Как открыть фитнес клуб с нуля в 2024 году

Заниматься спортом не только полезно, но и модно. Сегодня многие люди самых разных возрастов хотят держать себя в хорошей форме, а потому и места, где они могут это делать, пользуются спросом и приносят доход. Мы узнали у профессионалов этой сферы, как открыть фитнес-клуб с нуля в 2024 году и зарабатывать на этом солидные деньги.

Как открыть фитнес клуб. Фото: Булатов Алексей
Артур Гуфранов Сооснователь сети школ балета и растяжки Levita Георгий Чуманов Владелец фитнес-студии Zamute Инга Коуру-Недашковская Фитнес-эксперт Михаил Горюнов Журналист КП

Пошаговая инструкция по открытию фитнес-клуба

На пути к открытию фитнес-клуба, который будет приносить вам исправный доход, предстоит выполнить несколько важных шагов. Кажется, что ничего сложного нет, но если вдаваться в детали, то побегать придется:

1 шаг. Регистрация своего бизнеса.

2 шаг. Выбор места, где будет расположен фитнес-клуб.

3 шаг. Проектирование фитнес-клуба.

4 шаг. Выбор и заказ оборудования.

5 шаг. Наем персонала.

6 шаг. Реклама и инвестиции по развитию фитнес-клуба.

Система регистрации

Прежде, чем заняться открытием фитнес-клуба, нужно подтвердить свой статус. Чаще всего бизнесмены, интересующиеся таким заработком, регистрируются как ИП, чуть реже — как ООО.

— Если речь об индивидуальном предпринимателе, то это чаще всего собственник, который в большинстве случаев всем и занимается. При этом он может нанимать сотрудников на работу, — говорит владелец фитнес-студии Zamute Георгий Чуманов.

В ООО может быть группа собственников — это основное отличие от ИП. Доли учредителей будут распределены произвольно, в зависимости от того, как они договорятся между собой и поделят уставной капитал, минимальный размер которого 10 тысяч рублей.

При ООО в будущем можно продавать доли в компании и весь готовый бизнес, включая бренд, целиком. В случае с ИП это будет сложнее.

— Сейчас во многих банках появилась замечательная система: если ты открываешь счет в банке, он за тебя бесплатно зарегистрирует любую форму собственности — ИП или ООО. Это занимает немного времени — максимум пять дней. Дальше можно начинать работать: уже есть счет, ИНН и все необходимое, — отмечает Чуманов.

Перечень документов

Для регистрации бизнеса потребуется стандартный набор документов. Для ИП их достаточно всего три:

  • Заявление на регистрацию;
  • Паспорт;
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Для ООО побольше:

  • Заявление на регистрацию;
  • Устав ООО;
  • Протокол собрания учредителей (или решение единственного учредителя);
  • Договор об учреждении ООО (если участников несколько);
  • Гарантийное письмо от собственника помещения (если помещение принадлежит не вам);
  • Свидетельство о праве собственности на помещение;
  • Квитанция об оплате госпошлины.
Облачный сервис повысит доходность фитнес-клуба
Все больше жителей России начинают вести здоровый образ жизни и посещать фитнес-залы. Неудивительно, что за последние годы в крупных городах страны открылись десятки новых спортивных клубов. Каждый из них борется за клиента всеми возможными способами, но не все предприниматели используют новые технологии.

Помощником в развитии успешного фитнес-клуба станет облачный сервис FitBase. Он автоматизирует большинство задач и облегчает управление клубом. К примеру, пользователю доступно создание продвинутой клиентской базы с данными об оплате и активных услугах. Многофункциональная CRM-система позволяет анализировать каждый этап воронки продаж, автоматически ставить задачи менеджерам, собирать заявки из соцсетей, мессенджеров, сайта, телефонии.

Отдельным пунктом стоит отметить расписание и онлайн-запись. Сервис FitBase дает возможность планировать и вести запись индивидуальных и групповых занятий, при необходимости ограничивать количество участников занятия, оценивать рейтинг тренеров. Доступно мобильное приложение, через которое клиенты могут записываться в любое удобное для них время, вносить плату, а также получать уведомления о следующей тренировке.

Программа интегрируется со всеми популярными мессенджерами и соцсетями, онлайн-кассами, СМС-сервисами и IP-телефонией. В течение 7 дней можно бесплатно протестировать возможности облачного сервиса.
Реклама. ООО «ФИТБЭЙС». erid: LjN8KVsuv

Выбор места размещения

Георгий Чуманов настаивает, что от локации зависит львиная доля успеха в этом непростом, но интересном деле. Для оценки локации он предлагает использовать следующий алгоритм:

Шаг 1. Очертите на карте радиус в примерно 10 минут езды на автомобиле до студии.

Шаг 2. Посчитайте количество людей, которые рядом живут (если это спальный район) или работают (если это деловой центр). Примерные данные можно найти в открытых источниках — сайт Росстата, «Википедия», районные порталы и сайты жилых комплексов. 2GIS и Google Карты помогут посчитать размер аудитории — исходя из количества домов, этажей и квартир в них можно примерно вычислить количество жителей. Допустим, у вас получилось 100 тыс. человек.

