Есть мобильное приложение для сотрудников, поддерживаются различные интеграции. В том числе, с Active Directory, MS SCOM, IP-телефонией, мессенджерами.
Основные функции | • управление процессами, автоматизация рутинных задач • регистрация сбоев, уведомления, приоритет заявок, база знаний • отчетность, чат с ИТ-специалистами, учет расходов |
Тестовый период | тестовый доступ к полной версии на 14 дней |
Период внедрения | от 4 недель до 3 месяцев |
Стоимость | от 329 тыс. рублей |
+ простая интеграция, мобильное приложение
+ база знаний, автоматизация рутины, ролевые модели
+ чат с поддержкой, кастомизация
— сложное внедрение
— ограниченная аналитика
Немецкая программа, переведенная на русский язык и предлагающая базовый функционал. Помогает управлять процессами и изменениями, обрабатывать инциденты, устанавливать связь с заказчиком, а также предоставляет базу данных. Имеет модульную архитектуру, поэтому функционал можно наращивать, в том числе, под CRM или HR-процессы.
Основные функции | • управление заявками, инцидентами • автоматизация процессов, функции самообслуживания • интеграция других систем |
Тестовый период | 30 дней |
Период внедрения | от 2 недель до 3 месяцев |
Стоимость | от 4 тыс. рублей за агента или 85 тыс. рублей в год |
+ простота использования
+ настраиваемые функции, мультиязычность
+ кроссплатформенность
— несколько устаревший интерфейс
— сложная настройка
Российская система, предназначенная для оптимизации различных бизнес-процессов. Подходит, в основном, средним и крупным компаниям. Объединяет в себе управление IT-услугами, документооборотом и внутренними процессами компании в одном интерфейсе. Позволяет комбинировать метрики, а также создавать сводные таблицы. Поддерживает интеграции с телефонией, мессенджерами, ERP.
Основные функции | • автоматизация процессов, документооборот • управление заявками, портал самообслуживания • отчетность, создание цифровых помощников, управление сервисными уровнями |
Тестовый период | не указан |
Период внедрения | до 3 месяцев |
Стоимость | по запросу |
+ автоматизация рутины, ролевая модель доступа
+ отчетность, наличие чат-бота
+ конструктор бизнес-процессов
— долгое внедрение
— сложный интерфейс
Российская ESM-система для управления корпоративной архитектурой. Позволяет автоматизировать любые бизнес-процессы, а также создавать IT-приложения. Включает в себя электронный документооборот и управление IT-услугами. Обладает конструктором процессов. Кроме того, предлагает встроенные инструменты для управления кейсами и адаптивными процессами.
Основные функции | • автоматизация процессов, управление данными • управление корпоративной архитектурой • документооборот, аналитика |
Период внедрения | от 2 до 6 месяцев |
Стоимость | от 499 тыс. рублей |
+ простота в использовании
+ гибкость, масштабирование
+ аналитика, управление кейсами, скорость работы
— долгое внедрение
— нет ИИ-аналитики
Программа ориентирована на средний и крупный бизнес. Помогает упорядочивать заявки сотрудников по различным вопросам, имеет готовые схемы работы, а также открыта для интеграций с различными ПО. Может использоваться для обработки инцидентов.
Основные функции | • управление конфигурациями, инцидентами • база знаний, структурирование запросов • учет оборудования, сервисный портал |
Тестовый период | по запросу |
Период внедрения | от 1 месяца |
Стоимость | по запросу |
+ единое информационное пространство, гибкая настройка
+ частые обновления, эффективная техподдержка
+ простое внедрение, гибкие отчеты
— слабая аналитика
— ограниченный функционал
Российская ESM-система, заточенная под документооборот и автоматизацию работы отделов компании. В едином интерфейсе представлены управление процессами, CRM и всевозможные корпоративные коммуникации. Есть возможность глубокой интеграции с 1С, а также Microsoft 365. Также поддерживается электронная подпись. Помимо готовых бизнес-решений присутствуют встроенные ИИ-помощники.
Основные функции | • управление инцидентами, запросами и уровнем сервиса • контроль конфигураций и активность, отчетность, планирование • контроль статуса обращения |
Тестовый период | по запросу |
Скорость внедрения | от 2 до 4 месяцев |
Стоимость | по запросу |
+ готовые шаблоны, глубокая интеграция
+ мобильное приложение, конструктор процессов
+ адаптация под госсектор, мобильное приложение, CRM-модуль
— не подходит для малого бизнеса
— долгое внедрение
Программа ориентирована на небольшой либо средний бизнес. Имеет все необходимые модули для автоматизации рутинных задач. В том числе, для управления IT-услугами, документооборота, CRM. Имеет облачную версию с мобильным приложением. Кроме того, включает в себя готовые интеграции с различными сервисами и мессенджерами. ESM-система включена в реестр отечественного ПО. Поэтому может официально использоваться для импортозамещения.
Основные функции | • централизация заявок и управление ими • управление инцидентами, постоянный контроль инфраструктуры • оптимизация рутинных процессов, проактивное решение проблем, ИИ-аналитика |
Тестовый период | есть демо-версия |
Период внедрения | до 3 недель |
Стоимость | по запросу |
+ облачная платформа, быстрое внедрение
+ ИИ-аналитика, мобильное приложение
+ чат-бот, русскоязычная техподдержка, гибкая тарификация
— нет HR-модуля
— ограниченная кастомизация
Программа ориентирована на крупный бизнес и государственный сектор. Включает в себя ITSM и ESM. Все это дополняется поддержкой российских стандартов. Имеет гибридную архитектуру (облако и on-premise), а также встроенные инструменты безопасности. Можно создавать высокопроизводительные решения для автоматизации оборота документов.
Основные функции | • автоматизация документооборота и бизнес-процессов электронный архив бумаг, автоматизация работы канцелярии • обработка заявок и жалоб, обработка первичной бухгалтерии |
Тестовый период | не указан |
Период внедрения | от 3 до 6 месяцев |
Стоимость | по запросу |
+ универсальность, масштабируемость
+ широкий функционал, модуль безопасности
+ глубокая аналитика, ролевая модель доступа
— сложная настройка
— ограниченный ИИ-функционал
Сегодня рынок перенасыщен ИТ-решениями для компаний. ESM-системы в данном случае не исключение. Пошагово разберемся, как выбрать наиболее подходящий продукт.
В первую очередь необходимо определить, какие именно процессы планируется оптимизировать с помощью ESM-системы. Здесь многое зависит от величины компании. Например, для крупных фирм важна масштабируемость и интеграции, малым же хватит и базовых функций.
Функционал программы должен отвечать потребностям вашей компании и быть доступен для дополнительной настройки под специфику. Подобное может проявляться, например, в наличии отдельных модулей для конкретных подразделений: отдела кадров, IT, руководства.
Программа не должна быть слишком сложной в использовании. Сложные интерфейсы, как правило, требуют длительного обучения персонала. Подобное выльется в дополнительные траты или даже простой в работе.
Перед покупкой конкретной системы лучше убедиться, что ее можно легко встроить в работу компании. Некоторые ПО попросту несовместимы с другими. В таком случае не удастся создать единого пространства для управления.
При выборе ESM-системы лучше сразу ориентироваться на стоимость полного пакета. Кроме того, необходимо обращать внимание на другие детали. В том числе, на фиксированную абонентскую плату, цену за одного пользователя и тому подобное. Не лишним будет учесть дополнительные расходы. Например, на первоначальное внедрение, сопровождение или донастройку.
Обязательный пункт, который необходимо учитывать при выборе любого ПО. И дорогая, и дешевая ESM-системы должны обеспечивать высокий уровень защиты — шифровать данные, контролировать доступ или создавать резервные копии.
Своим мнение о ESM-системах и последних трендах на рынке поделился опытный frontend-разработчик Юсуп Изрипов.
«Я считаю ESM, возможно, одним из самых недооцененных инструментов в арсенале крупных компаний. По сути, это та же самая ITSM-платформа, но прокачанная под любые сервисные процессы, начиная от запросов на отпуск и заканчивая заявками на обслуживание офисной техники.
Лучшие решения отличаются гибкостью. Они позволяют выстроить «скелет» процессов один раз. А дальше уже без кода настраивать новые формы, статус машины и SLA (соглашение об уровне услуг) для разных отделов. Сегодня на рынке наблюдается несколько трендов.
Сферы применения. Помимо классики (ИТ-поддержка, сопровождение ПО), активно подключаются отделы документации, логистики, юридические службы и службы закупок. Там, где раньше все процессы возможно происходили посредством общения в почте или мессенджерах, теперь заявки проходят через систему, и у всех есть единый интерфейс.
Переход в облако и SaaS-модель. Все больше компаний уходит от on-premise-решений, не нужно закупать железо и держать целую команду для поддержки сервера, обновления приходят автоматически. Мы в компаниях, где я работал, тоже тестировали облачные варианты и оценили скорость запуска новых модулей. За пару часов можно было развернуть базовый портал для новых департаментов.
Низкокодовые (low-code) и безкодовые (no-code) настройки. Лучшие ESM-системы на сегодняшний день позволяют менять формы заявок, строить маршруты согласования, настраивать SLA правила без обращения к разработчикам. Это экономит действительно много человеко-часов на каждом крупном изменении.
Встроенная аналитика и AI-триаж (верификация уязвимостей). Системы учатся на исторических данных и автоматически предлагают решение по аналогичным тикетам или сами определяют приоритет. Благодаря этому мы сократили ручную сортировку инцидентов и ускорили реакцию на срочные задачи почти вдвое.
Мобильные клиенты и прогрессивные веб-приложения (PWA). Когда сотруднику нужно срочно «заапрувить» запрос из командировки, полноценное мобильное приложение со всеми возможностями портала, это огромный плюс. В свежих релизах лидеров рынка мобильная версия обычно ничем не уступает десктопу.
Глубокая интеграция через API и коннекторы. Переезд на микросервисную архитектуру требует от ESM системы умения принимать любые данные, от CRM до бухгалтерии. Лучшие решения предлагают готовые плагины под самые популярные бизнес-приложения, а при необходимости позволяют за пару часов написать собственный коннектор.
В целом, лучшие ESM системы сегодня — это не просто хранилище тикетов. Это полноценная low-code платформа с ИИ-подсказками, чат-ботами, мобильными клиентами и развитой аналитикой. Они максимально гибкие, чтобы бизнес мог сам на лету менять процессы, и при этом достаточно зрелые, чтобы не ломаться при высокой нагрузке».
Попросили Юсупа Изрипова ответить на самые популярные вопросы, связанные с ESM-системами.