Болонская система образования

В материале рассказываем, что такое Болонская система образования, каковы ее плюсы и минусы и почему Россия планирует отказаться от европейской модели обучения

Арина Антоненко
Автор КП
Юрий Мосейкин
Декан экономического факультета Российского университета дружбы народов, доктор наук
Олег Долгицкий
Преподаватель-исследователь, специалист по государственному муниципальному управлению
Екатерина Безсмертная
Декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ
Слова «бакалавриат» и «магистратура» появились в лексиконе жителей нашей страны в 2003 году. Болонская система образования приживалась в России с трудом, вопросы о ее целесообразности велись беспрерывно, о ее плюсах и минусах высказывались многие депутаты, ректоры вузов, преподаватели, студенты и их родители. 24 мая 2022 года Валерий Фальков в своем заявлении поставил точку в обсуждениях единой европейской модели обучения. В Минобрнауки сообщили об отказе от двухуровневой системы. Почему наша страна приняла такое решение и что ждет отечественное высшее образование в ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы даем вместе с экспертами.

Что такое Болонская система образования

Если говорить кратко, то Болонская система высшего образования — это концепция, при которой учебный процесс делится на 2 части. Первая длится 4 года и называется бакалавриат. Вторая — это магистратура, обучение на которой ведется в течение 2-х лет. Вузы стран, которые подписали Болонскую декларацию, создают единое учебное пространство, а критерии и методологии в разных университетах становятся сопоставимыми.
В вузах вводится общеевропейская система оценивания работы студентов, модульная система обучения и специальное приложение к диплому. Все эти меры направлены на поддержку, развитие и повышение конкурентоспособности европейского подхода к образованию.

Плюсы Болонской системы образования

Одним из главных преимуществ двухуровневой системы образования является возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а потом поступить в магистратуру на другую образовательную программу. Таким образом студент может поменять профиль и в сравнительно короткий срок освоить 2 профессии.

Еще один несомненный плюс Болонской системы — мобильность обучающихся. Это значит, что студент, начавший обучение в своей стране, может перевестись в вуз другой страны без потери курса. По словам Юрия Мосейкина, декана экономического факультета Российского университета дружбы народов, Болонская система открывала возможность интеграции в международное образовательное сообщество, содействуя образовательной, научной, академической общественности в реализации совместных проектов, научных исследований, образовательных программ. В этом её значительный плюс, значительный положительный эффект на всю нашу образовательную среду, которой недоставало широкого взаимодействия с наукой и предпринимательской сферой.
Болонская система открывала возможность интеграции в международное образовательное сообщество. В этом её значительный плюс.
— Юрий Мосейкин, декан экономического факультета РУДН
Третья важная сторона обучения по-болонски — возможность выбирать часть дисциплин для обучения. Кроме того, в университетах с европейской моделью образования нет «ненужных» предметов. Так, лингвисты не изучают физику или биологию, а математикам не нужно изучать историю. Однако некоторые видят в этом минус. Об отрицательных сторонах Болонской системы и поговорим далее.

Минусы Болонской системы образования

Сокращение времени обучения в вузе — один из самых обсуждаемых минусов европейской системы образования. Многие студенты, окончив бакалавриат (4 года), не стремились поступить в магистратуру. В итоге в багаже знаний выпускников только базовые навыки, которых зачастую не хватало для дальнейшей профессиональной деятельности.

Кроме того, неоспоримый плюс в виде высокой мобильности дал негативные последствия для нашей страны. Юрий Мосейкин считает, что главный минус для России состоял в том, что, если для европейского рынка общее образовательное пространство было его естественным элементом, для нас включение в этот процесс без участия в остальных аспектах общего рынка создавало угрозу утечки подготовленных кадров в Европу, что, собственно, и происходило.
Включение в Болонский процесс создавало угрозу утечки подготовленных кадров в Европу, что, собственно, и происходило.
— Юрий Мосейкин, декан экономического факультета РУДН
Болонская система образования подразумевает уменьшение аудиторных часов и увеличение времени на самостоятельную работу. К сожалению, многие студенты, получив больше свободы, не использовали ее для учебы. Результат — снижение уровня подготовки выпускников.

