Тарифы ОСАГО в 2020 году

С 24 августа 2020 года вступят в силу очередные изменения в закон об ОСАГО. После этого тарифы станут еще более индивидуальными и будут зависеть от каждого водителя и его поведения на дороге. «Комсомолка» объясняет, что конкретно изменится

Евгений Беляков
Журналист отдела
экономики «КП»
Владимир Чистюхин
Зампред Центробанка
Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. В прошлом году он расширился на 20% и вверх, и вниз. А в этом расширится еще сильнее — на 10% в обе стороны.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ.
К примеру, сейчас минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 2746 рублей, а максимальная — 4942 рубля. С 24 августа коридор расширят на 10% и вверх, и вниз. По новым правилам минималка опустится до 2471 рубля, а максимальная повысится до 5436 рублей.

Для юридических лиц коридор расширят на 20% в обе стороны, а для таксистов — на 30% и вверх, и вниз.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО

Их довольно много. Часть уже действуют. Они четкие и понятные. Есть целые таблицы коэффициентов. Например, по региону регистрации, мощности автомобиля или возрасту водителя. При этом часть персональных факторов для определения базовой ставки отдали на откуп самим страховым компаниям. Им запретили только откровенно дискриминационные: например, по национальности или религии.
— Говорить о точном перечне факторов, который будет использоваться, нет смысла. Но на ум приходят те примеры, которые мы видели у иностранных коллег. Это время эксплуатации автомобиля и частота использования. При использовании телематики можно посмотреть стиль вождения автомобилиста. Косвенные факторы — наличие семьи у автовладельца и других объектов собственности. Это обычно говорит о более сдержанном стиле вождения, — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Подорожают ли полисы ОСАГО

— Мы такой сценарий не прогнозируем. Сейчас тариф достаточно сбалансирован, — пояснил Чистюхин.

Но дать точный прогноз сложно. Тарифы устанавливают страховые компании. Все будет зависеть от их действий. Тем не менее завышать цены никто не будет. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

Более того, полисы могут даже подешеветь. В 2019 году Центробанк впервые расширил границы коридора для ОСАГО. В итоге средняя стоимость полиса даже снизилась — на 4,8%.

Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 2) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 4000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 24 000 рублей (4000 х 2 х 3). Минимальная — около 2 тысяч рублей (если вы старше 60 лет и аккуратно водите малолитражку).

Какие еще коэффициенты изменятся

В Центробанке внесут изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, будут по всем возрастам. При этом больше всего проиграют от новой реформы водители 22 – 24 лет со стажем вождения 3 – 4 года. У них базовый тариф увеличится на 3,8%. А больше всего выиграют – водители 59 лет со стажем 2 года. Для них тариф снизится на 4,4%. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.
При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2021 или в 2022 году. Как выяснилось на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 2,1; минимальный — 0,7.
Это интересно
Штрафы за езду без страховки ОСАГО
В нашем материале разбираем, какие штрафы предусмотрены за езду за езду без страховки ОСАГО
Фото на обложке: Юлия Пыхалова

А как вы относитесь к изменениям в тарифах ОСАГО? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda