ЕГЭ по химии в 2026 году

Полезные советы

Елена Дармина
Автор КП

Общая информация

ЕГЭ по химии — это важный экзамен, который показывает, насколько хорошо ученик освоил школьный курс химии. Он помогает проверить не только знания формул и реакций, но и умение рассуждать, анализировать и применять теорию на практике.

На экзамене встречаются задания разных типов: от простых тестов до задач, требующих развернутого решения. Чтобы успешно сдать ЕГЭ в 2026 году, важно понимать суть химических процессов, а не просто запоминать уравнения реакций. Хорошие результаты по этому предмету открывают путь к поступлению в медицинские, биологические и химические вузы.

Основные изменения в ЕГЭ по химии

В 2026 году изменений в структуре и содержании экзамена нет.

Расписание

Досрочно сдать химию можно 10 апреля. Обычно раньше основного периода государственная аттестация проводится для выпускников прошлых лет, школьников, обучающихся экстерном, а также учащихся колледжей, если они решили сдавать ЕГЭ и поступать в вузы.

В основной период ЕГЭ по химии проходит 1 июня. Резервные дни основного этапа – 22, 24, 25 июня.

8 июля - дополнительный день, в который экзаменуемые могут по своему желанию пересдать один из предметов, в том числе и химию.

Задания

За три с половиной часа, которые отводятся на экзамен, школьник должен решить 34 задания: 28 из первой части (с 1 по 28) и 6 из второй (с 29 по 34). В первой части 18 заданий базового уровня и 10 повышенного, во второй части размещены задания самого высокого уровня сложности. В ЕГЭ по химии 2026 нет задач, где необходимо выбрать один правильный ответ. Во всех заданиях, где требуется найти верное решение из предложенных, нужно выбрать и дать минимум два ответа. Во второй части экзамена ученикам необходимо написать химические реакции на основе предложенных данных, а также решить задачи. Например, рассчитать долю примесей в описанной смеси.

Во время экзамена школьники должны продемонстрировать умение анализировать химический текст. Это, например, предполагает знание не только валентности химических элементов, но и возможные результаты всех видов химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена, окислительно-восстановительные и кислотно-основные). Темы заданий охватывают всю школьную программу по химии: основы, неорганическая и органическая химия, методы познания в ней.

Критерии оценивания

Написанный экзамен проверяется в два этапа: ответы первой части сканируются и обрабатываются на компьютере, а над проверкой второй части работает предметная комиссия.

Правильное выполнение каждого из заданий 1–5, 9–13, 16–21, 25–28 оценивается 1 баллом. Задания 6, 7, 8, 14, 15, 22–24 оцениваются 2 баллами. Они считаются выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции и полностью совпадает с эталоном ответа. При этом в ответах на задания 1, 3, 4, 11, 12, 13, 18 порядок записи символов значения не имеет.

Задания части 2 (с развёрнутым ответом) предусматривают проверку от двух до пяти элементов ответа. Они могут быть выполнены выпускниками различными способами. Наличие каждого требуемого элемента ответа оценивается 1 баллом, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 2 до 5 баллов: за выполнение заданий 29 и 30 можно получить по 2 балла; за выполнение заданий 31 и 34 – по 4 балла; за выполнение задания 32 – 5 баллов; за выполнение задания 33 – 3 балла.

Баллы

Максимально на ЕГЭ по химии можно набрать 56 первичных баллов. Минимальный порог для поступления в вуз - 40 тестовых баллов (14 первичных).

Пересдача

Возможность сдать экзамен в один из резервных дней есть у тех, кто не смог появиться в назначенный день во время досрочного или основного этапа, и на это есть уважительная причина. Например, это может быть плохое состояние здоровья (обязательно подтвержденное справкой от врача), чрезвычайная ситуация или ЕГЭ по нескольким предметам, назначенные на одну дату.

Каждый школьник имеет право подать апелляцию, если уверен в своей работе и хочет доказать, что заслуживает больше баллов. Подать апелляцию необходимо в течение двух рабочих дней после публикации результатов. Получив результаты ЕГЭ, нужно обязательно сверить набранные баллы и написанные ответы, потому что бывают случаи, когда при проверке первой части работы машина засчитывает правильные ответы как неверные только потому, что не смогла распознать почерк ученика. Примеров, когда вместо ответа «1» компьютер засчитывал ответ «4», очень много. И апелляция – возможность исправить эту ошибку и поднять балл за экзамен.

Еще одна ситуация, когда можно подать апелляцию: если нарушения были допущены со стороны организаторов экзамена (например, не хватило бланков ЕГЭ). В этом случае подать апелляцию необходимо в тот же день, когда проходит ЕГЭ, не покидая место аттестации. Апелляционная комиссия рассматривает апелляцию, и если нарушения действительно были, то ученик получает возможность пересдать химию в резервный день.

Кроме того, теперь у выпускника есть право пересдать один экзамен, если он считает, что набрал малое количество баллов. Вторая попытка будет являться решающей, так как предыдущий результат будет аннулирован.

Мнение эксперта

Наталья Гриднева, учитель химии (с. Гофицкое, Ставропольский край):

– Готовить учеников к ЕГЭ по любому предмету достаточно сложно, с этим все испытывают сложности. С химией в этом плане еще сложнее. Так как этот предмет далеко не простой, выбирают его выпускники, поступающие в вузы, где химия – один из профилирующих предметов. В сельских школах, где я преподаю, таких учащихся чрезвычайно мало. В среднем каждый год из 20 человек выбирают химию всего один или два ученика. Это позволяет уделять больше внимания каждому сдающему индивидуально. Со своими учениками я концентрируюсь больше на первой части ЕГЭ, так как задания там по сравнению со второй проще. Баллов за эту часть дают больше, поэтому рекомендую школьникам решать сначала первые 28 заданий, а потом уже приниматься за сложные.

Это еще важно потому, что они требуют, как правило, больше времени на решение и составление всех формул или написание реакций, чем те задания, где надо просто выбрать верные варианты ответа. Поэтому в первую очередь – как можно скорее, но и внимательно (внимательность вообще очень важна на ЕГЭ, из-за ее отсутствия дети совершают огромное количество ошибок), решить легкие задания, а затем приступить к задачам, требующим тщательного анализа и глубоких знаний как неорганической, так и органической химии. Последняя, кстати, по моему опыту, сложнее дается детям для понимания. Но и изучают ее поэтому в школьной программе уже в старших классах.

КП
Реклама О проекте