Шаг 3. Изучите данные о степени вовлеченности в фитнес в вашем городе. В Москве она выше, чем в регионах, но может отличаться даже в разных районах города. Возьмем для расчета средний показатель — 10%.

Шаг 4. Посчитайте размер вашего рынка: 10% от 100 тысяч человек. Мы получили 10 тысяч — это максимальное количество наших потенциальных клиентов, на которых можно рассчитывать при планировании.

Шаг 5. Оцените все то же самое для ваших конкурентов — тех студий, которые находятся внутри обозначенного радиуса и с кем вам придется делить рынок. Скорректируйте прогноз по количеству ваших потенциальных клиентов.

После выполнения инструкций, вы можете сравнить разные локации, основываясь не на своих представлениях, а на экспертной оценке.

На что обращать внимание при подборе помещения:

  • Минимальная площадь. Рассчитайте размеры помещения, при которых комфортно будет всем гостям и тренерам. О том, как рассчитать потенциальное количество ваших клиентов, читайте в статье о бизнес-планировании;
  • Этаж — согласны ли вы арендовать подвальное помещение или хотите проводить занятия только на высоте птичьего полета?
  • Наличие звукоизоляции. Важный момент, если помещение находится в жилом доме, а вы во время тренировок включаете громкую музыку;
  • Высота потолков. Может быть ключевым критерием, например, если вы проводите тренировки на батутах;
  • Наличие удобств. Важно ли студии иметь собственный санузел, душ или гости могут пользоваться удобствами ТЦ / БЦ?
  • Наличие парковки. Как ваши клиенты будут добираться до вас — пешком или на машине?
  • Часы работы и пропускной режим. Смогут ли гости попасть на тренировки ночью, если студия предполагает круглосуточный режим работы?

Сооснователь сети школ балета и растяжки Levita Артур Гуфранов отмечает, что при открытии подобного бизнеса возможно несколько вариантов размещения.

— Можно взять почасовую аренду зала. Это позволяет запустить бизнес с минимальными вложениями и в сжатые сроки, — делится он. — Также помещение можно арендовать на постоянной основе. Бывает, что одни фитнес-студии закрываются, помещения — отремонтированные и оборудованные — выходят на рынок. Это идеальный вариант, так как требует минимальных вложений.

Как открыть фитнес клуб
Эксперты отмечают, что на начальном этапе можно взять зал в почасовую аренду. Это позволит запустить бизнес в сжатые сроки с минимальными вложениями. Фото: globallookpress.com

И по словам фитнес-эксперта Инги Коуру-Недашковской, правильно выбранное место — один главных факторов успеха в таком бизнесе.

— Фитнес-клуб или студия обязательно должны находиться «рядом с домом» или «рядом с работой» потенциальных клиентов, — говорит она. — В радиусе 3-5 км живет или работает целевая аудитория клуба. Чем меньше времени потребуется клиенту для того, чтобы добраться до клуба, тем успешнее будет проект.

Расположить непосредственно клуб можно где угодно — подвал, торговый центр, отдельное здание и прочее. Главное, чтобы помещение соответствовало необходимым требованиям. Основные моменты, которые следует учесть — вентиляция, высота потолков, электрические мощности.

— Фитнес-клубы, расположенные в ТЦ, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Главные минусы — высокая арендная плата, сложности с вентиляционными системами, зависимость от работы торгового центра. Плюсы — высокая посещаемость места, наличие парковки, — добавляет Инга.

это интересно
Как найти инвестора для бизнеса
После запуска и отладки бизнеса приходит необходимость найти инвестора, чтобы продолжать расширяться. Как правильно это сделать, рассказывают эксперты.
Подробнее

Заказ оборудования

Коуру-Недашковская предупреждает, что заказ и доставка тренажеров занимает от 3 до 6 месяцев. Выбрать оборудование можно на специализированных сайтах:

— На этапе проектирования необходимо продумывать системы контроля доступа в клуб, программное обеспечение для работы с клиентскими базами и так далее.

В список обязательных вещей при открытии фитнес-клуба также не забудьте внести: зеркала, коврики, инвентарь (ремни, кубики для растяжки и т.д.). В некоторых студиях необходимы хореографические станки.

Покупка расходных материалов

Не стоит забывать и про расходную часть. Георгий Чуманов к ней относит арендную плату, коммунальные платежи, ФОТ, налоги и вообще все постоянные и переменные затраты:

— Может казаться, что на какие-то расходы не стоит обращать внимания, но на деле окажется, что они занимают значительную часть бюджета.

Также в список расходов не забудьте добавить мебель в раздевалку, скамейки, вешалки, крючки, полочки, стойку ресепшн для администратора, компьютерную технику, приборы для проведения оплаты, если видите в них необходимость и прочее. Обо всем этом следует позаботиться заранее.