Когда и почему планируют отменить Болонскую систему образования в России

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что Россия планирует отказаться от Болонской системы образования. Он объяснил это тем, что к европейской модели образования нужно относиться как к прожитому этапу. Министр добавил,что нас ждет своя собственная уникальная система образования, которая будет отвечать интересам национальной экономики.

Многие поддержали идею министерства. Олег Долгицкий, преподаватель-исследователь, преподаватель психологии, специалист по государственному муниципальному управлению, считает:

— Опыт показывает, что четырёх лет совершенно недостаточно для освоения высшего образования (в некоторых случаях не хватает даже и пяти). Большинство студентов-выпускников после четырёх лет обучения довольно редко получали степень магистра в силу того, что хотели поскорее начать работать и получать за это деньги. В целом по стране это привело к снижению уровня образования. Мы в итоге получили огромное количество выпускников, которые учились в вузе на один год меньше, чем раньше. Это заметно снизило средний уровень экспертности в стране.
Опыт показывает, что четырёх лет совершенно недостаточно для освоения высшего образования. В некоторых случаях не хватает даже и пяти.
— Олег Долгицкий, преподаватель-исследователь
О конкретных датах отмены Болонской системы образования пока не говорится. Ясно одно: переход будет осуществляться постепенно. Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что переход к заявленной уникальной системе российского образования займет не один год. По выбранным образовательным программам бакалавриата и магистратуры должны как минимум закончить обучение студенты, поступившие в вузы в 2021 году и ранее, а также те, кто будет поступать на анонсированные вузами программы бакалавриата в 2022 году.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ

Когда и почему в России ввели Болонскую систему образования?

— Болонская система образования основана на принципах организации единого европейского пространства, сформулированных в Болонской декларации, — совместном заявлении министров образования из 29 европейских стран, подписанном 19 июня 1999 года в городе Болонья. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, когда трансформационные явления в экономике и политике привели к смене ценностных ориентиров во многих сферах общественного развития, и модернизация системы образования рассматривалась через призму интеграции в мировое образовательное пространство. В числе целей присоединения к Болонской системе виделись признание российских дипломов за рубежом, повышение академической мобильности российских студентов и преподавателей, внедрение новых образовательных технологий, повышение гибкости учебных программ и качества образования.

Каковы требования для перехода на Болонскую систему образования?

— Сегодня участниками Болонского процесса являются около полусотни европейских стран. Присоединение происходит на добровольной основе путем подписания соответствующей декларации. В числе основных принципов, на реализацию которых ориентируются участники процесса: уровневая система образования; унификация названий степеней образования; внедрение международного приложения к диплому; внедрение системы зачетных единиц для учета трудоемкости освоения образовательной программы; высокая международная академическая мобильность студентов.

Какая модель высшего образования установится в России после отказа от Болонской системы?

— Сам по себе отказ от участия в Болонском процессе ощутимых изменений в системе российского образования не принесет. Выходя из системы, страна просто обозначит свою позицию в части идентификации себя как участника общей европейской зоны высшего образования. Однако полностью отказываться от накопленного опыта вряд ли целесообразно. Выстраивание новой образовательной модели должно основываться на оптимальном сочетании всего лучшего, что существовало в советской системе образования, и современными инновациями, которые развиваются в глобальном образовательном пространстве.

Какие преимущества даст выход из Болонской системы образования?

— Основным плюсом выхода из Болонской системы будет пересмотр принципов организации российской системы высшего образования с целью повышения ее качества и престижа, усиления практикоориентированной составляющей обучения, создания гибких и результативных механизмов взаимодействия вузов с отечественными организациями-работодателями.

Думается, что процесс перехода к новой модели не должен быть продиктован сиюминутным эмоциональным побуждением продемонстрировать встречные жесткие меры в ответ на дискриминационные действия европейских университетов в отношении российских студентов и преподавателей, а должен быть ориентированным на реальное повышение качества российского образования и его доступности. Поэтому алгоритм и этапы перехода к новой модели должны быть тщательно продуманы и обсуждены с представителями вузов и профильных профессиональных сообществ и организаций-работодателей, чтобы смысл реформы заключался в обеспечении качественного обновления системы высшего образования, а не в необдуманном отказе от тех результативных наработок, которые были реализованы в российских вузах за годы адаптации к условиям Болонской системы.
Фото на обложке: pixabay.com