Наем персонала

Как замечает Игна Коуру-Недашковская, бизнес модель фитнес-клуба может предполагать как наличие тренерского состава в штате, так и сотрудничество с наставниками на условиях арендной платы.

— Квалифицированный персонал можно найти в специализированных сообществах и фитнес-группах. Стандартный способ привлечения сотрудников с помощью сервисов по подбору персонала также хорошо работает, — подсказывает она.

От выбранной модели зависит и количество другого необходимого персонала.

Все чаще в фитнес-индустрии встречается популярная на западных рынках модель self-service, где в клубе отсутствует отдел продаж, администраторы и другой персонал, который мы привыкли видеть в обычных клубах:

— Такая модель безусловно имеет сегодня преимущество, так как кардинально снижает затраты на фонд заработной платы, обычно в фитнес-клубе он составляет около 30%.

Как привлечь первых клиентов

Об открытии нового фитнес-клуба в городе нужно информировать и весьма активно. Вывеска, наружная реклама, листовки — все это не будет лишним.

— Мы пользуемся платными каналами привлечения, в частности таргетированной рекламой в социальных сетях. Получаем заявку, приводим клиента на пробное занятие, после этого, как правило, клиент покупает абонемент, — рассказывает Артур Гуфранов.

На стадии открытия, задача предпринимателей — зарекомендовать себя, дать максимально высокий сервис, помочь клиенту получить результат, чтобы он был доволен и перешел в разряд постоянных. Скидки и акции для новых гостей, а со временем — постоянных, точно не будут лишними и привлекут людей, а, соответственно, и деньги.

Распространенные ошибки

На стадии открытия подобного рода заведений не все может проходить идеально. Это бизнес, и здесь надо быть осторожным. Эксперты к наиболее распространенным ошибкам относят следующие:

  • Большие расходы на старте — слишком большое неприспособленное помещение, дорогой ремонт, оборудование. При этом еще непонятно, где брать клиентов. Как итог — группы не набираются, бизнес закрывается после ухода в минус;
  • Не считают показатели, цифры, деньги. Низкие цены на абонементы и другие акции нужны, но в меру. Заполняемость будет полная, но без прибыли. Люди накупят абонементы на год-полгода, заполняемость зала будет полная, но прибыли не предвидится, потому что не будет новых клиентов;
  • Неправильный расчет фонда оплаты труда и слишком высокие зарплаты тренерам. Часто бизнесмены, открывающие такое дело, делают акцент на качестве продукта, привлекают хороших специалистов, предлагая им зарплату выше рыночной. Но фонд оплаты труда весомая статья расходов, неаккуратность тут может погубить проект;
  • Отсутствие хорошо продуманной концепции в планировках клуба. Такие ошибки приводят к невозможности необходимой заполняемости залов и простоям площадей. Лучше при планировке обращаться к дизайнерам, уже работавшим в фитнес-индустрии.
это интересно
Деньги на открытие и развитие бизнеса
Эксперты дают советы начинающим бизнесменам по вопросу поиска стартового капитала.
подробнее

Сколько стоит открыть фитнес-клуб

Георгий Чуманов предостерегает — вложений при открытии фитнес-клуба с нуля нужно будет сделать много. Подходить к планированию бюджета нужно с холодной головой. Он приводит следующий пример расчета фитнес-студии.

РасходыЦена, руб.
Аренда20 000
Коммунальные услуги10 000
Телефон, интернет, программа5 000
Налоги15%
Управляющий, уборка, бухгалтер50 000
Итого постоянные расходы35 000
Итого переменные расходы50 000
Общий итог расходы88 900

— В нашем случае не пришлось много тратиться на ремонт — он остался от прежней студии. Основные затраты пришлись на первый арендный платеж и создание бренда. А именно: позиционирование, айдентика, сайт. Всего при запуске было потрачено около 200 тысяч рублей, — вспоминает Георгий. — Доходную часть прогнозировать сложнее, чем расходы. На нее может влиять все, что происходит в мире — от пандемии до нового тренда в фитнесе.

Чтобы спрогнозировать доход, в его компании делали так: взяли среднюю стоимость визита и месячного абонемента в Москве.

— Определили, сколько лидов мы сможем привлечь. С учетом процента конверсии посчитали, на какое количество продаж можем рассчитывать. Примерный прогноз конверсии в продажу из первичного трафика — 20%. Для продлений и повторных продаж он, конечно, выше — 60%.

Артур Гуфранов, в свою очередь, предлагает следующий вариант по затратам на открытие фитнес-клуба:

ТратыЦена, руб.
Капитальные вложения405 000
Станки50 000
Зеркала50 000
Спортинвентарь20 000
Мебель85 000
Покрытие напольное45 000
Оргтехника35 000
Музыкальный центр5 000
Онлайн-касса, эквайринг25 000
Видеонаблюдение35 000
Вывеска35 000
Полиграфия20 000
Первые 2 месяца аренды помещения80 000
Маркетинг100 000
Резерв на непредвиденные расходы100 000
Прочие расходы15 000

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте